25 декабря: радостный день для празднования прихода Мессии на землю или украденный языческий праздник? Действительно ли имеет значение дата? И как вообще появилось 25 декабря?
Каждый год уровень гнева по поводу Рождества кажется всё более безумным, а дебаты всё более бурными. Одни люди злятся на Старбакс, пытающийся избежать христианского аспекта этого праздничного сезона в своих декоративных стаканчиках, другие в ужасе от того, что последователи Иешуа вообще могут праздновать такой языческий праздник. Здесь, в Израиле, Рождество — это обычный рабочий день, с очень редкими Рождественскими ёлками, которые можно найти в арабских христианских кварталах, и возмущением против идолопоклонства, когда они находятся близко к еврейским кварталам. Мессианские верующие склонны преуменьшать важность праздника, посвящённого рождению Мессии, поскольку христианские праздники всегда ассоциировались с преследованиями евреев. Это довольно болезненный вопрос. Что же нам со всем этим делать?
Это библейская история
“Это есть в Библии, вы ведь знаете” — напомнил израильский верующий моей новообращённой подруге. Она выросла в традиционной еврейской семье и явно сопротивлялась самой мысли об этом. Очевидная истина этого утверждения — как хороший пинок, возвращающий нас на землю. Конечно, это есть в Библии. Эта история записана прямо здесь, в Библии, чёрным по белому.
Насколько нам известно, в этой важной истории не было ни оленей, ни украшенных деревьев, но она точно произошла. Иешуа был рождён, ангелы сказали пастухам пойти и поклониться Ему, и с востока пришли несколько мудрецов, ведомые небожителями, чтобы принести дары и почтить Царя Царей. Бог стал человеком и обитал среди нас, как Он и обещал.
Почему же празднование этого радостного события стало таким спорным? Многие утверждают, небезосновательно, что обычаи украшения елей, венки, рождественское полено и празднование в конце декабря — всё это берёт своё начало в язычестве, а именно, в праздниках Сол Инвиктус и Сатурналии. Антирождественский лагерь, стремящийся избегать чего-либо, имеющего отношение к поклонению идолам, убегает от подобных традиций, как от чумы. Они часто говорят о том, что Библия не говорит нам праздновать воплощение Иешуа, и что, в любом случае, это является неуважением к Нему — чествовать Его в день, выбранный совершенно для других целей. Это всё равно, что подарить вашей новой девушке подарок на день рождения в день рождения вашей бывшей.
Однако, как мы увидим, есть и веские основания утверждать, что нет в рождественских декорациях и самом празднике ничего плохого... или даже в дате 25 декабря. Позвольте мне объяснить.
Относится ли это к идолопоклонству?
Это действительно правда, что многие идолопоклонники (те, кто не поклоняются Богу Авраама, Исаака и Иакова) поклонялись ложным божествам, используя определённые деревья, еду, и так далее, но превращает ли данный факт эти деревья и блюда в нечестивые? Я так не думаю. Хотя и неприемлемо есть идоложертвенную пищу, но, если язычники приносят ягненка в жертву идолам в своих домах, это не значит, что вы не можете у себя дома приготовить ягненка и насладиться им со своей семьёй, в единстве с Живым Богом Израиля. Если участвующие в анимизме используют рисунки и фотографии своих предков для поклонения, это не запрещает нам развешивать по своему дому фотографии наших родственников. Даже если они уже умерли.
Но что, если традиция зародилась в языческой практике, а Византийское христианство попыталось ассимилировать эти праздники, нейтрализуя традиции наложением христианских историй на существующие праздники? Действительно ли это нехорошо? Я бы сказал, что это спорный вопрос. Если есть аспекты культуры, не являющиеся вредными, вполне неплохо было бы сохранить их, когда мы рождаемся свыше: определённую еду, украшения, способы развлечения. Вы не можете заставить британского христианина перестать пить чай, например! Фейерверки используются в различных случаях и по различным поводам. Они не неправильны — они нейтральны. Вопрос в том, что именно празднуется? Главная проблема не столько в том, как в различных культурах празднуются определённые праздники, как в фокусе самого праздника.
