Слабость может быть вашей наибольшей силой

Слабость может быть вашей наибольшей силой

Насколько хорошо вы вкладываете данные вам слабости?

Возможно, вам никогда раньше не задавали такой вопрос. Возможно, он даже звучит бессмысленно. В конце концов, люди вкладывают свои активы, чтобы увеличить их стоимость. Они не инвестируют свои пассивы. Они стараются устранить, свести к минимуму, или даже покрыть свои обязательства. Нам легко рассматривать свои сильные стороны как активы и ценности. Но большинству из нас слабости, естественно, кажутся пассивами — немощами и недостатками, которые нужно свести к минимуму, или покрыть.

Но Бог, в Своем провидении, дает нам слабости так же, как и сильные стороны. В Божественной экономике, где ценнейшая прибыль от вложений – это «вера, действующая любовью» (Галатам 5:6), слабости становятся активами – даже можно назвать их талантами, – которыми можно управлять и инвестировать.

Если нам нужно ценить слабости как активы, то стоит точно знать где в Писании об этом сказано. Апостол Павел дает нам самое ясное богословское понимание драгоценности немощи. Я увидел, что отрывок из 1 Коринфянам 1:18-2:16, да и 2 Послание к Коринфянам целиком, чрезвычайно полезны в понимании той незаменимой роли, которую слабость играет в укреплении веры и свидетельств отдельных христиан и церкви в целом.

Парадоксальная сила слабости

Самые известные слова Павла о том, какой парадоксальной духовной силой обладает слабость, записаны в 12 главе 2 Послания к Коринфянам. Павел повествует о том, как «был восхищен в рай», где он получил ошеломляющие и невыразимые словами откровения (2 Коринфянам 12:1-4).

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:7-10).

В этих нескольких предложениях Павел полностью переосмысливает то, как христиане должны относиться к слабостям, даже к очень болезненным, которые – как может показаться -  способны помешать нашему призванию и которые стремятся использовать силы тьмы. То, что сначала кажется нам дорогостоящим пассивом, оказывается ценным, Богом данным активом.

Слабость и грех

Прежде, чем двигаться дальше, нужно прояснить, что Павел не включает грех в список слабостей. Павел использует греческое слово astheneia – наиболее распространенное слово для обозначения «немощи» в Новом Завете. Джеймс И. Пакер в своей книге «Немощь – это путь», посвященной изучению 2 Послания к Коринфянам, так объясняет astheneia:

«От начала до конца суть в недостаточности. Мы говорим о физической слабости [включая болезнь или ограниченные возможности] … интеллектуальной слабости … личностной слабости … слабой позиции, когда человеку не хватает нужных ресурсов, и он не может продвигать ситуацию вперед или влиять на события по своему желанию … слабых взаимоотношениях, когда люди, которые должны руководить и направлять, не справляются с этим — слабые родители, слабые пастыри и так далее» (с. 13-14).

Но, говоря о грехе, Павел имеет в виду нечто большее, чем недостаток. Греческое слово, которое он обычно использует для обозначения греха, — hamartia, означает что-то, навлекающее вину перед Богом. Hamartia возникает, когда мы думаем, поступаем или чувствуем, нарушая Божьи повеления и запреты.

Хотя Павел понимал, что hamartia может привести к astheneia (1 Коринфянам 11:27-30) и astheneia может привести к hamartia (Матфея 26:41), он однозначно не верил, что «немощь» — синоним «греха». Потому он упрекал тех, кто хвалился, что их грех показывает силу и необъятность Божьей благодати (Римлянам 6:1-2). Но «охотно» хвалился своей немощью, которая показывала силу и необъятность Божьей благодати (2 Коринфянам 12:9).

Греша, мы отворачиваемся от Бога к идолам, а это бесчестит Бога, разрушает веру, и затмевает Бога в глазах других людей. Но слабость склонна усиливать нашу осознанную зависимость от Бога, а это прославляет Бога, укрепляет нашу веру, и демонстрирует Его силу, ведь наша сила не смогла бы так.

В этом и заключается удивительная ценность слабостей – они показывают Божью силу в нас, чего не смогла бы сделать наша сила. Вот, что имел в виду Иисус, когда сказал Павлу: «сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). «Совершается» означает делать совершенным или полностью завершенным. Наши слабости абсолютно необходимы, потому что через них Бог показывает полноту Своей силы.

Ценность, замаскированная под помеху

Сейчас вы можете подумать: «Каким бы ни было “жало” Павла, моя немощь другая». Да, так мы все думаем.

