Насчет ада, К. С. Льюис однажды написал: «Нет доктрины, которую я хотел бы исключить из христианской догматики более, чем учение об аде, если бы это было в моей власти». И я во многом согласен с ним. Никому, включая христиан, не должна нравиться идея ада. Те из нас, кто верит в ад, не являются садистами, которые получают удовольствие от идеи бесконечного страдания. На самом деле, мысль о том, что люди, которых я знаю, проведут вечность в аду из-за того, что не знают Христа, разрывает мне сердце. Будучи молодым христианином, когда я начал изучать тему ада и его последствий, я почти потерял свою веру. Это было очень тревожно.
Ад – это тяжелая действительность, но это то, чему учит Библия, и мы не можем в полной мере понять Бога и Его мир, пока мы не смиримся с этим. Эти семь истин должны формировать наши дискуссии про ад.
1. Ад – это ад, потому что Бог – это Бог.
Люди поспешно говорят о «видении Бога» так, как будто бы видеть Бога лицом к лицу – это теплый и приятный опыт. Но Библия разъясняет, что Божья святость и совершенство столь полны, что если бы кто-либо увидел Его – он бы умер (Исаия 33:20). Даже малейший грех в Его присутствии приводит к мгновенному уничтожению. Когда Исаия, пророк Бога, оказался у Его престола, он упал на свое лицо, в страхе и уверенности, что умрет (Исаия 6:5).
Доктрина ада не нравится многим. Этому есть причина. Бог рассказывает нам про ад, демонстрируя весь масштаб своей святости. Ад это ад потому, что святость Бога — это святость Бога. Ад существует для того, чтобы мы стояли, разинув рот перед праведностью и святостью Бога. Ад должен заставлять нас трепетать перед Его величием и великолепием.
По иронии, избавляясь от ада, вы избавляетесь от тех ресурсов, которые демонстрируют справедливость Бога. Когда человек испытывает насилие или жестокое обращение, будучи ребенком, ему необходимо знать, что существует Бог такого уровня святости, что Он не терпит никакого зла.
2. Иисус говорил об аде больше, чем кто-либо другой в Священном Писании.
Некоторые люди пытаются уклониться от идеи об аде, говоря: «Это был Бог Ветхого Завета, он тогда был молодой и капризный. Но когда он повзрослел в Новом Завете через Иисуса – кроткого и мягкого Иисуса – Он был полон любви и сострадания».
Проблема состоит в том, что когда вы начинаете читать Евангелия, вы обнаруживаете, что Иисус говорит об аде больше, чем кто-либо другой. Факт — если посчитать стихи, то получается, что Иисус говорил об аде больше, чем о небесах. Один из самых известных критиков в истории, Бертранд Рассел написал в своей книге «Почему я не христианин», что учение об аде было «одним глубоким дефектом в характере Иисуса». Если мы хотим избежать идеи об аде, мы не можем игнорировать проблему одним лишь сосредоточением на «кротком и мягком Иисусе».
3. Ад показывает нам масштаб Божьей любви в том, что Он спасает нас.
Почему Иисус говорил об аде больше, чем кто-либо еще в Библии? Потому что Он хотел, чтобы мы увидели, какие страдания Он собирался претерпеть на кресте ради нас. На кресте казнь Иисуса едва ли поддавалась описанию: этот окровавленный и обезображенный человек был повешен на крест, который, возможно, использовался для этих целей уже не первый раз – он был в крови, в испражнениях и моче других людей, которые висели на нем до этого. Испытывая неимоверную боль на кресте, Он медленно умирал.
Наихудшей частью было отделение Отца, которое почувствовал Иисус, разделение, которое само по себе было как ад.
«Боже Мой, Боже Мой, — прокричал Он. – Для чего Ты Меня оставил?» (Матфея 27:46). Во всем этом, Иисус взял ад нашего греха на Свое тело.
Люди обычно думают, что ад — это некий огромный недостаток в Божьей любви к нам. Библия показывает нам обратную сторону. Ад возвеличивает перед нами Божью любовь тем, что показывает нам, как далеко Бог пошел и как много Он сделал, чтобы спасти нас.
4. Люди вечны.