Нет ничего плохого в ёлках
Некоторые указывают на Иер. 10 как на предупреждение об использовании рождественских елей и их украшении, но этот отрывок ясно говорит о вырезании из дерева идола и поклонении ему. Это совсем другое. Нет ничего плохого в самих елях и даже в их праздничном украшении, пока мы поклоняемся только одному Богу.
Значение вечнозеленых деревьев уходит своими корнями намного дальше, чем любая греческая или римская традиция. В Библии они являются символом вечной жизни, и они впервые упоминаются в Библии в контексте поклонения единому, истинному Богу.
Давид переносил ковчег завета в Иерусалим, и здесь впервые в истории появляются вечнозеленые деревья:
“А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева (fir wood — ель — в английских переводах Библии), и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.” (2 Цар. 6:5)
Подобным образом ели, или брошим на иврите, (брошим в переводе с иврита — кипарисы, но, например, в Пс. 103:17 в различных англ. и рус. переводах оно переведено как ели — прим. пер.) являются частью самого Храма. Они упоминаются в 3 Цар. 6. Фактически, если вы проследите по всей Библии, эти деревья символизируют искренних и достойных Божьих поклонников. Вот стих, в котором хорошо об этом сказано:
“«Ефрем, Мне не будет больше дела до идолов. Я – Тот, Кто отвечает на твои молитвы. Я – Тот, Кто охраняет тебя. Я, как вечнозелёное дерево. От Меня будут твои плоды.»” (Ос. 14:8, современный перевод WBTC)
Какой же особый смысл лежит за этим вечнозелёным деревом, которое создал Бог, — оно символизирует праведного верующего и вечную жизнь! Именно то, что воплощённый Мессия дал нам в качестве подарка — Его собственную праведность и вечную жизнь с Ним.
Дата 25 декабря
Почему Церковь начала праздновать 25 декабря? Определённо, в то время были языческие праздники в это время года, но древние источники показывают, что ученики Иешуа уже праздновали Рождество 25 декабря задолго до Константина [1]. Более того, у нас нет убедительных доказательств того, что языческие праздники праздновались именно в этот день в тот период времени. До 454 года н.э. мы понятия не имели, что Сол Инвиктус праздновался в этот день. К тому времени быстрорастущая Церковь стала силой, с которой приходилось считаться, и учёные, такие, как Томас Дж. Талли, утверждают, что более вероятно, что Сол Инвиктус был перенесён на этот день римским императором Аврелианом, чтобы составить конкуренцию христианству [2]. Считается, что Сатурналии праздновались 17-20 декабря, согласно древним источникам [3]. Да, в декабре были языческие праздники, но нет явного свидетельства их празднования именно 25 декабря. Другими словами, то, что христиане позаимствовали Рождество у идолопоклонников, является неподтверждённым фактом.
Существуют предположения, что Иешуа был зачат во время Хануки и родился осенью, на Праздник Кущей, или был зачат во время Песаха весной и родился в конце декабря, основываясь на расчётах того, когда, по нашему мнению, священник Захария служил в порядке своей очереди в Храме. Однако, священникам приходилось иногда служить в Храме и в дополнительное к их очереди время (во время больших праздников, например), потому мы можем строить обоснованные догадки, но указать точное время сложно. Но как мы увидим ниже, попытка определить время встречи Захарии с ангелом — это не единственный наш ключ.
Вифлеемская звезда
Теперь, когда мы добились больших успехов в области технологий, мы находимся в более выгодном положении и можем вернуться и посмотреть, что же было в небе тысячи лет назад.
