Руководство к «свободной воле» для начинающих

Руководство к «свободной воле» для начинающих

До грехопадения Адама человек был безгрешен и способен не грешить. Потому что Бог «увидел всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие, 1:31). Но человек был также способен и грешить. Потому что Бог сказал: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие, 2:17).

Как только Адам упал в грех, человеческая природа была основательно изменена. Теперь человек не был способен не грешить. В грехопадении человеческая природа потеряла свою свободу в том, чтобы не грешить.

Почему человек не способен не грешить? Потому что по эту сторону грехопадения «рождённое от плоти есть плоть» (Евангелие от Иоанна, 3:6), а «плотской разум враждебен Богу, потому что он не покоряется Божьему закону, на самом деле, он на это не способен. А те, кто живут по плоти, не могут угодить Богу» (Послание к Римлянам, 8:7-8, перефразировано автором). Или, как Павел говорить в 1-м Послании к Коринфянам, 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

Заметьте слова не способен и не не могут в Послании к Римлянам, 8:7-8, и слова не может в 1-м Послании к Коринфянам, 2:14. Такова природа всех человеческих существ, когда мы рождаемся, по словам Павла, как «душевные люди», а Иисус называет это «рождёнными от плоти».

Слишком бунтарские, чтобы покориться Богу

Это значит, как говорит Павел, что в таком состоянии мы «не можем угодить Богу», или, если сказать иначе, «мы не способны не грешить». Основная причина заключается в том, что душевный человек предпочитает и ставит свою собственную автономность и свою собственную славу выше Божьих суверенитета и славы. Это то, что Павел имеет в виду, говоря: «Плотской разум враждебен Богу, потому что он не покоряется...»

Радостное подчинение Божьей власти, Божьим наивысшим ценностям и красоте — это что-то, что мы не способны делать. И не потому, что нам не дают делать то, что мы предпочитаем делать. Это потому, что мы предпочитаем и устанавливаем свою собственную власть и ценим свою собственную значимость выше Божьих. Мы не можем считать Бога наивысшей ценностью до тех пор, пока мы считаем самыми ценными самих себя.

Причина такого идолопоклоннического предпочтения заключается в том, что мы нравственно слепы для славы Христа, так что мы не можем ценить Его славу как славу, которая превосходит нашу собственную. Сатана посвящён тому, чтобы утверждать нас в этом ослепляющем предпочтении. «Неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2-е Послание к Коринфянам, 4:4). Так что когда душевный человек смотрит на славу Бога, наблюдая её в природе или в Евангелии, он не видит наивысшую красоту и достоинство.

freewill2

Чтобы верить, мы должны видеть красоту

Это — основная причина, почему душевный человек не может верить во Христа. Вера — это не просто соглашение с истиной Иисуса, но также видение красоты и достоинства Иисуса таким образом, что мы принимаем Его как наше самое драгоценное сокровище. Вот как Иисус выразил это, говоря: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Евангелие от Матфея, 10:37). Спасающих взаимоотношений с Иисусом нет там, где вера не заключается в том, чтобы ценить Иисуса выше самых драгоценных для вас земных сокровищ.

Там, где не произошло это пробуждение к наивысшей славе и ценности Иисуса (которое называется «новым рождением» или «рождением свыше»), падшая природа человеческого сердца не может верить в Иисуса. Вот почему Иисус сказал тем, кто противился Ему: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Евангелие от Иоанна, 5:44). Другими словами, вы не можете верить в Иисуса до тех пор, пока вы цените людскую славу выше Его славы. Потому что вера — это полная противоположность. Верить в Иисуса означает принимать Его как в высшей степени славного и ценного (Евангелие от Иоанна, 1:12).

Вот почему душевный человек не может угодить Богу — он не может верить Богу таким образом. Он не может принять Его и Его Сына как ценность высшей степени. Но Библия говорит: «А без веры угодить Богу невозможно» (Послание к Евреям, 11:6). Или, как Павел ещё более драматично говорит об этом в Послании к Римлянам, 14:23: «А всё, что не по вере, грех».

