Пурим – радостное событие в еврейском доме с костюмами и обильным веселым застольем (от которого костюмы быстро становятся тесными и неудобными). И конечно, ни одно празднование Пурима не обходится без традиционного чтения истории Эстер.
По иронии судьбы, несмотря на то что именно ее именем названа книга, роль Эстер (она же Хадасса) в описанных событиях часто недооценивается. В основном мы противопоставляем добро и зло – Мордехая и Амана – и относимся к Эстер как к «милой еврейской умнице-красавице», сыгравшей второстепенную роль.
Но вытолкнуть Эстер из центра внимания означает недооценить силу этой истории. Эстер – одна из немногих подлинных героинь ТаНаХа. История этой девушки совсем не такая милая, как ее внешность. Она полна сурового реализма и (к сожалению) может оказаться очень знакомой тем из наших читателей, кто, возможно, сам пережил тяжелый жизненный опыт.
Вот несколько нелегких жизненных обстоятельств, через которые прошла Эстер:
1. Она жила в изгнании
После вавилонского изгнания Эстер и значительная часть еврейского народа жили в рассеянии по всей Персии. Хотя им и дали разрешение вернуться на родину, многие остались в изгнании, предпочтя не возвращаться в разрушенный войной Иерусалим.
2. Она была сиротой
Согласно Писанию, у Эстер не было родителей. Она потеряла отца и мать, и была воспитана старшим двоюродным братом Мордехаем (Есфирь 2:7).
3. Она потеряла свободу
Персидский царь Ксеркс (Ахашверош) разгневался на свою жену и искал ей замену. Поэтому он издал указ собрать к нему во дворец всех подходящих девственниц империи.
«Когда объявлено было повеление царя и указ его, и когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы под надзор Гегая, тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен» (Есфирь 2:8).
Мы читаем в Писании, что Эстер была молода и невероятно красива. Также, судя по языковым оборотам, используемым в тексте, мы можем сделать вывод, что согласия самой Эстер во всех этих событиях особо никто не спрашивал. Она вряд ли отправляла резюме или с энтузиазмом записывалась в добровольцы в гарем. Она была молода, красива, и ее просто забрали.
4. Она была изнасилована
Это утверждение шокирует даже тех, кто ежегодно читает всю Мегилу во время празднования Пурима. Но Писание ясно говорит о том, что произошло.
«Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, — ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, – тогда девица входила к царю. Чего бы она ни потребовала, ей давали все для выхода из женского дома в дом царя. Вечером она входила и утром возвращалась в другой дом женский под надзор Шаазгаза, царского евнуха, стража наложниц; и уже не входила к царю, разве только царь пожелал бы ее, и она призывалась бы по имени» (Есфирь 2:12–14).
Всех девственниц – а это были еще совсем молоденькие девушки – по очереди отводили к царю, которому, на тот момент было около 40 лет. Одну за другой их вели к нему, чтобы он с ними переспал. Они уже не возвращались к оставшимся девственницам, их переселяли в другие покои, где жили царские наложницы (это означает, что они превращались в сексуальных рабынь без статуса жены). Им никогда уже не было суждено выйти замуж за другого мужчину и не позволялось увидеть царя снова, если только он не «пожелал бы ее». Проще говоря, царь провел «тест-драйв всех моделей», прежде чем совершить покупку, и в конце концов «купил» Эстер взамен бывшей царицы.
5. Её могли казнить
Когда Мордехай узнает о заговоре царского советника Амана, желавшего уничтожить весь еврейский народ, Эстер буквально выталкивают в центр событий. Мордехай посылает царице сообщение, в котором просит ее пасть ниц перед царем и просить пощады от имени ее народа. Это было не так просто, как может показаться. Эстер знала, что любого, кто приходил к царю без предварительного вызова, убивали. Разве что царь будет в настроении протянуть свой скипетр и пощадить жизнь незваного гостя. То, о чем Мордехай ее просил, могло стать последним делом ее жизни.
Но Мордехай сказал: «не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есфирь 4:13-14). Привет, старый-добрый еврейский комплекс вины.
Итак, Эстер, Мордехай и весь еврейский народ постились и молились. Затем Эстер предстала перед царем. На ее счастье, царь протянул скипетр, выслушал ее и исполнил ее просьбу. Бог мощно использовал и Мордехая, и Эстер, чтобы спасти еврейский народ от уничтожения.
Эстер не была просто девочкой-красавицей. Она не была подручной Мордехая. Потратив всего несколько минуту, чтобы вглядеться в Эстер как в личность и осознать ужасные вещи, которые пережила эта Божья дочь, мы яснее увидим ее характер и мужество, а также искупительную Божью любовь, которая действует несмотря на грехи человечества.
Он избрал женщину, у которой было отнято всё – родители, свобода, девственность – и дал ей всё. Он использовал человека, который в силу своего пола, культуры своей страны и обстоятельств был бесправен и невидим, и сделал его ключевым и грозным героем.
История Эстер – это потрясающее напоминание о том, что Бог может дать новую жизнь, искупление и свободу, даже когда это кажется невозможным!
«Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне» (Исаия 43:19).
Рейчел Фридлендер / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!