К. С. Льюис однажды заметил, что ад является необходимым выводом из христианской веры в то, что человек был создан для того, чтобы жить вечно. Это он определил так:
«Кроме того, христианство говорит, что каждый человек будет жить вечно, и это — либо истина, либо заблуждение. Значит, если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о многих вещах мне не надо беспокоиться, но о них стоит беспокоиться, и очень серьезно, если мне предстоит жить вечно. Возможно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть — все больше, но это происходит так постепенно, что изменения к худшему, накопившиеся за семьдесят лет, практически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. Если христианство не ошибается, «ад» — абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер».
В другой своей книге Льюис писал:
«Ад… начинается с ворчливого настроения. Мы пытаемся обособиться от него и даже критиковать. У нас пока еще есть возможность покаяться в этом грехе недовольства и освободиться от него. Но в один прекрасный день мы понимаем, что больше не можем противостоять такому поведению. Ваше Я исчезнет, и вы не сможете ни критиковать свое недовольство, ни даже наслаждаться им. Останется одно лишь ворчливое недовольство, которое подобно безликому механизму будет работать безостановочно».
5. В некотором смысле, Бог никого не посылает в ад; мы сами себя туда посылаем.
Ад – это кульминация того, когда мы говорим Богу убираться. Мы продолжаем требовать от Него, чтобы Он оставил нас в покое, и в конце Бог говорит «хорошо». Вот почему в Библии это характеризуется как мрак: Бог есть свет; Его отсутствие есть мрак. На земле мы познаем свет и испытываем такие вещи, как любовь, дружбу и красоту творения. Это все остатки света Божьего присутствия. Но когда вы говорите Богу, что не хотите, чтобы Он был вашим Господом и не желаете, чтобы Он был центром вашей жизни, в итоге ваше желание исполняется.
У нас есть два варианта: жизнь с Богом или жизнь без Бога. Если вы говорите: «Я не принимаю Божьего авторитета. Я лучше буду жить для себя» — это и есть ад. В книгах «Великий развод» и «Проблема боли», Льюис говорит об этом так:
«В долгосрочной перспективе ответом всем тем, кто противится доктрине ада, является вопрос: «Что вы хотите, чтобы Бог сделал?» . . . Оставить их одних? Увы, я боюсь, что это то, что Он и делает . . . В итоге, есть только два типа людей – те, которые говорят Богу «Да будет воля Твоя», и те, которым Бог говорит «Да будет воля твоя».
6. С другой стороны, Бог отправляет людей в ад и все Его пути истинны и праведны.
Мы можем испытывать искушение злиться на Бога и исправлять Его. Но как мы можем найти недостатки в самом Боге? Как Апостол Павел сказал в Посланиях к Римлянам в 9 главе, кто мы такие – просто куски глины – чтобы спорить с божественным горшечником?
Мы не можем быть более милосердными, чем Бог. Исаия напоминает нам, что все, кто в настоящее время «враждуют против Бога» придут к Нему в последний день и будут пристыжены (Исаия 45:24), потому что они тогда поймут, насколько превосходными являются пути Божьи. Каждый раз, когда Бог сравнивается в Библии с человеком, Он является самым милосердным.
Когда мы оглядываемся назад на свои жизни, мы поражаемся не строгостью его правосудия, но величием Его милости.
7. Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих.
Некоторые люди видят проблему том, чтобы использовать ад для принудительного подчинения христианству. Это как если бы Бог сказал: «Служи мне или у тебя будут проблемы». Это может показаться манипуляцией. Быть может, вас это удивит, но Бог согласится с вами.
Если люди уверовали в Бога просто потому, что они испугались или потому что Бог сотворил какое-то великое чудо (Луки 16:31), они могут покориться, но это не изменит отношения их сердец к Богу. Если вы принимаете Иисуса только для того, чтобы избежать ада, то вам будет ненавистна идея жизни на небесах, так как только те, кто любит Бога и доверяет Ему — будут наслаждаться жизнью на небесах. Если вы не любите Отца, тогда и жизнь в доме Отца будет похожей на рабство. Это как если бы вас заставили жениться на том человеке, на котором вы жениться не хотите. Вы можете попасть на небеса только в том случае, если вы учитесь любить Бога и доверять Ему.
Только когда вы испытаете любовь Бога, ваше сердце начинает меняться и в нем начинает зарождаться любовь и доверие к Богу. Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих.
