Кто-то однажды заметил, что быть родителем — это все равно, что наблюдать, как твоё сердце выходит за пределы твоего тела. Когда дети царапают или обдирают колени, ударяются головой или ломают руку или ногу, наши сердца сокрушаются. Когда кто-то смеётся над ними, подводит или сильно огорчает их, наши сердца разрываются. При всем огромном желании защитить детей — и, следовательно, наши собственные сердца — от боли и страданий, мы не можем этого сделать.
Это значит, что когда наши дети страдают, мы боремся в вере на двух фронтах. Воспитание включает в себя борьбу с нашей собственной проблемой неверия, которая возникает, когда страдают дети — вопросами, такими как страх, тревога, волнение, беспокойство, отчаяние или недовольство. С другой стороны, воспитание детей также означает наставление с их собственным неверием, которое проявляется, когда они страдают.
Во всем этом есть надежда, потому что, как заявляет апостол Петр, «Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).
Наши близнецы
Когда наши мальчики-близнецы родились с тяжелым нервно-мышечным расстройством, я, прежде всего, осознавал свои страдания. Я не был подключен к дыхательному аппарату и не был прикован к инвалидной коляске, но мне пришлось справляться со своим собственным горем, страхом, завистью и ревностью, цепляясь за Христа.
По мере того, как наш оставшийся в живых сын взрослел (его брат-близнец умер, когда ему исполнилось 3 года), мне всё еще приходилось ежедневно проповедовать Евангелие самому себе, но я также должен был наставлять его через опыт его собственных страданий. Он был тем, чьи мышцы не работают, кто изо всех сил пытается дышать, у кого ломкие кости и кто пережил многочисленные переломы бедра. Он знает о физическом дискомфорте и боли столько, сколько я никогда не знал.
Но я знаю, что в этом хрупком теле заключена человеческая душа, созданная, чтобы наслаждаться Богом, но падшая в Адаме. По милости Божьей я знаю, что только Христос может спасти и удовлетворить его душу, поэтому я знаю, куда его вести. Боятся ли наши дети хулигана в школе или процедуры в больнице, страдают ли они из-за отверженности или рака, Слово Божье имеет всё, что по большому счету нужно их душам (2 Тимофею 3:16). И Бог дает всё, что нам нужно на всю нашу жизнь, раскрывая Себя нам и давая Свои драгоценные и великие обетования (2 Петра 1:3-4).
Обетования для вас
Воспитание детей начинается с нашего доверия Богу. Бог призывает родителей старательно учить детей Его Cлову, рассказывать о Его заповедях и обетованиях в повседневной жизни (Второзаконие 6:4–6), а это значит, что мы должны знать, что говорит Бог, и принимать Его слова всерьёз. Если мы не доверяем и не дорожим Иисусом, когда страдаем, как мы можем помочь детям научиться доверять Ему?
По мере того, как мы прилепляемся ко Христу, припев гимна «Так сладко верить в Иисуса» становится свидетельством нашим детям:
Иисус, Иисус, как Ему я доверяю!
Я удостоверился в Нем столько раз.
Доверив себя Иисусу, мы убеждаемся в Его характере и верности, и мы вверяем Его славе и милости наших детей. И чем лучше мы знаем, как проводить свои сердца через процесс покаяния и веры — пленяя мысли неверия и подчиняя умы Христу, отвергая идолов наших сердец, чтобы удовлетвориться только Христом — тем более компетентными мы будем в том, чтобы утешать и воспитывать наших детей, когда они страдают.
И для ваших детей
Тот факт, что Божьи обетования также «предназначены и детям вашим и всем дальним» (Деян. 2:39), убеждает нас в том, что Божьи обещания верны на всяком месте и во все времена. Хотя некоторые деноминации не согласны с тем, что в Деяниях 2:39 подразумевается крещение, мы соглашаемся с тем, что мы хотим, чтобы наши дети знали и доверяли драгоценным обещаниям, которые Бог дает Cвоему народу.
Мы хотим, чтобы они знали Его как Бога, соблюдающего завет, который клянется Собой и который ставит на карту Свою славу и величие, что исполнит Своё слово (Евреям 6:13-18). Мы хотим, чтобы наши дети разделяли веру, которую имел наш отец Авраам, ту веру, которая доверяет Богу в том, что Он обещает (Римлянам 4:12, 20-21).
В нашем доме мы делаем это, обучая сына конкретным обетованиям Бога, которые касаются его забот и переживаний. Когда он беспокоится, боится или грустит, мы следуем аббревиатуре, предложенной Джоном Пайпером — A.P.T.A.T. (ПМДДБ: Признайте, что вы ничего не можете сделать без Бога; Молитесь о помощи; Доверяйте конкретному обещанию; Действуйте; Благодарите Бога за всё): мы заверяем его, что Бог знает, что он чувствует, и призываем его признать свою нужду в Боге; мы вместе молимся о помощи Бога; мы доверяем конкретному обещанию, и затем мы действуем, что может означать необходимость пережить замену трахеи, лабораторные исследования, рентген или любые другие неприятные или болезненные ситуации; и, наконец, мы благодарим Бога за помощь.
Бедствие и бакалея
Поскольку жизнь по вере зависит от фактического знания и доверия тому, что говорит Бог, мы показываем сыну обетования в любой ситуации. Большинство дней мы начинаем, читая Псалом 117:24: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!». Это побуждает нас сознательно искать радость в Боге, который правит нашими днями, а не обстоятельствах наших дней.
Поскольку тело нашего сына очень слабое, повседневная деятельность может стать источником беспокойства для него. Однажды по пути в продуктовый магазин мы услышали его слова из задней части микроавтобуса (через компьютер для наблюдения глазами, которым он всегда пользуется): «Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь» (Псалом 117:5). Мы с женой громко рассмеялись, отчасти потому, что большинство людей не воспринимают продуктовый магазин как тесноту и печальную ситуацию, а отчасти от явной радости, потому что он решил воззвать к Господу в такое время.
Вы верите в это?
Мы регулярно возвращаемся к книге Иисуса Навина 1:9: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». Это именно то, что нужно его страдающему сердцу — и как раз то, что нужно сердцу страждущего отца.
Утешение от осознания того, что Бог с ним, куда бы он ни шел, значительно превосходит отвлечение, которое приносит воздушный шарик из больничного магазина подарков. Я не имею ничего против воздушных шаров или сувенирных магазинов, но мы понимаем, насколько заманчивой может быть идея предлагать дешевые утешения вместо превосходящего мира, который исходит только от Христа.
Наш сын потерял брата-близнеца четыре года назад. Теперь, когда ему 7 лет, у него много вопросов о смерти, и он гораздо больше осведомлен о собственной смертности. Поэтому, мы обращаемся к Иисусу и всем Его обещаниям, повторяя слова из Евангелия от Иоанна 11:25–26: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» Он кивает головой, когда я отвечаю словами Марты: «Да, Господь, [мы] верим».
И вот оно, наше величайшее желание как родителей — не удерживать наших детей от страданий, а учить их доверять Иисусу, когда они страдают. И мы делаем это, доверяя Иисусу вместе, терпя страдания вместе с ними.
Автор — Райан Чейс / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!