Псалом 118 — это не 176 отдельных стихов

Псалом 118 — это не 176 отдельных стихов

Псалом 118 – одна из самых известных глав Писания и главным образом потому, что она самая длинная. Христиане находят её восхитительной, назидательной и прекрасной. Однако, изучая Псалом 118, мы испытываем трудности с пониманием – куда же он в целом нас ведёт.

У этого псалма особенная структура – он состоит из 22 строф (восьмистиший), соответствующих буквам еврейского алфавита. Но, как кажется на первый взгляд, их ничто не объединяет. В нём нет сюжетных линий исторических книг, таких как в Книгах Царств, здесь не излагается логическая аргументация, как в посланиях, например к Евреям или Римлянам. Многие читатели склонны интерпретировать каждый стих 118-го псалма как независимое утверждение, не связанное с предыдущими и последующими стихами.

И хотя такой подход нисколько не умаляет назидательную роль псалма, я полагаю, что на самом деле он пронизан целостной последовательностью глубоко связанных мыслей. И читатель, понимающий этот широкий контекст, сможет по-новому взглянуть на Псалом 118, найти его ещё более ценным и обогащающим.

Идеальный пример послушания и благословения

Псалом 118 начинается, как и следует ожидать, величественно. В строфах Алеф и Бет псалмопевец описывает требования закона Божиего о совершенном послушании и всесторонней преданности. Блажен тот, кто «непорочен» (ст. 1), “не делает беззакония” (ст. 3) и повинуется “всем сердцем” (ст. 2, 7, 10, 11).

В этих строфах псалмопевец предстаёт пред нами преданным Божьему закону. Мысли же христианского читателя обращаются при этом к нашему Господу Иисусу, единственному Израильтянину, исполнившему всякую правду (Мф. 3:15) и не имеющему греха (Евр. 4:15).

Это торжественное вступление представляет собой идеальную картину послушания и благословения. Но псалмопевец уже в следующих строфах предупреждает нас о том, что земная жизнь далека от этого идеала.

Странствие и страдания

В третьей строфе (Гимель) псалмопевец называет себя “странником” (ст. 19), что должно привлечь наше внимание, ведь праведные израильтяне не должны были быть странниками. Странником был Авраам, не имея настоящего дома и переходя с места на место, как об этом много раз говорится нам в Книге Бытие. Но Бог привёл Израиль в землю обетованную под руководством Иисуса Навина, дал коленам и родам уделы в собственность для передачи по наследству из поколения в поколение.

Поэтому, наш псалмопевец должен быть обосновавшимся, а не странником. Конечно, Бог в законе Моисеевом предупреждал народ, что извергнет его из земли, если они восстанут против Него. Но наш псалмопевец в первых строфах предстаёт соблюдающим закон, за что же он так наказан? Мы озадачены этим, поэтому продолжаем читать.

На протяжении оставшейся части Гимеля, а затем и Далета псалмопевец описывает свои ужасные страдания как странника. Князья сговариваются против него (ст. 23), а душа “повержена в прах” (ст. 25). Тем не менее, уже в Далете его уста начинают провозглашать уверенность в избавлении Господнем, и эта уверенность растет на протяжении следующих четырех строф – Хе, Вав, Заин, Хет, хотя он и не перестаёт упоминать о своих страданиях и повторяет, что он странник (ст. 54).

Однако до сих пор нам не сказано, почему он, человек праведный, был, по-видимому, изгнан из земли обетованной.

Обращение к покаянию и надежде

Об этом он говорит нам в двух следующих строфах Тет и Йод: прежде он восставал против Бога, и Бог наказывал его, но теперь он раскаялся и поставил закон Божий во главу угла. Он даже стал ободрением для других Израильтян, увидевших его раскаяние.

Это богословский прорыв в псалме, но автор не даёт наслаждаться им долго, ведь следующая строфа псалма Каф – самая мрачная. Он напоминает нам, что и примирившись с Богом, он всё ещё изнывает как странник.

Эта строфа завершает первую половину псалма и его характер меняется на противоположный. Первые две строфы второй половины – Ламед и Мем, продолжающиеся в Нуне, являются наиболее позитивными. Закон Божий неизменен, истинен и глубок. Он вселяет мудрость и просветляет.

Возможно, псалмопевец подчеркивает эти истины, пережив грех и покаяние, и осознав, что закон (в данном случае, книги от Бытия до Второзакония) открывает не только Божий суд над его грехом, но и даёт надежду на спасение.

Но и обретя уверенность в Божием благоволении, он все ещё остаётся страдающим странником. Следующие строфы открывают нам, что это значит для его духовной жизни. Самех и Аин призывают Бога заступиться и низложить его врагов, даруя полное избавление. Пе и Цади описывают переживания, наполняющие странников – тоску, скорбь и рвение. В Коф псалмопевец размышляет о молитве; и затем в Реш он молится.

В предпоследней строфе Син и Шин псалмопевец предстаёт пред нами, пожалуй, в наиболее духовно зрелом состоянии – несправедливо гонимого человека, но полного радости, хвалы и надежды. И затем заключительная строфа Тау завершает псалом величественным финалом многократного восхваления Бога.

Искренняя молитва веры

Нам бы хотелось, чтобы псалом закончился на этой торжественной ноте, однако псалмопевец завершает его словами сожаления о том, что он “заблудился, как овца потерянная”, и молит Бога найти его (ст. 176). На первый взгляд, это кажется не совсем подходящим для финала, но это искренняя молитва веры. Неоднократно Ветхий Завет говорит об израильских изгнанниках, нуждающихся в спасении, как об овцах, остро нуждающихся в самом Боге как в своём Пастыре (например, Пс. 79; Ис. 40:9–11; Иез. 34). Это справедливо и для псалмопевца, поэтому на этом он и заканчивает псалом.

Прекрасный итог псалма призывает нас, христиан нового завета, продолжать изучать Библию и восхищаться тем, как Бог ответил на последнюю просьбу псалмопевца. Бог послал Христа как “Пастыря доброго” (Иоанна 10:14), “Пастыря овец великого” (Евр. 13:20).

Он собрал в одно стадо не только заблудших овец Израиля, но и урожай язычников (Иоанна 10:16). Поэтому апостол Петр говорит верующим нового завета: “Вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших” (1 Петра 2:25).

Итак, Псалом 118 – это не собрание 176 отдельных стихов. Он рассказывает нам о прохождении псалмопевца чрез грех и страдания, веру и покаяние, а также о его благоговейном ожидании пришествия Доброго Пастыря. Давайте же читать этот псалом именно так!

Автор — Дэвид ВанДрюнен / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 19.01. Спасибо!