Нередко, отслеживая жизнь великих Божиих мужей до её истоков, вы можете оказаться в тайной комнате или у одинокой церковной скамьи рядом с матерью, преклонившейся в молитве. Посмотрите на Августина, и за ним вы обнаружите Монику. Посмотрите на Сперджена, и за ним вы обнаружите Элизу. Посмотрите на Хадсона Тейлора, и за ним вы обнаружите Амелию. И, посмотрев на каждую из этих матерей, вы обнаружите искреннюю молитву.
Тех, кто знаком со своей Библией, это вряд ли удивит. Ведь, подобно звезде, увиденной мудрецами, истории Божьих искупительных движений нередко приводят нас к дому, где, скрытая от великих мира сего, женщина ласкает пяточку, которая некогда сокрушит змея. В материнских молитвах зарождаются пробуждения, и завоёвываются народы; ниспровергаются кумиры, и находят свою погибель бесы; сухие кости оживают, и спасаются блудные сыновья.
Снова и снова – прежде чем Бог возлагал Свою руку на мужчину, Он возлагал её на его мать.
Начало Царства
«Новая заря великих Божьих движений неоднократно разгоралась в женских комнатах», — пишет Аластер Робертс. И здесь по праву стоит слово «неоднократно». Повороты истории искупления раз за разом приводят к не лишённой недостатков, но верной матери, рождающей сына: Сарра и Исаак, Ревекка и Иаков, Рахиль и Иосиф, Руфь и Овид, Елисавета и Иоанн, Евника и Тимофей, — и, разумеется, Мария и Иисус.
Однако, посреди всех этих историй одна особенным образом иллюстрирует силу молящейся матери. Первая и Вторая книги Царств повествуют о том, как Бог делал из Израиля царство – как Он искал «мужа по сердцу Своему (1 Цар. 13:14), чтобы он воссел на престоле и начал родословную, которая некогда приведёт к Иисусу (2 Цар. 7:13-14). Но с чего же начинается эта история царя и царства? С бесплодной женщины, молящейся о сыне.
У [Елканы] были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей (1 Цар. 1:2).
Бесплодная женщина и плодовитая соперница: где-то мы это уже проходили (Быт. 16:1-6; 30:1-8). Сцена приготовлена к тому, чтобы Бог сделал Себе имя посредством чудесного рождения. И орудием, которое Он для этого предназначил, станет молитва.
Молитва Анны
Подобно Агари, бывшей прежде неё, Феннана не может удержаться и привлекает внимание к пустой утробе Анны: «Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. Так бывало каждый год» (1 Цар. 1:6-7). Но, в отличие от Сарры, бывшей прежде неё, Анна обращается к Богу, вместо того чтобы обратиться против Феннаны.
Вслушайтесь в простодушную молитву страдающей женщины, желающей, чтобы Бог отверз её утробу:
Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его (1 Цар. 1:11).
Продолжение истории нам известно. Господь услышит Анну и даст ей сына. И её сын Самуил устроит израильское царство (1 Цар. 16:10-13), станет первым из череды пророков страны (Деян. 3:24; 13:20) и в роли посредника для Божьего народа приобретёт место рядом с Моисеем (Иер. 15:1). Благодаря молитве, некогда бесплодная утроба Анны породила сына, который спас Израиль.
Чему же нынешние матери могут научиться у молящейся Анны?
1. Страдание может быть хорошим учителем
Годы бесплодия, в сочетании с издевательствами Феннаны, наконец прорвали плотину скорби Анны. Боль от несбывшихся надежд затопила её сердце, и этого наводнения уже нельзя было скрыть. «[Анна] плакала и не ела… и была она в скорби души» (1 Цар. 1:7, 10).
И вместе с тем, как это нередко случается, слёзы Анны стали тропинкой, приведшей её к коленопреклонённому состоянию. «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме... и молилась Господу, и горько плакала» (1 Цар. 1:9-10). Мы не знаем, какой была молитвенная жизнь Анны до этого момента. Но, по крайней мере, здесь, страдание стало для неё наилучшим учителем.
В мире, столь изломанном, как наш, страдание объемлет матерей изнутри, позади и спереди. Некоторые, подобно Анне, испытывают особое мучение из-за желания стать матерью; другие терпят боль во время беременности и самих родов; есть и такие, что скорбят из-за ребёнка, который ещё не пережил возрождение. И то, что однажды сказал о своей матери Августин, справедливо в отношении многих:
Она… плакала и вопила, и в этих муках сказывалось в ней наследие Евы: в стенаниях искала она то, что в стенаниях породила (Исповедь 5.8.15).