Наше понимание космоса, движения планет и звёзд даёт нам возможность буквально увидеть, что было на небе, когда мудрецы шли в Израиль с Востока. Бог установил гигантский часовой механизм, когда Он создал вселенную, потому положение объектов на небе можно рассчитать. Потому, когда Рик Ларсон решил, что он доберётся до сути это странной истории звезды, он сделал несколько чудесных открытий. Вы можете посмотреть его увлекательный документальный фильм “Вифлеемская звезда” или посетить его веб-сайт (на англ.), чтобы узнать больше, но по его расчётам мудрецы должны были прибыть в Иерусалим зимой 2 года до н.э. и принести свои дары с золотом, ладаном и миррой Иешуа в Вифлееме, когда звезда перестала двигаться, 25 декабря 2 года до н.э. [4]. К этому времени Иешуа уже не был новорожденным, но это подсказывает другую мысль о том, откуда могла прийти эта дата. Если это так, тогда 25 декабря — это не время празднования самого дня рождения, но время почтить приход в мир Иешуа, подобно тому, как это сделали волхвы.
Кротость и уважение
Как призывает нас Пётр в 1 Пет. 3:15, кротость и уважение — это важные качества, которые должны быть в нас, если мы хотим быть хорошими свидетелями. Кротость — это также и плод Духа, и каковы бы ни были наши взгляды на Рождество, мы должны быть исполнены любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, кротостью и самоконтролем, если мы действительно ходим с Богом. Когда речь заходит о Рождестве, существует много различных подходов и мнений, различных вариантов и практик. Главная же суть в том, что мы, прежде всего, чтим Иешуа и других людей. Павел очень хорошо поясняет этот принцип в 14 главе Послания к Римлянам, где он призывает нас помнить, что каждый из нас будет отвечать перед Богом, и не осуждать других за их решения.
“Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.” (Рим. 14:13-14,19)
Однажды здесь в Израиле одна христианская семья установила в своём доме деревянный рождественский вертеп, и когда одни еврейские соседи пришли к ним в гости, они сказали: “О! Это ваши идолы?” Конечно же, сцена Рождества — это не коллекция идолов, а визуальное представление одного из самых удивительных событий, случавшихся когда-либо на земле, в напоминание о поклонении Богу, организовавшему его для нас. Несмотря на то, что сама сцена Рождества была безобидной, семья решила с того времени праздновать Рождество без этих миниатюрных фигурок, во избежание недоразумений и ненужного камня преткновения для своих еврейских друзей. Они любят своих неспасённых друзей и не желают каким-либо образом препятствовать распространению доброй вести об Иисусе.
Но они продолжают праздновать Рождество.
Оно ведь есть в Библии, вы знаете.
[1] Иоанн Златоуст “Проповедь в день Рождества.” Хотя Иоанн Златоуст и был антисемитом, его труды свидетельствуют о том, насколько далеко уходит корнями дата 25 декабря; он говорит, что этот день праздновался христианами на протяжении многих лет.
[2] Thomas J.Talley “The Origins of the Liturgical Year”, pp.88-91, Karen B. Westerfield Tucker, “Christmas,” In The Oxford Companion to Christian Thought, ed. Adrian Hastings, p.114, Oxford: Oxford University Press, 2000.
[3] Макробий (Амвросий Феодосий Макробий), автор, живший в пятом веке, утверждал в своей книге “Сатурналии”, 1.10.1-23, что Сатурналии праздновались за 14 дней до начала января. Благодарим исследования www.inspiringphilosophy.org
[4] www.bethlehemstar.com
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Все вроде-бы ничего, но упустили одну деталь: что пастухи ЗИМОЙ не могли пасти овец в поле. А значит Иешуа не мог родиться зимой, а родилсьа осенью, на пророческие Божьи празники, как первое пришествие Иешуа указывают эти празники, так и второе его пришествие указывает празник!
Лука 1:26-31. Весть Мария получила 6го месяца, то есть месяца Елула ( август). Плюс 9 месяцев, Рождество приблизительно должно было быть ниссан — ияр. Это весна. Апрель или май.