Великое обновление через Христа

Следовательно, суровая реальность заключается в том, что человеческие существа — такие, какими они рождаются, с обычной, падшей человеческой природой —не способны не грешить. Мы, как утверждают и Павел и Иисус: «рабы греха», (Евангелие от Иоанна, 8:34; Послание к Римлянам, 6:20). Лекарством от этого состояния является свободная и суверенная благодать Божья, приносящая коренные изменения в нашу падшую природу.

Эти чудесные, оплаченные кровью Иисуса и произведённые Святым Духом изменения в нашем восприятии и в наших предпочтениях описаны несколькими способами в Новом Завете. Например:

  • Бог сотворил свет в наших сердцах: «Бог, который сказал: «Да воссияет свет из тьмы», воссиял в наших сердцах, чтобы дать свет познания славы Божьей в лице Иисуса Христа», (2-е Послание к Коринфянам, 4:6, Перевод с ESV).
  • Бог дал нам рождение свыше: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1-е Послание Петра, 1:3).
  • Бог воскресил нас из мёртвых: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Послание к Ефесянам, 2:4-5).
  • Бог дал нам дар покаяния: «...в надежде на то, что Бог даст им покаяние, и тогда они узнают истину, одумаются и освободятся из ловушки дьявола, который пленил их и заставляет исполнять свою волю» (2-е Послание Тимофею, 2:25-26, Новый Русский Перевод).
  • Бог дал нам дар веры: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Послание к Филиппийцам, 1:29).

Результат этих чудесных, произведённых Святым Духом изменений в том, что мы больше не слепы для наивысшей красоты и славы Христа. Мы больше не ставим нашу автономность выше Божьего суверенного правления. Мы больше не любим Божье творение сильнее, чем Творца. Мы принимаем Христа как наивысшую ценность, мы уповаем на Его обетования, мы освобождены от нашего рабства в неверии и грехе, и, наконец, мы способны не грешить. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Послание к Римлянам, 6:14).

freewill3

Определение «свободной воли»

Каким образом «свободная воля» вписывается в эту библейскую картину нашего состояния в этом мире?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо чёткое и ясное определение «свободной воли». Возможно, будет полезно привести три определения — одно общепринятое определение, одно определение из общебиблейского использования, и одно определение из более технической дискуссии.

Общепринятое определение

Какой смысл большинство людей вкладывает и о чём думает, когда они размышляют о свободной воле? Я думаю, для большинства людей свободная воля имеет значение, подобное следующему: Наша воля свободна, если наши предпочтения и наши решения действительно являются нашими собственными таким образом, что мы можем справедливо нести ответственность за то, хорошие они или плохие. Противоположность этому — когда наши предпочтения и наши решения не являются нашими собственными, но мы являемся роботами или марионетками, у которых нет собственных значимых действий в предпочтениях и решениях.

Согласно этому определению, свободная воля существует и в падших и в искупленных человеческих существах. Потому что грехопадение привело не к тому, что мы перестали быть личностями с истинными предпочтениями и решениями, но наше бунтарство склоняет нас к плохим предпочтениям и решениям. Каждый устанавливает свои предпочтения и делает свой выбор в согласии со своей природой. Если природа бунтарская и неподчиняющаяся, как Павел описывает её в Послании к Римлянам, 8:7-8, мы устанавливаем наши предпочтения и делаем выбор соответствующим образом. Если наша природа освобождена от своего бунтарства, она начинает предпочитать и выбирать то, что действительно прекрасно. В любом случае, предпочтения и решения являются «нашими собственными», и мы «несём ответственность» за то, хорошие они или плохие.

Библейское определение

Второе определение свободной воли, отражённое в языке Иисуса и Павла, заключается в следующем: Человеческая воля свободна тогда, когда она не находится в рабстве, которое вынуждает её устанавливать предпочтения и принимать решения нерационально. Она свободна тогда, когда она освобождена от того, чтобы предпочитать нечто намного менее предпочитаемое, чем Бог, и освобождена от того, чтобы выбирать то, что приведёт к разрушению. Противоположностью данного взгляда будет ситуация, когда такие иррациональные предпочтения и самоубийственные решения должны называться «свободой».