Страдание, как нам известно, может склонять матерей к горечи, как это в течение некоторого времени происходило с Саррой и Рахилью (Быт. 16:5-6; 30:1). Но здесь Анна открывает поразительную истину: страдание часто приводит матерей к молитве, на которую желает ответить Бог.
2. Бога радуют жесты доброй воли
В молитве Анны обращают на себя внимание два повторяющихся слова: «Господь» (2 раза) и соответственное ему «раба» (3 раза). В своём горе она не забывает, что Бог есть её Господь, что Он выше и мудрее неё. Не забывает она и того, что она Его раба, обязанная выполнять Его волю. И знаменитые слова Марии, произнесённые спустя более тысячи лет, — «се, раба Господня» (Лк. 1:38), — перекликаются со словами Анны.
Жестом доброй воли также является удивительный обет, который даёт Анна: «если Ты… дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его (1 Цар. 1:11). Её обещание не стричь волос своего сына отсылает нас к обету назорейства, согласно которому жизнь человека всецело посвящалась Богу (Чис. 6:1-5). Иными словами, Анна говорит: «дай мне сына, и я возвращу его Тебе – его сердце и душу, тело и разум, на все дни жизни». И, отвечая на это, Бог даёт ей сына, чтобы она возвратила его Богу.
Конечно, не стоит спешить устанавливать непосредственную связь между сердцем матери и тем, как Бог отвечает на её молитвы. Некоторые матери молятся с той же преданностью, что была у Анны, и всё же, их утробы остаются пустыми, или их дети продолжают уходить в дальние страны. Но вот то, чему учит нас история Анны: Бог любит вкладывать дары в протянутые руки. Он радуется, когда любовь матери бьёт ключом, но ещё большим ключом бьёт её жажда Христа и Его Царства.
В случае с Анной, её отдающее материнство позволило Самуилу провести свои дни в храме, где, как повествует нам автор, «он поклонился там Господу» (1 Цар. 1:28, НРП). Пусть же такую же радость принесут Богу сыновья ещё многих матерей.
3. Молитвы матери могут потрясти мир
Страдальческая молитва из 1 Царств 1:11 не единственная молитва Анны. Приведя в храм своего сына, только что отнятого от груди, она снова молится, на этот раз, возносясь в хвале (1 Цар. 2:1-10). И, прислушавшись к этой молитве, мы вскоре осознаём, что история Анны и Самуила простирается далеко за пределы четырёх стен счастливого дома.
Посмотрите хотя бы на её последние слова, достойно завершающие столь мощную молитву:
Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них… Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего (1 Цар. 2:10).
Анна, влекомая Духом, обнаруживает, что её захватило что-то, в разы превышающее её собственные бытовые чаяния: под Божиим руководством её сын избавит Израиля от его угнетателей и установит царство, которое некогда распространится по всей земле. Анна всего лишь помолилась о сыне, но Божий ответ был гораздо величественнее того, о чём она просила.
То же самое Он делает и поныне. Элиза Сперджен и Амелия Тейлор молились о спасении сыновей и едва ли могли себе представить, что Бог подарит народам проповедника и странам миссионера. И, хотя не всякий сын является Самуилом, Спердженом или Тейлором, но кто знает, каких друзей сирот, или пасторов церквей, или искателей правды, или отцов для потерянных Бог прямо сейчас взращивает при содействии коленопреклонённой верной матери? С таким Богом, как наш, мы можем дерзнуть мечтать – и молиться.
Источник для каждой матери
Рыдающая, встревоженная Анна из 1 главы Первой книги Царств это такая женщина, какой могла бы стать любая мать. Она не была женщиной знаменитой. Она не была душой компании. Насколько нам известно, не была она и особо сильной. Но она была женщиной молящейся. И посредством её молитв Бог явил Свою великую силу.
Бог, сокрушивший главу змея посредством семени жены, ещё одержит много побед. Иисус нанёс смертельный удар – такой удар, какого не мог бы нанести ни один другой сын. Однако ещё многое в царстве диавола должно быть сокрушено. И нередко, заглянув за спину наступающих мужчин, мы обнаружим мать, подобную Анне: молящуюся за своего мальчика, страдающую, но готовую отдавать.
Автор — Скотт Хаббард / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!