Автор — Дж. Д. Гриар / thegospelcoalition.org
Перевод — Юлия Малюхова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Все что я раньше слышал, читал или слышал о аде, не приносило моему сердцу удовлетворения. В этом году, когда я начал больше читать и говорить о Евангелии благодати, я решил заново вернуться и изучить тему ада. Я писал многим пасторам с просьбой переслать мне проповеди на тему ада, слушал видеозаписи людей побывавших в аду, перечитывал стихи из Библии, разговаривал с верующими и не верующими людьми, читал философов, и нашел что люди полны страхов сомнений и непониманий всего что связано со словом «ад». В результате этого родилась эта статья. Приглашаю вас вместе исследовать, и размыслить над одной из самых волнующих и таинственных тем в Библии и христианстве в целом. Начнем с определения: слово “ад” (греч. κολασε — мука) происходит от глагола κολαζο и имеет два значения. Первое значение — “обрезать ветви дерева”, второе — “наказывать”. Это слово в Священном Писании чаще употребляется в значении наказания. Причем не в том смысле, что Бог наказывает человека, но человек сам себя наказывает когда не принимает Его благодать. Посмотрите на следующий стих Библии: “Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение (κολασε). Боящийся несовершенен в любви” (1 Ин. 4, 18). Здесь слово «мучение», это то-же самое слово которое описывает ад. Посмотрите, какое мучение испытывает человек который в страхе? Какой ад он переживает? Это мучение связано с отсутствием любви. Если вы читаете Библию, то знаете как слово Божье, учит о том, что человек примиряется с Богом через Христа. Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога. Даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным. Давайте вернемся к определению ада. Что если я вам скажу что рай и ад — это действия благодати Божией на людей? Есть четыре слова в Библии, которые неправильно перевели, в нашем синодальном переводе, эти четыре слова у нас обозначены одним словом «ад». В Библии для обозначения слова «ад», употребляется еврейское слово "шеол, и три греческих слова «ад» , «тартар» и «геенна» . Но эти слова не означают «ад», в том представлении, в котором они присутствуют в понимании большинства людей.
— Слово «Преисподняя» используется 65 раз в еврейских рукописях Ветхого Завета, и означает, могилу (место мертвых) или яму.
— Слово «Аид» используется 11 раз в греческих рукописях Нового Завета, и имеет то-же значение что и еврейское слова «шеол.» Таким образом, оно также означает, могилу или яму .
— «Тартар» применяется только один раз в греческих рукописях Нового Завета в следующем стихе.
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;» /2-е Петра 2:4/ Обратите внимание, что в этом стихе говорится о том, что Бог отверг ангелов а не человечество.
— Геенна применяется 12 раз в греческих рукописях Нового Завета, и каждый раз, оно неправильно переведено.
«...и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» /От Матфея 18:9/
Когда Иисус использует термин «геенна» Он имеет в виду название долины, расположенной в Иерусалиме. Во времена Иисуса, эта долина была использована в качестве городской свалки. Не ней постоянно что-то горело, потому что люди сжигали там мусор.
Для меня становится очевидно что Священное Писание не имеет одного универсального слова, описывающего «ад». Кроме того, Иисус использует слово гиена, символически, также как и Его выражение «вырви свой глаз» которое не следует понимать буквально. Ад- это не просто географическое место, но скорее два кардинально противоположных направление присутствия Самого Бога. Для кого-то это вечеринка с улыбающимися лицами. Для других — комната, полная каннибалов, готовых съесть тебя! Суть заключается в следующем — это зависит от глаз веры.
