О, как уязвимо падшее человеческое сердце — сердце Джона Пайпера. Как уязвимо мое сердце для мысли о том, что иметь много вещей — значит жить по-настоящему. Сколь я уязвим, приравнивая обладание и бытие, владение и жизнь. Вы идете в торговый центр и думаете: «Если бы у меня было вот это, я бы жил». Но это безумие — полагать, что вещь может дать жизнь. Это ложь.
Ведь что такое жизнь? Иисус сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Жизнь – это не обладание вещами. Жизнь – это познание Бога. Поэтому Он рассказал притчу. Он рассказал притчу людям, которые слышали вопрос о наследстве (Лк. 12:13). У Иисуса было слово для всех них, и есть слово для нас. В Евангелии от Луки 12:16-21 сказано:
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Быть успешным фермером это не плохо. Это не плохо, когда ваша земля приносит обильный урожай. Это не плохо, когда ваш бизнес процветает. Это не плохо, когда вы получаете повышение на работе с увеличением зарплаты. Это не плохо, когда ваши инвестиции приносят прибыль. В данной притче это не зло.
Богатый человек назван глупцом не потому, что был хорошим фермером. Бог знает, что этот мир нуждается в успешных фермерах и прибыльных предприятиях. Почему же он назван глупцом? Вот вопрос притчи. И он не только назван глупцом, он теряет свою душу. Луки 12:20: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Он действительно проклятый глупец.
Вот как бы я объяснил это: то, как он использовал умножение своего богатства, показывало, что он богатеет не в Бога. Он продолжал строить амбары побольше, и это было бы нормально, если вы собираетесь хранить зерно, чтобы использовать его для чего-то, что покажет, что именно Бог – ваше сокровище. Но суть не в больших амбарах. Важно то, что он сказал.
Стих 19: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы». И что ты собираешься делать теперь? Он выдает: отдыхать, есть, пить, веселиться. Его использование богатства говорит одно: «Мое сокровище – это отдых, еда, питье и вечеринки. Это моя драгоценность. Это и есть мое богатство. Это моя жизнь. И накопленное добро в моих амбарах делает ее возможной. Оно дает возможность получить то, что я действительно ценю: отдых, еду, веселье, вечеринки с другими пенсионерами.»
Это нормально? Что в этом плохого? В этом всё плохо — если там нет Бога и нет воскресения. Об этом ведь говорил Павел, не так ли? «…если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32). В это и заключается весь смысл: максимизировать текущее удовольствие, если нет Бога и воскресения — нет бесконечно ценного Бога, чтобы наслаждаться Им вечно.
А затем Иисус дает этот ключевой стих и проясняет суть. Луки 12:21: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Что означает эта странная фраза? Это единственное место в Библии, говорящее об этом. Это странная фраза, но богатеть в Бога – это хороший, буквальный перевод того, что там написано. Что это значит? Я думаю, что смысл понятен из контраста в стихе. Это противопоставляется накапливанию земных сокровищ для себя. Таким образом, богатеть в Бога противоположно такому отношению к себе, словно ты создан для вещей, а не для Бога. Богатеть в Бога противоположно такому отношению, будто суть жизни заключается в изобилии имущества. Потому что это не так. Она заключается в познании Бога. Вот что такое настоящая жизнь.
Так что богатеть в Бога – это сердце, стремящееся к Богу, как к богатству. Богатеть в Бога – это сердце, движущееся к Богу как к вашему богатству. Богатеть в Бога – это сердце, движущееся к Богу как к вашему сокровищу. Богатеть в Бога – это считать Бога наивысшим благом на земле. Богатеть в Бога означает использовать земные сокровища, чтобы показывать, насколько вам дорог Бог. Это то, что не смог сделать преуспевающий фермер. Фермер потерпел серьезнейшее фиаско прямо в этих строках. И в результате он оказался глупцом, который потерял свою душу, — и так же будет с нами, если мы не богатеем в Бога.
Вот что я имею в виду, когда говорю, что деньги опасны. Они увлекают вас от любви к Богу. Они уводят вас от того, чтобы считать Бога настоящим сокровищем. Еще раз — проблема в этой притче не в том, что владелец поля преуспевал. Проблема в том, что Бог перестал быть его сокровищем. Если бы Бог был его сокровищем, что он изменил бы в своем подходе? Если бы Бог был его сокровищем, а не еда, питье, отдых и вечеринки, что он сделал бы по-другому?
Вместо того, чтобы сказать: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись», я думаю, он мог бы сказать что-то вроде: «Боже, это всё — Твоё. Ты сделал мои поля плодородными, Ты и меня создал. Покажи мне, как я могу выразить своим богатством, что именно Ты — моё сокровище. Как я могу ясно показать это миру, Боже? Я – богатый человек. Мои поля вознесли меня. И вот все в моем распоряжении».
И вы молитесь: «О Боже, мне не нужна более расширенная страховка. Мне не нужен планшет побольше. Мне не нужно ничего побольше и получше. Мне не нужна получше еда. Мне не нужны напитки получше. Мне не нужны получше вечеринки. Я хочу веселиться, потому что Ты сказал, что блаженнее давать, нежели получать. Я хочу максимизировать это, поэтому просто помоги мне узнать, как вкладывать и как отдавать это моё преуспевание, чтобы я мог радоваться тому, сколько добра это приносит другим, указывая им на Тебя. Помоги мне разглядеть это.»
Автор — Джон Пайпер / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Татьяна Штанько для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!