Сатана, «князь, господствующий в воздухе» – что это значит?

Сатана, «князь, господствующий в воздухе» – что это значит?

С началом июня, следуя нашему плану изучения Библии, мы подходим ко второй главе Послания к Ефесянам. Её первые десять стихов исключительно важные, на протяжении десятилетий Джон Пайпер в своих работах освещал не раз и может говорить о них часами. Там есть любопытная строчка, о которой редко вспоминают, особенно в сравнении с другими замечательными истинами, которые открывает нам Павел в этих стихах. Речь о том, как Апостол называет дьявола – “князь, господствующий в воздухе” (Ефесянам 2:2).

На протяжении истории эти слова истолковывались по-разному. В первой трети ХХ века, когда евангельские программы впервые начинали транслироваться по радио, критики даже предрекали провал таких попыток, так как радиоволны распространяются в среде, которая подвластна сатане как “князю, господствующему в воздухе”. Таким образом его власть распространялась даже на что-то вроде космологического измерения.

Сегодня подобные аргументы, конечно, вызывают улыбку, но вопросы о толковании остаются. Наши слушатели хотят знать смысл того, что сатана является “князем, господствующим в воздухе”. Так, наш слушатель Эмон хочет знать, “означает ли это, что сатана вездесущий или всевидящий?” Другие хотят знать, как сатана влияет на “воздух” и как он своей властью “князя, господствующего в воздухе” принуждает грешников к неповиновению, о чём в более широком контексте Павел говорит в Ефесянам 2:1–3? О какой власти дьявола Павел говорит в этом стихе? Именно на эти вопросы сегодня отвечает пастор Джон.

Что ж, во-первых, позвольте мне предложить принцип толкования Писания, который я считаю действительно важным, особенно для тех, кто увлекается исследованием второстепенных, неясных вопросов Библии вместо того, чтобы восхищаться её главными, несомненно славными истинами. Этот принцип таков: догадки или предположения о непонятных для вас вопросах не должны определять или влиять на то, что вам ясно из Библии и что вы знаете. Это принцип. Нам многое достоверно известно о сатане и его действии в мире из того, что ясно изложено в Библии. Поэтому крайне неразумно в своих рассуждениях о том, в чём мы не уверены, а именно – в значении “воздуха” в словах “князь, господствующий в воздухе”, приходить в противоречие с ясными истинами и тем более подвергать их сомнению.

Теологи и толкователи, в том числе и я, в целом не уверены в том, почему сатана в Ефесянам 2:2 назван “князем, господствующим в воздухе”. Могу лишь сказать, что определённые подсказки есть и мы не оставлены в абсолютном неведении о том, что это значит. Поэтому полагаю неразумным придавать слишком большое значение тому, что я собираюсь сказать, хотя этот вопрос и важен, так как рассматривается Писанием. Однако он далеко не так важен, как другие ясные истины, даже в этих и в других стихах Нового Завета. Итак, будем следовать нашему принципу.

Внося ясность

Следующее, что нам нужно сделать, прежде чем перейти к рассмотрению нашего вопроса по существу, это прояснить некоторые моменты. Утверждение, что сатана – “князь, господствующий в воздухе”, не означает, что мы должны прекратить жить, дышать, говорить и смотреть сквозь воздух. Воздух находится между страницами Библии и вашими глазами. Воздух есть между устами проповедника и вашими ушами. Заявление, что мы не должны использовать воздушную среду для распространения истины, означало бы, что нам также не следует проповедовать или читать Библию. Это абсурд.

Мы противостоим князю, господствующему в воздухе, не переставая слышать, видеть или двигаться в воздухе. Это очевидно. Поспешное утверждение, что не следует использовать радио, Wi-Fi или что-либо подобное, свело бы на нет все проповеди и чтение Библии, происходящие в воздушной среде.

К этому также следует добавить, что определённая власть сатаны в воздухе не означает, что он вездесущ или всеведущ. Библия не говорит нам о степени его осведомлённости или о том, как взаимодействует с материальным миром такая внепространственная сущность, как дух, “действующий в сынах противления”, описанный так в этом стихе. Но он не является Богом. Он не обладает всеведением и вездесущностью Бога. Но мы знаем, что ему подчинены множество нечистых духов, бесов, способных проявлять себя в разных местах воздушного пространства нашего мира. В этом пространстве, согласно Ефесянам 6:16, летят его раскалённые стрелы.

Оценка противника

Что же сказал Павел? Давайте обратимся к написанному:

“Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Ефесянам 2:1–2)

Итак, вот несколько подсказок, которые в совокупности, как я полагаю, смогут внести некоторую ясность в термин “князь, господствующий в воздухе”.