Друзья что если ад, совсем не то о чем вы слышали? Что если нет такого места, где Бога нет? Что если любовь Божья не только для святых, но и для грешников? Что если сотворенного и видимого ада просто не существует? Верю ли я в существование ада? Да верю, но я также верю в то, что что ад существует только с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Такое понимание неразрывно связано с учением Библии о вражде и примирении человека с Богом. Если Бог не враждует с человеком, если Бог больше не гневается на нас то откуда может придти понимание Бога как разневанного и враждебного? Ответ один: только в представлении самого человека. Именно поэтому ад существут только с точки зрения человека а не Бога. Я верю в то что ад реально существует, но при этом он существует как другая сторона Бога. Сам Бог является раем для одних и адом для других. (о этом мы поговрим подробней в третьей части) Мы не можем предположить, что Бог позволяет аду существовать вне Себя, или без Его влияния или контроля. Библия говорит:
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» /От Иоанна 1:3/
«...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;» /К Колоссянам 1:16/
Мы не можем считать что Бог не «приложил рук» для создания ада. Если вы верите в мучительный и пылающий вечным огнем ад, который приготовлен для наказания, вам необходимо также верить, что Бог является его автором. Друзья ад не существует вне Бога, давайте посмотрим еще на два стизха из Библии подтверждающих это:
«тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;» /Откр. 14:10/
«Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.» /Псалтирь 138:8/
В обоих этих отрывках, Ад описывается как реальность которая находиться непосредственно в присутсвии Бога, сомнений в этом быть не может. И в заключении мы посмотрим еще на один стих из Священного Писания: "...и слава Господа опустилась на гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Для Израильтян вид же славы Господа выглядел как огонь поедающий на вершине горы. Затем Моисей вступил в середину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. (Исх.24:16-18, NIV). Обратите внимание, что израильтяне воспринимали славу Божью, как страшный огонь. Но Моисей увидел это как большое облако славы — он вошел прямо в присутствие Бога! Это и есть картина того что является адом и раем для верующего. Византийский Католический богослов Рик Баллард пишет о этом так: «Понимание Бога как переживания Ада теми, кто отвергает Его, делает идею ада абсолютным действием милосердия и любви. Я даже слышал, как он описывается некоторыми в нашей Восточной традиции, как место для тех, кто не может быть исцелен, наподобие наших психиатрических лечебниц. Такое существование не то, к которому Бог приговаривает их навеки, но оно является результатом их собственного самообмана и их постоянного отвержения Его. Ни в коем случае Он не отвергает их, а скорее мы находим их, вечно отвергающими Его»
Друзья можете ли вы предположить, что ад на самом деле является не местом мучений от пламени огня, или жара печи, а местом мучения от воздействия Божьей любви? А страдания которые испытывают люди в аду -это страдания и мучения связанные с отрицанием Его любви? На самом деле многие из отцов ранней Церкви (Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов) и отцов Восточной Церкви, как Григорий Палама, учили именно этому взгляду на ад. При этом этом речь идет не только об отдельных богословах, это учение всей восточной православной церкви. Посмотрите на ее заявление, которое объясняет их точку зрения по этому вопросу: «Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников». Вот что о этом пишет Исаак Сирин: “...ад — это бич божественной любви. Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!” Читая отцов церкви, вы найдете что печаль от греха против любви Божией “страшнее всякого возможного наказания.” Это мука-отрицать чью-либо любовь и идти против нее. В аду люди не будут лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. “Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает” (Рим. 9, 18). Это различие между теми кого Он милует и теми кого ожесточает, связано не с выбором Бога а с природой самого человека. “Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает.” (Феофилакт Болгарский) Другими словами, человек лишая себя любви Божьей, ожесточая свое сердце. Василий Великий, толкуя стих: «Глас Господа высекает пламень огня.» /Псалтырь 28:7/, говорит о чуде с Седрахом, Месахом, и Аденаго в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части и, хотя это пламя опалило тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало юношей так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, “пресекается гласом Господним”. Огонь имеет две силы: силу опалить и силу освещать, он и обжигает, и просвещает. Григорий Богослов полагал что и рай, и ад -это один и тот же Бог, потому что каждый воспринимает Его в соответствии со своим душевным состоянием. В одном из своих славословий он восклицает: “О троица, которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими — в мучении...” Тот же самый Бог является для людей и сиянием, и мучением. Друзья я хочу вам сказать еще раз что ад связан с Богом, и думать что “что грешники в геенне лишаются любви Божией”, неуместно. (Исаак Сирин) Друзья когда мы говорим о гневе Божьем это не всегда то что Библия говорит. Греческое слово «гнев» в Новом Завете к сожалению не было передано в его полном значении, поэтому люди думают что Бог, злиться на них. На самом деле это слово может означать любые сильные эмоции. Оно может описывать сильную страсть, часто граничащую с гневом , импульс, волнение, от него же произошло слово оргазм. Друзья, что если гнев Божий это не гнев мести, или возмездия, а яростной любви? На самом деле в притчах говорится: «ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.» (Притчи 25:22) Гнев Божий- это не выражение ненависти презрения и ярости а страстное выражение Его любви и благодати, которой он достигает людей. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.» /Даниил 7:10/ Друзья что это за «огненная река»которая вытекает от Него? Это река Его любви! Действительно, «пламя неба будет жарче, чем для некоторых пламя ада.» (Даллас Уиллард) Воистину благодать и любовь — это рай для многих, ад же для некоторых. Разница в вере. Разница в сердце. Вы не можете отказаться от благодати. Вы не можете остановить Его присутствие, Его милость, или благословение над своей жизнью. Вы можете только любить или не любить Его. Он никогда не оставляет вас, вы никогда не можете оставить Его. Бог никогда не меняется. Он есть любовь.
