Эта статья о том, что, по моему мнению, современное пророческое движение часто повторяет ереси раннего движения монтанистов.
Что такое монтанизм?
Монтанизм — христианское движение, возникшее примерно в середине второго века нашей эры, во Фригии, регионе на территории современной Турции. Оно названо в честь своего основателя Монтана. В мейнстриме христианства монтанизм часто называют еретическим движением, поскольку он существенно отличался от верований и практик ранних христианских общин.
Монтан и его последователи, в том числе две женщины по имени Приска (или Прискилла) и Максимилла, утверждали, что они были непосредственно вдохновлены Святым Духом и получили новые пророческие откровения. Монтанисты считали эти откровения авторитетными и равными или даже превосходящими учение Иисуса и апостолов.
Движение породило споры, поскольку оно бросало вызов церковной власти и иерархии, предполагая, что пророчество и прямое вдохновение Святого Духа могут заменить устоявшееся церковное руководство и учение. Это привело к напряжённости и конфликту с основной христианской церковью, которая рассматривала новые откровения движения и авторитет его пророков как угрозу единству и доктринальной стабильности церкви. Монтанисты также подчёркивали скорое возвращение Христа и установление Нового Иерусалима во Фригии.
В конце концов, несколько региональных церковных синодов и известные отцы Церкви осудили это движение как ересь.
Реакция отцов ранней Церкви на монтанизм
Евсевий Кесарийский и Иероним были одними из первых христианских авторов, выступавших против монтанизма. Их критика была сосредоточена на различных аспектах монтанизма.
Евсевий Кесарийский
Евсевий, историк церкви, писавший в начале четвёртого века, в своём труде «Церковная история» даёт одно из наиболее подробных описаний монтанизма его времени. Евсевий критиковал монтанизм по нескольким направлениям:
— Лжепророчество. Евсевий бросал вызов утверждениям монтанистов о пророческом вдохновении, предполагая, что пророчества Монтана и его последователей не соответствовали христианскому учению и, следовательно, были ложными.
— Нарушение церковного порядка. Он был обеспокоен дестабилизацией, которую монтанизм вызывал в установленном церковном порядке, особенно критикуя его вызов церковной власти и иерархии.
— Избыток эмоций. Историк описывал экстатические высказывания монтанистских пророков в терминах, которые наводили на мысль, что он считал их неприличными и не соответствующими трезвому, контролируемому богослужению, которое он ассоциировал с истинным христианством.
Иероним
Иероним, писавший в конце четвёртого и начале пятого веков, также критиковал монтанизм..
— Критика монтанистских практик. Иероним особенно критически относился к вызову, который монтанизм бросал авторитету церковной иерархии, которая считалась установленной апостолами. Монтанисты полагались на новые пророчества, чтобы подорвать авторитет устоявшихся христианских Писаний и учений.
— Ассоциация со схизмой. Иероним часто связывал монтанизм со схизмой (расколом) и разделением внутри Церкви, подчёркивая важность единства и приверженности ортодоксальному учению, которые выше пророческих высказываний.
Поэтому Евсевий, Иероним и многие другие рассматривали монтанизм как опасный отход от ортодоксальных христианских верований и практик.
Современные примеры монтанизма в харизматической церкви
1. Люди заявляют, что говорят непосредственно от Бога по важным вопросам, касающимся поместной церкви или нации, не передавая прежде своё слово зрелым, признанным лидерам церкви (1 Коринфянам 14:29-33). Этому пункту особенно хорошо соответствуют недобросовестные пророки из социальных сетей.
2. Так называемые пророки произносят слова, которые в конечном итоге не прославляют Христа, а указывают на них самих. 1 Коринфянам 12:3 учит нас, что все, вдохновлённые Святым Духом, говорят: «Иисус есть Господь», и это не заставляет людей тяготеть к этому служению или пророку. Согласно Откровению 19:7, все пророчества должны быть христоцентричными, прямо или косвенно.
3. Они дают пророческие слова-указания, которые подрывают церковную власть в поместной церкви. Все пророчества следует передавать руководителям поместной церкви согласно 1 Коринфянам 14:29. Пророки-изгои обычно не уважают, подрывают или обходят пасторскую власть в поместной церкви.
4. Они используют свой пророческий дар, чтобы увлечь учеников за собой. Павел предупреждал о тех, кто уводит учеников из их церкви (Деяния 20:30). Следовательно, пророкам следует указывать людям на их основанную на Библии поместную церковь, а не переманивать их.
5. Они позиционируют себя прямыми посредниками между Богом и церковью. В 1 Тимофею 2:15 Священное Писание учит, что между Богом и человеком есть только один посредник — Человек Иисус Христос. Послание к Евреям 1:1-2 учит, что в прошлом Бог говорил с отцами через пророков, но в эти последние дни Бог говорит с нами в Своём Сыне. Следовательно, истинная природа пророчества в Новом Завете в первую очередь предполагает пасторское размышление о личности и послании Иисуса последователям Христа в назидание (1 Коринфянам 14:4).
6. Пророки объявляют себя прямыми рупорами Бога. Слишком многие из этих так называемых пророков бойко используют такие фразы, как: «Так говорит Господь» (из-за чего люди боятся судить их слова, поскольку те утверждают, что говорят от имени самого Бога). Пророческие лидеры должны говорить такие слова, как «Я верю, что Бог говорит это» или «Я верю, что Господь положил это мне на сердце».
7. Иногда они превозносят свои пророческие слова до уровня закрытого канона Священного Писания или выше него. Например, когда эти так называемые пророки недвусмысленно говорят: «Так говорит Господь», многие люди приравнивают эту фразу к богодухновенному Писанию, нарушая серьёзные библейские принципы (Притчи 30:5-6; Откровение 22:18-19).
8. Они делятся внебиблейскими откровениями, которые потенциально могут повлиять на доктрины Церкви. Я слышал о многочисленных пророках, которые говорили, что им снились сны или они напрямую общались с ушедшими святыми, которые давали им понимание Слова Божьего, которое потенциально могло изменить взгляд на историческое христианское учение.
9. Они часто предсказывают события последнего времени на основе так называемых пророческих слов. Часто, когда происходит глобальный кризис, кто-то пишет книгу или рассказывает о снах о событии, которое является знаком скорого пришествия Господа (аналогично фокусу движения монтанистов).
10. Эти пророки намеренно пророчествуют ради денежной выгоды. Многие пророчествуют богатым людям, чтобы получить финансовую поддержку. Это перевернутая форма греха симонии, когда Симон Волхв пытался купить дар Божий за деньги (Деяния 8:18-20). Монтанисты также пытались использовать свой пророческий дар для получения влияния и власти, что привело к попытке основать Новый Иерусалим в деревне Пепуза во Фригии.
Автор — Джозеф Маттера / mycharisma.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!