Основываясь на этом определении, свободной волей обладают только рождённые свыше люди. Вот как Иисус видел идею свободы в Евангелии от Иоанна, 8:32: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». А вот как Павел говорит о свободе в Послании к Римлянам, в 6-й главе: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Послание к Римлянам, 6:17-18).

freewill4

Техническое определение

Более техническое определение свободной воли, которым пользуются некоторые люди, таково: У нас есть свободная воля, и мы окончательно или решительно определяем сами себя, и единственные предпочтения и решения, за которые мы можем нести ответственность — это те, которые окончательно или решительно определены самостоятельно. Ключевые слова здесь: окончательно или решительно. Точка зрения состоит в том, что не только решения являются самоопределёнными, но сама личность является окончательным или решительными определителем. Противоположностью данного определения будет то, что Бог является единственным, Кто окончательно самоопределён, и Он Сам является окончательным подателем всего, включая все решения — независимо от того, насколько много существует других вмешивающихся причин, или насколько они разнообразны.

По этому определению, ни у одного человеческого существа ни в какой момент времени нет свободной воли. Ни до, ни после грехопадения, ни на небесах творения не являются окончательно самоопределяющимися. Есть большие меры самоопределения, как часто это показывается в Библии, однако человек никогда не является окончательной или решительной причиной своих предпочтений и решений. Когда сравниваются деятельность человека и деятельность Бога, реальны и та и другая, но Божья деятельность являются решающей. Однако — и в этом есть тайна, заставляющая очень многих спотыкаться — Бог всегда является решающим таким образом, что деятельность человека реальна, и ответственность за неё остаётся на человеке.

Но разве это не является непостижимым?

Я говорю, что многие спотыкаются на этом, потому что они считают это непостижимым. Мой собственный взгляд таков: Библия действительно учит этому — совместимости Божьего решающего суверенитета и человеческой ответственности. Если это кажется вам непостижимым, я умоляю вас не позволять этому удерживать вас от веры в то, чему учит Библия.

Но, возможно будет полезно сделать одну попытку, которая поможет найти в этом смысл. Могут ли поступки личности справедливо считаться достойными похвалы или достойными осуждения, если эти поступки вытекают из хорошей или плохой природы, склоняющей эту личность только в одном направлении?

Вот часть ответа Жана Кальвина на это возражение:

«Несомненно, благость Бога настолько связана с его божественностью, что для Него так же необходимо быть благим, как и быть Богом. А дьявол вследствие своего падения настолько отчуждён от всякого общения с благом, что не может ничего, кроме как творить зло.

А если кто-то бормочет, что Бог недостоин особых похвал за свою благость, поскольку Он вынужден проявлять её, то не прост ли будет ответ? То, что Бог не может творить зла, следует из его бесконечной благости, а не из насильственного принуждения.

Если ничто не препятствует Божьей воле быть свободной и благодетельной, то, значит, необходимо, чтобы Он творил добро. И если дьявол добровольно не перестаёт грешить, так как способен лишь на зло, то кто станет утверждать, что человек избирает грех не добровольно, а потому, что подвержен необходимости грешить? (Наставления в Христианской вере, II.3.5)

Можно ещё много говорить. Вопросов множество. Моя просьба к вам в том, чтобы вы сосредоточились на действительном учении Писаний. Попытайтесь не добавлять философские предположения к тексту (предположения, подобные тому, что человеческая ответственность не может сосуществовать с решающим действием Бога, который совершает «всё по изволению воли Своей», Послание к Ефесянам, 1:11). Позвольте Библии говорить в полноте и глубоко. Уповайте на то, что в один день мы больше не будем видеть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», но лицом к лицу (1-е Послание к Коринфянам, 13:12).

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org

Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель и учитель на сайте desiringGod.org и ректор колледжа и семинарии «Вифлеем» (Bethlehem College & Seminary). В течение 33 лет он служил в качестве пастора в Баптистской Церкви «Вифлеем» (Bethlehem Baptist Church) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг, включая книгу «Особенная Слава».

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!