Во времена Чарльза Сперджена служение и веселье не особенно сочетались.
Евангельские христиане, особенно реформатской разновидности, точно не были известны своим чувством юмора. В своей автобиографии Сперджен отметил, что 12-я заповедь должна бы гласить: «В воскресенье лицо должно быть мрачным и унылым».
Но Сперджен сам и нарушил эту тенденцию. Он был находчивым и сообразительным человеком, и это проявилось в его манере проповедовать. Великий Сперджен воспринял Евангелие со всей серьезностью, но не воспринимал всерьез себя самого.
Говоря о проповеди, Сперджен сказал, что «вызвать мгновенный смех не настолько серьезное преступление, как ввести людей в глубокий сон на полчаса». Он признался одному слушателю, который возражал против остроумного комментария, сделанного им за кафедрой:
«Если бы вы знали, от какого огромного количества других комментариев я воздержался, вы бы не стали придираться к этому, но похвалили бы меня за сдержанность, которую я проявил... Если бы я не был бдительным, я бы стал слишком веселым».
Использовал ли Сперджен юмор необоснованно? Разве он не осознавал опасности чрезмерного веселья, имея дело с глубокими Божьими темами? В биографии Сперджена Том Неттлз говорит, что «король проповедников» рассматривал юмор как своего рода приманку для евангельского крючка:
«Эти юмористические штрихи, каким бы непритязательными они ни казались некоторым, Сперджен защищал, окропляя свои послания юмором и используя его как приманку для рыбы. [Сперджен говорил], что некоторые из [его] современников были «такими унылыми, однообразными, мрачными и кислыми», что он совсем не удивлялся, почему скамьи их церквей были настолько пусты».
Должны ли проповедники сегодня подражать Сперджену? Есть ли место для беззаботного смеха в проповедях? Я думаю, что у Сперджена был самый здоровый взгляд на смех за кафедрой: используйте его, если он естественен для вас, но будьте осторожны, чтобы он не отвлекал и не подрывал возвышенные евангельские истины. Пожалуй, Сьюзи Сперджен лучше других сказала о том, как ее муж относился к шуткам за кафедрой: «Чарльз никогда не лез из кожи вон, чтобы пошутить — или чтобы избегать шуток».
Я определенно не самый потешный человек в мире (спросите моих детей!), но мне очень нравится смех, и я ценю вдумчивых людей, которые не относятся к себе слишком серьезно. Я согласен со Спердженом, что юмор, если его правильно использовать, может сделать проповедь более увлекательной. Согласно взгляду Сперджена, вот четыре рекомендации, которые я нахожу полезными для того, чтобы использовать юмор, когда я сам проповедую.
1. Используйте юмор, только если это естественно для вас.
Вот как не нужно делать: однажды я услышал, как один спикер, известный своей суровой серьезностью, пытается пошутить о своей жене. Это прозвучало безжизненно и уныло, и он произвел впечатление какого-то мелочного и подлого человека. Молчание в ответ на его шутку, должно быть, смутило его – и этим человеком был я.
Слова Мартина Ллойда-Джонса (который был не против юмора за кафедрой — см. «Проповедь и проповедники») будут уместны в данном случае:
«Самое лучшее, что можно сказать о месте юмора, — это то, что он допустим лишь в том случае, если звучит естественно и природно. Человек, который пытается быть юморным — это гадость. Он никогда не должен выходить за кафедру. То же самое относится и к человеку, который сознательно заискивает перед людьми».
Есть много примеров среди современных евангельских проповедников, которые эффективно используют юмор, потому что он является неотъемлемой частью их личности: Алистер Бегг (несомненно, шотландский акцент подчеркивает его юмор), Мэтт Чандлер, Кевин ДеЯнг, Рассел Мур, Трип Ли и покойный Р.Ч. Спраул.
2. Используйте юмор экономно.
В Библии присутствует юмор. Некоторые притчи рисуют картину абсурдности неразумной жизни. Например, Соломон обращается к ленивым людям и говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Прит. 6:6). И Иисус использовал святую сатиру, говоря фарисеям (и нам), чтобы они вынули бревна из своих глаз и могли увидеть достаточно ясно, как убрать соринку из глаз других людей (Мф. 7:1-5). Можно найти и другие примеры.