Моя слабость подобна жалу, и о ней знают только самые близкие люди. Вы сильно удивитесь, если я расскажу вам о ней. Это мучает меня ежедневно, когда я выполняю свои семейные, профессиональные и церковные обязанности. Это усложняет практически всё, и регулярно искушает меня к раздражению. Это не романтично, и уж точно не героично. Я смиряюсь пристыженным, а не благородным. И мне особенно больно видеть как, в определенном смысле, это усложняет жизнь тем, кто живет со мной и работает. Часто эта слабость кажется мне пассивом, помехой. Я умолял Господа, даже со слезами, избавить меня от этого или дать больше силы победить. Но это всё еще со мной.

Сначала Павел также видел в своей немощи мучительный пассив, и неоднократно просил Господа избавить его от этого. Но как только он понял цель Христа в этой слабости, то увидел её с другой стороны – как ценность, замаскированную под помеху. И он прославил глубину Божьей мудрости и всесильной благодати.

Я гораздо медленнее Павла учился видеть своё жало как ценность (по правде говоря, я всё еще учусь этому). И я понемногу вижу, как эта слабость укрепила меня. Она побудила меня жить в ежедневной зависимости от Божьей благодати. Она увеличила мою благодарность за тех людей, которыми Бог окружил меня, чьи сильные стороны покрывают мои слабости. Я сам подвержен слабости, поэтому могу более мягко и терпеливо относиться к тем, кто борется со своими слабостями, отличающимися от моих (Евреям 5:2). И теперь я вижу, как это дополнило большую часть написанных мной работ определенными идеями, которые вряд ли появились бы в противном случае. Другими словами, я вижу, как Бог более полно проявил Свою силу через смущающую меня слабость.

Тот факт, что нам неизвестно, какое жало удручало Павла, — это признак Божьей мудрости. Если бы мы знали, то, скорее всего, сравнивали бы свои слабости с его слабостями, и решили бы, что наши не имеют такой духовной ценности. И мы бы ошиблись.

Домостроители неожиданных талантов   

Павел сказал, что эта слабость, это «жало в плоть» было ему «дано» (2 к Коринфянам 12:7). Кем дано? Какую бы роль ни играл сатана, Павел не отводил ему главное место. Павел оказался в слабостях, так же как и «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях», получив их как ценные активы от Господа (2 Коринфянам 12:10). Будучи «домостроителем таин Божиих» (1 Коринфянам 4:1), он видел свои слабости важной частью дела, доверенного ему Учителем. Поэтому, он решил правильно вкладывать их, чтобы его Учитель получил как можно большую прибыль от вложений.

Если вы знакомы с притчей Иисуса о талантах (Матфея 25:14-30), то заметили, что я пользуюсь её образами. Иисус дал каждому из нас разные «таланты», которыми мы должны управлять, активы огромной ценности в царстве (Один талант равнялся примерно 20 годам заработной платы рабочего. По сегодняшним меркам стоимость одного таланта составляет около 600 000 долларов США – прим. автора) «каждому по его силе» (Матфея 25:15). И Он ожидает, что мы правильно инвестируем их, пока ждем Его возвращения.

Один вид талантов – это наши сильные стороны и способности, данные Господом. Но другой вид – это наши слабости, недостатки и ограничения, также данные Господом. И Он дал нам эти слабости не только для того, чтобы умножить в нас бесценное сокровище смирения (2 Коринфянам 12:7), но также чтобы умножить нашу силу в наиважнейшем аспекте бытия – вере и любви (2 Коринфянам 12:10).

Слабости даны нам не только как отдельным личностям, но и как части церкви. Наши ограничения вместе с нашими способностями имеют решающее значение для замысла Христа снарядить Свое тело так, чтобы оно работало должным образом и «созидало себя в любви» (Ефесянам 4:16). В отличии от наших сильных качеств именно слабости делают нас зависимыми друг от друга (1 Коринфянам 12:21-26). Это значит, что они даны церкви по той же причине, что и даны нам индивидуально – чтобы церковь могла возрастать в вере (1 Коринфянам 2:3-5) и любви (1 Коринфянам 13). Эти два качества уникальным образом демонстрируют миру реальность и силу Иисуса (Иоанна 13:35).

Не закапывайте ваши слабости

Однажды, когда вернется наш Господин, Он попросит дать отчет за таланты, которые Он вверил нам. Некоторые наши немощи – как раз эти таланты. Мы не хотим ответить Господину, что закопали их. Может оказаться, что наиболее ценный талант в нашем инвестиционном портфолио, — это наша слабость.

Поскольку «от домостроителей требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Коринфянам 4:2), будет мудро исследовать то, как мы управляем талантами наших слабостей. Итак, насколько хорошо вы вкладываете данные вам слабости?

Автор — Джон Блум / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!