Стоит ли использовать юмор в проповеди?

Стоит ли использовать юмор в проповеди?

Во времена Чарльза Сперджена служение и веселье не особенно сочетались.

Евангельские христиане, особенно реформатской разновидности, точно не были известны своим чувством юмора. В своей автобиографии Сперджен отметил, что 12-я заповедь должна бы гласить: «В воскресенье лицо должно быть мрачным и унылым».

Но Сперджен сам и нарушил эту тенденцию. Он был находчивым и сообразительным человеком, и это проявилось в его манере проповедовать. Великий Сперджен воспринял Евангелие со всей серьезностью, но не воспринимал всерьез себя самого.

Говоря о проповеди, Сперджен сказал, что «вызвать мгновенный смех не настолько серьезное преступление, как ввести людей в глубокий сон на полчаса». Он признался одному слушателю, который возражал против остроумного комментария, сделанного им за кафедрой:

«Если бы вы знали, от какого огромного количества других комментариев я воздержался, вы бы не стали придираться к этому, но похвалили бы меня за сдержанность, которую я проявил... Если бы я не был бдительным, я бы стал слишком веселым».

Использовал ли Сперджен юмор необоснованно? Разве он не осознавал опасности чрезмерного веселья, имея дело с глубокими Божьими темами? В биографии Сперджена Том Неттлз говорит, что «король проповедников» рассматривал юмор как своего рода приманку для евангельского крючка:

«Эти юмористические штрихи, каким бы непритязательными они ни казались некоторым, Сперджен защищал, окропляя свои послания юмором и используя его как  приманку для рыбы. [Сперджен говорил], что некоторые из [его] современников были «такими унылыми, однообразными, мрачными и кислыми», что он совсем не удивлялся, почему скамьи их церквей были настолько пусты».

Собрание церкви во время проповеди Чарльза Сперджена

Собрание церкви во время проповеди Чарльза Сперджена

Должны ли проповедники сегодня подражать Сперджену? Есть ли место для беззаботного смеха в проповедях? Я думаю, что у Сперджена был самый здоровый взгляд на смех за кафедрой: используйте его, если он естественен для вас, но будьте осторожны, чтобы он не отвлекал и не подрывал возвышенные евангельские истины. Пожалуй, Сьюзи Сперджен лучше других сказала о том, как ее муж относился к шуткам за кафедрой: «Чарльз никогда не лез из кожи вон, чтобы пошутить — или чтобы избегать шуток».

Я определенно не самый потешный человек в мире (спросите моих детей!), но мне очень нравится смех, и я ценю вдумчивых людей, которые не относятся к себе слишком серьезно. Я согласен со Спердженом, что юмор, если его правильно использовать, может сделать проповедь более увлекательной. Согласно взгляду Сперджена, вот четыре рекомендации, которые я нахожу полезными для того, чтобы использовать юмор, когда я сам проповедую.

1. Используйте юмор, только если это естественно для вас.

Вот как не нужно делать: однажды я услышал, как один спикер, известный своей суровой серьезностью, пытается пошутить о своей жене. Это прозвучало безжизненно и уныло, и он произвел впечатление какого-то мелочного и подлого человека. Молчание в ответ на его шутку, должно быть, смутило его – и этим человеком был я.

Слова Мартина Ллойда-Джонса (который был не против юмора за кафедрой — см. «Проповедь и проповедники») будут уместны в данном случае:

«Самое лучшее, что можно сказать о месте юмора, — это то, что он допустим лишь в том случае, если звучит естественно и природно. Человек, который пытается быть юморным — это гадость. Он никогда не должен выходить за кафедру. То же самое относится и к человеку, который сознательно заискивает перед людьми».

Есть много примеров среди современных евангельских проповедников, которые эффективно используют юмор, потому что он является неотъемлемой частью их личности: Алистер Бегг (несомненно, шотландский акцент подчеркивает его юмор), Мэтт Чандлер, Кевин ДеЯнг, Рассел Мур, Трип Ли и покойный Р.Ч. Спраул.

Роберт Чарльз Спраул

Роберт Чарльз Спраул

2. Используйте юмор экономно.