1. ВОЗДУХ НАД НАМИ

Во-первых, воздух – это просто то, что Павел и его современники называли пространством над землёй. У них не было научного представления о том, как высоко он простирается. В их понимании он просто был над ними, а человеческая жизнь протекала в его нижнем слое, где он соприкасается с землёй. Это там, где мы живём. Вот первая подсказка – просто общее обозначение нашего жизненного пространства.

2. СЛОИ ВОЗДУХА

Во-вторых, в Евангелии от Матфея 6:26 Иисус говорит: “Взгляните на птиц небесных”. Это важно потому, что слово, переведённое как “воздух”, означает “небо”. И почти везде оно переводится как “небо”. Термин “небо” в Новом Завете имеет очень широкое значение и относится ко всему, находящемуся над землёй. В Неемии 9:6 говорится о “небе, небесах небес”, где находятся звёзды. И в Псалме 148:4 (перевод ESV, прим. пер.) говорится о “высших небесах”. А в 2 Коринфянам 12:2 Павел говорит о “третьем небе”.

Поскольку Иисус использует слово “небо” как синоним слова “воздух”, где летают птицы, то мы можем рассуждать о различных слоях воздуха или неба. Вот такие небеса. Фактически, слово “небо” регулярно используется во множественном числе, как я полагаю потому, что как раз рассматривается в терминах этих различных слоёв. Вероятно, поэтому Павел так часто говорит, как, например, в главе 6, о небесах, где происходит битва с сатаной (Ефесянам 6:12). Вот и вторая подсказка.

3. ВОССЕДАЮЩИЙ НА НЕБЕСАХ

В-третьих – термин “господствующий князь”. Эти два слова – “начальник власти” (дословно с греч., αρχουτα της εξουσιας — прим. пер.) – те же, что и четырьмя стихами ранее в Ефесянам 1:20–21, где говорится, что Бог-Отец воскресил Христа “и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства и Власти” (αρχης και εξουσιας). Именно эти слова описывают дьявола: “начальства и власти” – “превыше всякого начальства и власти”. Наш Господь пребывает неизмеримо выше него. Неизмеримо выше князя, господствующего в воздухе.

Итак, хотя у сатаны и есть определённая власть – в воздухе или на небесах, он не является Богом. Он всецело подчинён Богу. Христос абсолютно превосходит его, господствует над ним – поэтому его власть в воздухе или в нижнем слое небес не является главенствующей. Он безоговорочно повержен. В Послании к Колоссянам 2:15 говорится: “[Бог] отняв силы у начальств и властей” – опять те же слова – “начальств и властей”. И в Ефесянам 2:2: “князь, господствующий в воздухе” – этот “начальник власти” – был окончательно обезоружен Господом на кресте.

Итак, он смертельно ранен. Произошла решающая битва и мы во Христе победили его. И переходя к Ефесянам 6:12, где говорится: “наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей... духов злобы поднебесной”, мы встречаем те же слова, что и в Ефесянам 2:2 – “в воздухе”. Эти небесные места, очевидно, являются слоями небес, слоями воздуха над землёй, находящимися, однако, ниже наивысшего неба, где восседает Христос, во власти Которого – всё сущее. И во Христе мы побеждаем того, с кем ведём брань под небесами.

4. “БОГ МИРА СЕГО”

В-четвертых, Павел называет сатану “бог мира сего” в 2 Коринфянам 4:4 (перевод KJV). Я думаю, что “бог мира сего” и “князь, господствующий в воздухе” – в сущности взаимозаменяемые термины: и мир, и воздух являются пространством, в котором мы живём. Они говорят об одном и том же.

Живите без страха!

Итак, описание Павлом сатаны как князя, господствующего в воздухе, позволяет мне сделать такие выводы:

  1. Сатана – это дух без плоти и крови (Ефесянам 6:12), незримый, как воздух.
  2. Пока мы дышим воздухом, нам негде спрятаться от летящих в нас по воздуху раскалённых стрел лукавого (Ефесянам 6:16).
  3. На всех путях наших в воздухе – на земле или в небе, мы должны вести брань, будучи облечёнными во всеоружие Божие, с мечом – словом Божьим и щитом веры.
  4. Христос вознесён как Царь на небеса, превыше всякого начальства и власти. Князь, господствующий в воздухе, не самостоятелен. Он на цепи.

Иоанн говорит: “Весь мир лежит во власти лукавого” (1 Иоанна 5:19, перевод ESV), но к рождённым от Бога он не прикасается и навредить не может (1 Иоанна 5:18). Мы призваны верить этому. Нам следует облечься во всеоружие Божие и жить без страха!

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!