Сила в смирении

Сила в смирении

В Послании Иакова есть очень сильный, но в тоже время недооцененный стих, понять который нелегко.

“Брат из низшего сословия, на самом деле, может хвалиться своим высоким положением. А богатый может хвалиться своим унижением, потому что он исчезнет, как полевой цветок” (Иакова 1:9-10, НРП).

В римской культуре бедность или рабство расценивались как унижение, даже более, чем сегодня. Обладание богатством, влиянием и почетом приветствовались. И демонстрация высокого статуса была делом почти обязательным. Если вы при этом в добавок покровительствовали людям беднейших сословий, то ваши подопечные буквально благодарили вас, воспевая дифирамбы на публике.

Так называемый cursus honorum (путь чести) представлял собой социальную лестницу, поднимаясь по которой способные граждане, будь то военные или политики, стремились повысить свой статус. Идея смирения была неслыханной в греко-римском мире. Никто из греческих философов, таких как Аристотель, Платон или Сократ, о добродетели смирения даже не упоминал.

Аналогичную картину мы наблюдаем и в Иудее того времени. На утверждение Иисуса, что богатому чрезвычайно трудно войти в Царство Божие (легче верблюду пройти сквозь игольные уши), ученики не ответили: “Но тем из нас, кто смирен, будет намного легче”. Напротив, они “… чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?” (Марка 10:26), делая вывод, что если богатым трудно войти в Царство Божие, то для них надежды вовсе нет!

Мы также видим, как ученики, не стыдясь, стремятся забронировать себе руководящее положение будущем царстве Иешуа. И такое желание в то время было привычным. Иисус же многократно повторяет, что лидер должен быть слугой. Тяжело даже представить, насколько отсталым это звучало для Его учеников. Когда Иаков призывает верующих, оказавшихся в стесненных обстоятельствах, видеть себя на высоте, это звучит революционно. И в этом он, конечно, основывается на учении своего старшего брата Иешуа.

Неправильное понимание смирения

Иногда мы рассматриваем смирение как необходимое испытание на пути к власти. Без сомнений, Бог обещает воздать честью тем, кто смиряет себя. Но как только Бог возвысит такого человека, должен ли тот оставить смирение и почивать на лаврах? Конечно, нет. Ссылаясь на слова Иешуа: “… кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (Марка 9:35), д-р Крис Грин говорит: “Итак, если вы придерживаетесь логики господина и раба, то это выглядит как средство: хотите стать великим завтра? Служите сегодня. Начни рабом, и Бог возвысит тебя» [1]. Следуя этой логике, стремимся ли мы стать господами над рабами? Или Иисус говорит, что сила в том, чтобы рассматривать себя рабом? Он учит, что ключ к тому, чтобы стать великим лидером, состоит в том, чтобы видеть себя слугой. И в учении нет ничего, что заставило бы нас полагать, что это осознание слуги временно. На самом деле, Иаков говорит нам, что это позиция силы, а не слабости.

Будучи молодым молодежным пастором, я думал, что уже достиг своего положения. Я служил другим лидерам, и теперь пришло время, чтобы послужили мне. Когда я поделился этим со своей молодежью, несколько родителей не согласились со мной. Я быстро понял свою ошибку и покаялся перед молодежной группой. Смиряясь мы не получаем прибыль. Мы просто продолжаем возрастать в смирении и тем самым расти духовно. Я сталкивался с пасторами мегацерквей, которые требовали королевского обращения, и других, которые продолжают жить скромной жизнью, несмотря на свой успех. Я верю, что и сегодня Иешуа омыл бы нам ноги, как Он сделал это ученикам в Иоанна 13.

Подумайте: Иешуа пришел с небес со святой задачей. И, без сомнений, для её выполнения – искупления грешников Своей жертвой на кресте, Он мог выбрать для Себя самое могущественное положение, какое только возможно. Но из всех путей войти в этот мир Он избрал самый смиренный. Он приходит на землю как беспомощный младенец, без помощи даже повивальной бабки, быв положен в ясли для кормления овечек.