Тем не менее, юмор в Писании встречается довольно редко. Слово Божие в целом является серьезным делом, и наша проповедь должна адекватно отражать это.
3. Не используйте юмор беспричинно.
Когда я впервые начал проповедовать, один пастор посоветовал мне купить книгу шуток и наполнить разум как можно большим количеством веселых анекдотов и историй. «Я начинаю каждую проповедь с нескольких шуток, чтобы разогреть толпу», — сказал он. «Затем я становлюсь серьезным». К счастью, пример мужей Божьих, которых я слушал, возрастая как верующий, таких как Адриан Роджерс и пастор нашей семьи, избавил меня от того, чтобы воспринять его совет как веский и убедительный. Юмор должен придавать акценты нашему общению, а не доминировать в нем.
Как взвешенный и прагматичный Ллойд-Джонс (которому действительно был свойственен юмор), так и живой Сперджен соглашались, что проповедник никогда не должен вызывать смех легкомысленно. Юмор за кафедрой никогда не должен приравниваться к фривольности. Послушайте, что говорил Сперджен:
«Божьи слуги не имеют права становиться просто развлечением публики, изливая множество несвежих шуток и пустых рассказов, лишенных практического применения... Делать религиозное учение интересным — это одно, а производить нелепое веселье, лишенное цели или смысла — совсем другое».
Ллойд-Джонс также проявлял мудрость:
«Я бы не осмелился сказать, что в проповеди нет места юмору; но я действительно считаю, что его не должно быть очень много из-за характера работы и характера истины, с которыми мы имеем дело».
4. Никогда не позволяйте юмору отвлекать слушателей от серьезности Слова Божьего.
Если использовать юмор правильно, он предоставляет уму слушателя нечто вроде передышки, и он также может пролить дополнительный свет на истину, особенно в плоскости практики повседневной жизни. С этим нужно обращаться осторожно. Я бы никогда не использовал юмор, проповедуя об аде. Я также не стану использовать его в определенные моменты проповеди, например, разъясняя Божью святость, донося смертоносность греха или призывая к покаянию.
Однажды я услышал проповедь об аде, в ходе которой проповедник в основном рассказывал многочисленные шутки. Это настолько отвлекало от значимости и серьёзности темы, что размывало и подрывало всю суть проповеди. Смерть не является чем-то смешным. Как и Божий гнев в отношении греха.
Поэтому каждый раз, когда используется юмор, нужно всё правильно рассчитывать и осмотрительно подбирать слова.
Памфлеты и карикатуры
В свое время Ллойд-Джонс слышал, как проповедников критикуют за то, что они смешат людей. Однако возможное злоупотребление весельем, настаивал он, не является основанием для того, чтобы его совсем запрещать:
«Будьте осторожны, чтобы не допустить чрезмерного исправления [злоупотребления юмором]? до такой степени, чтобы стать скучным, бесцветным и безжизненным. До тех пор, пока мы забываем о себе и помним о дьяволе, мы никогда не ошибемся».
И хотя бурная и полная энергии личность Сперджена проступала в его проповедях, она никогда не была доминирующей. Размышляя об истории церкви, он заметил, что Бог использовал юмор, чтобы осветить мрак и сделать карикатуру на абсурд — например, через Мартина Лютера:
«Иногда [смех] – это самое яркое орудие праведности, пронизывающее как мрак, так и грех… Я действительно всем сердцем верю, что в смехе может быть столько же святости, сколько и крика… Я не знаю, почему нужно отдавать насмешку сатане как оружие против него. Рискну утверждать, что Реформация обязана почти столько же чувству смешного в людях, сколько и чему-либо еще, и что эти юмористические памфлеты и карикатуры, изданные друзьями Лютера, сделали больше для того, чтобы открыть глаза Германии на мерзости священства, чем более веские и громкие аргументы против папизма».
Аминь. Мы служим суверенному — и да, радостному — Богу. Давайте будем готовы смеяться над собой и весело смотреть на будущее (Прит. 31:25).
Автор — Джеф Робинсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!