В Библии присутствует юмор. Некоторые притчи рисуют картину абсурдности неразумной жизни. Например, Соломон обращается к ленивым людям и говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Прит. 6:6). И Иисус использовал святую сатиру, говоря фарисеям (и нам), чтобы они вынули бревна из своих глаз и могли увидеть достаточно ясно, как убрать соринку из глаз других людей (Мф. 7:1-5). Можно найти и другие примеры.

Тем не менее, юмор в Писании встречается довольно редко. Слово Божие в целом является серьезным делом, и наша проповедь должна адекватно отражать это.

3. Не используйте юмор беспричинно.

Когда я впервые начал проповедовать, один пастор посоветовал мне купить книгу шуток и наполнить разум как можно большим количеством веселых анекдотов и историй. «Я начинаю каждую проповедь с нескольких шуток, чтобы разогреть толпу», — сказал он. «Затем я становлюсь серьезным». К счастью, пример мужей Божьих, которых я слушал, возрастая как верующий, таких как Адриан Роджерс и пастор нашей семьи, избавил меня от того, чтобы воспринять его совет как веский и убедительный. Юмор должен придавать акценты нашему общению, а не доминировать в нем.

Как взвешенный и прагматичный Ллойд-Джонс (которому действительно был свойственен юмор), так и живой Сперджен соглашались, что проповедник никогда не должен вызывать смех легкомысленно. Юмор за кафедрой никогда не должен приравниваться к фривольности. Послушайте, что говорил Сперджен:

«Божьи слуги не имеют права становиться просто развлечением публики, изливая множество несвежих шуток и пустых рассказов, лишенных практического применения... Делать религиозное учение интересным — это одно, а производить нелепое веселье, лишенное цели или смысла — совсем другое».

Ллойд-Джонс также проявлял мудрость:

«Я бы не осмелился сказать, что в проповеди нет места юмору; но я действительно считаю, что его не должно быть очень много из-за характера работы и характера истины, с которыми мы имеем дело».

Мартин Ллойд-Джонс

Мартин Ллойд-Джонс

4. Никогда не позволяйте юмору отвлекать слушателей от серьезности Слова Божьего.

Если использовать юмор правильно, он предоставляет уму слушателя нечто вроде передышки, и он также может пролить дополнительный свет на истину, особенно в плоскости практики повседневной жизни. С этим нужно обращаться осторожно. Я бы никогда не использовал юмор, проповедуя об аде. Я также не стану использовать его в определенные моменты проповеди, например, разъясняя Божью святость, донося смертоносность греха или призывая к покаянию.

Однажды я услышал проповедь об аде, в ходе которой проповедник в основном рассказывал многочисленные шутки. Это настолько отвлекало от значимости и серьёзности темы, что размывало и подрывало всю суть проповеди. Смерть не является чем-то смешным. Как и Божий гнев в отношении греха.

Поэтому каждый раз, когда используется юмор, нужно всё правильно рассчитывать и осмотрительно подбирать слова.

Памфлеты и карикатуры

В свое время Ллойд-Джонс слышал, как проповедников критикуют за то, что они смешат людей. Однако возможное злоупотребление весельем, настаивал он, не является основанием для того, чтобы его совсем запрещать:

«Будьте осторожны, чтобы не допустить чрезмерного исправления [злоупотребления юмором]? до такой степени, чтобы стать скучным, бесцветным и безжизненным. До тех пор, пока мы забываем о себе и помним о дьяволе, мы никогда не ошибемся».

И хотя бурная и полная энергии личность Сперджена проступала в его проповедях, она никогда не была доминирующей. Размышляя об истории церкви, он заметил, что Бог использовал юмор, чтобы осветить мрак и сделать карикатуру на абсурд — например, через Мартина Лютера:

«Иногда [смех] – это самое яркое орудие праведности, пронизывающее как мрак, так и грех… Я действительно всем сердцем верю, что в смехе может быть столько же святости, сколько и крика… Я не знаю, почему нужно отдавать насмешку сатане как оружие против него. Рискну утверждать, что Реформация обязана почти столько же чувству смешного в людях, сколько и чему-либо еще, и что эти юмористические памфлеты и карикатуры, изданные друзьями Лютера, сделали больше для того, чтобы открыть глаза Германии на мерзости священства, чем более веские и громкие аргументы против папизма».

Аминь. Мы служим суверенному — и да, радостному — Богу. Давайте будем готовы смеяться над собой и весело смотреть на будущее (Прит. 31:25).

Автор — Джеф Робинсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!