Видите – Он понял то, что мы не смогли. И дело не только в Его смирении, но в том, что Он понимал – источник силы и могущества не в силе и могуществе, а в смирении. Об этом говорит и Иаков. Позвольте мне объяснить – он не говорит: “Вы бедные смиренные люди, ваша жизнь так тяжела… но и в ней вы можете найти Бога”. На самом деле он говорит: “Пусть общество и считает, что вы мало что значите из-за вашего низкого положения, но именно в нём вы обретете силу. Бог видит великую силу в смирении”. И напротив – обретение силы без смирения погубило немало служителей.

Франциск Ассизский

Жизнь Франциска, основавшего францисканский орден, свидетельствует об этом. “Франциск был сыном богатого купца из умбрийского города Ассизи, который был пленен видением личной бедности, которое он нашел в учении Иисуса из Назарета”. [2] Франциск отказался от своего положения и жил для других, привлекая большое количество последователей. В своей бедности он обрел силу.

Несмотря на отсутствие дара проповедника, Франциск наслаждался обильным помазанием Святого Духа. В итоге речь Франциска, наученного Духом, была наполнена духовной силой и здравым смыслом, из чего окружающие поняли, что Святой Дух почил на нем. Бонавентура сообщает, что проповеди Франциска сопровождались множеством чудес. [3]

Уильям Сеймур

Как иронично, что всего через несколько лет после отмены рабства, когда расизм все еще был нормой, избрание Богом одноглазого чернокожего по имени “видящий больше” (See-More, прим. пер.) привело к величайшему со времен ранней церкви пробуждению. Уильям Сеймур так стремился к Богу, что слушал проповеди Чарльза Пархэма, проповедника с расистскими взглядами, о крещении Святым Духом под окнами аудитории. Сеймур отправился в Лос-Анджелес и продолжил проповедовать о втором благословении, крещении Святым Духом после спасения. И в день его прихода мир изменился необратимо. Сегодня 600 миллионов пятидесятников и харизматов корнями уходят в Азуза-стрит в Лос-Анджелесе.

Сеймур ценил своё низкое положение, а не требовал более высокого. Я не уверен, что смог бы поступить так же. Интересно, что произошло бы сегодня, если бы верующие перестали бороться за свои права, а начали искать Бога для большего излияния силы? Увидели бы мы такое возрождение, как на улице Азуза? Петр, Иоанн и апостолы без страха предстояли пред синедрионом, но никогда не боролись за свои права (которых у них в Иудее I века было отнюдь не много), и Бог изливал силу.

Быть господином слишком мало для Бога

Вернемся к моему другу доктору Крису Грину. Это очень сильное откровение, которым он делится с нами:

Когда в Филиппийцам 2 нам говорится, что Иисус приходит к нам как Сын, будучи образом Бога, Он не остаётся на недосягаемой высоте, но уничижает себя до человеческого положения. Он изливает себя… принимает человеческий облик, облик раба. Нам не сказано, что Бог так любит нас, что готов унизить Себя ради нас. Нам не сказано, что Бог, будучи господином, готов притвориться рабом. Нам сказано, что полнота Бога может прийти к нам только в облике раба, потому что облик господина слишком мал для Бога… Нет на земле никого, кто был бы подобен Богу менее, чем человек, облаченный властью. [4]

Иешуа приходит в образе раба, потому что он понимает, что это самое могущественное положение. Да, Он вернется как царь, но Он никогда не перестанет быть слугой… не должны и мы.

[1] Крис Грин, «Бог не господин», YouTube, 17 октября 2021 г., 19:30, youtu.be/X9NC-jOtgXQ?t=1166
[2] МакГрат, Алистер Э. Христианская история (стр. 101).
[3] Берджесс, Стэнли М. Святой Дух: средневековые римско-католические традиции и традиции Реформации (Kindle, 1336–1339).
[4] Грин, «Бог не Мастер», 20:30.

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!