Каков огонь сильнее? Пламя любви Христовой или пламя ада? Друзья Библия говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». (Осия 13:14) Нет сомнений в том, что пламя Его любви сильнее адского пламени. Но если то что совершил Христос Иисус на Голгофе не обжигает твое сердце, тогда даже пламя ада не сможет его сокрушить.
Спасибо большое за истины откровения ,да благословит вас Господь и восполнит все потребное ,Благодарение Господу Богу во имя Иисуса Христа,Аминь,
Я не знаю кто автор этои статьи,и не хочу знать о нем ничего.Но о нем могу сказать только одно:он невежда и Писание не знает.Я не стану сейчяс доказывать что такое ад потомучто даже скольник Библейской школы должен знать что ад это могила.Но я хочу спросить тех кто думает как этот невежда;где в Писании написано что грех будет локализирован,что смерть будет локализировано.ГДЕ?В моей Библии написано что грех будет уничтожен и нигде не будет,как и смерти не будет,нигде не будет.О локализации греха,смерти,и грешника нигде не написано.Где написано что тела нечестивых изменятся чтобы им выдержать эти муки или может нетленная душа будет тлеть?То что душа всякого творения есть кровь тоже школьник должен знать.Я думаю что пора начинать Библию изучять а не публиковать статьи всех невежд подряд.Извините за этот тон.
Василий, ты похоже не только груб но еще и горд в добавок. Обвиняя кого-то в невежестве ты даже не потрудился объяснить свое понимание, зачем вообще превозносишся над другими?
Например; ты утверждаешь что душа всякого творения есть кровь? Это от куда у тебя такие утверждения? Лев 17 гл не говорит так, перечитайте ее повнимательней и в контексте с книгой Бытие? Кому Бог повелел сотворить душу птиц и рыб, кому животных, кому пресмыкающихся, откуда появилась душа у человека? Паралельно задумайтесь, почему плоть и кровь царства Божьего не наследует, и как прословлять Бога в телах ваших и в душах ваших. Вы можете удивляться невежеству других, но причина кроется в том что вы сами не потрудились исследовать этот вопрос глубже поэтому и такой у вас тон и нетерпимость. Поэтому братскийога вам совет, не спешите с выводами будьте чуточку скромнее...
Грамотно сказал)
у вас Богословие не верное. Вы скорее всего из свидетелей сторожевой башни, а это как всем известно еретики и не христиане.
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2)
Я сам лично в своей жизни перенес буквально слова «там будет плач и скрежет зубов». 2 января 1990-го года. Мне не могли помочь никакие лекарства бывшие в моей аптечке дома. Причем это продолжалось несколько часов. Я скрежетал зубами от боли. Так что я искренне верю в существование ада и геены огненной.
Александр, Вы умерли и вернулись ?
Не могу согласиться с этой статьёй. В ней большой упор на то, что ад для грешников это Божья любовь. В это можно было бы поверить, если бы не одно НО. А именно ад как место мучения был приготовлен не для людей, а для дьявола и ангелов его. Но в статье говорится будто ад это не место, а любовь Божья. Согласно статьи выходит, Бог любит дьявола так страстно, что от этого дьявол мучается? Ни чего не утверждаю, но очень хочется, что бы ад отменили. Вспомнил в Евангелии написано.
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
Дьявол признаёт Иисуса своим мучителем, а что такого Иисус ему сделал?