Когда я стал пастором – а это было в те годы, когда только появились смартфоны и айпады, – мне понадобилось какое-то время, чтобы привыкнуть к тому, что люди во время моей проповеди пялятся в экраны своих телефонов. “Как это некультурно! – думал я. – Неужели они всерьез считают, что я этого не вижу? Эти взрослые ведут себя как подростки!” В то время я не проповедовал каждое воскресенье, поэтому меня пугало, что с каждым моим выходом за кафедру увеличивается количество людей, чьи лица освещаются мягким светом экранов их смартфонов.
Потребовалось какое-то время, чтобы до меня, наконец, дошло, что эти люди вовсе не «играются» своими телефонами – они просто читают свои Библии! Поэтому, не смущайся, дорогой пастор. Эти люди не игнорируют тебя. Они просто “многофункциональны”. И действительно, кто может устоять перед искушением не только контролировать точность библейских ссылок проповедника, но и заодно проверить электронную почту, текстовые сообщения и результаты чемпионата по футболу? (Да, дорогой проповедник, не сомневайся: они контролируют тебя в формате реального времени!) Несмотря на убедительные доказательства, что не существует такой вещи, как одновременно эффективное выполнение сразу нескольких задач, тот факт, что слушатели в церкви «заглядывают и в Библию», дает морально подавленным пасторам крупицу утешения.
Но кроме этого “телефонного фетиша” в общине, есть еще одна вещь, которая продолжает меня, как проповедника, очень удивлять. Речь идет о людях, которые, хотя внешне и вовлечены в слушание моей проповеди – об этом свидетельствуют кивания головой, постоянный зрительный контакт, – сидят с пустыми руками. Они сидят без Библии во время экспозиционной проповеди, которая буквально пропитана библейским текстом! Такое отсутствие Библий во время богослужений беспокоит меня по некоторым причинам, что побуждает меня предложить четыре аргумента, почему каждый верующий должен приходить в церковь с Библией (и почему каждый пастор должен побуждать людей к этому).
Причина 1: Когда вы приходите в церковь с Библией, это помогает побеждать потребительское отношение к проповеди.
Мне нравится смотреть кулинарные шоу, но я очень редко (точнее, никогда) смотрю их на кухне, чтобы, следуя инструкциям, самому готовить какое-то изысканное блюдо. Нет, обычно я восхищаюсь едой, которую созерцаю по телевизору, с надеждой, что ее приготовит кто-то из членов моей семьи. Такое мое отношение к шоу является моделью потребительского отношения, которого – может, вас это и удивит, – в церкви не должно быть.
Есть много моментов в нашей культуре, которые препятствуют активной жизни – включая и наши смартфоны, которые мы несем в церковь. Большинство залов для богослужений оформлены подобно театрам – есть сцена, на которой происходит “представление”, и есть стулья в зале, обращенные лицом к сцене. Велика ли разница между концертами, лекциями, комедийными шоу и “церковными представлениями”? По сути, не очень, если говорить об обстановке. И к сожалению, наша культура постоянно приучает нас приходить в церковь в качестве потребителей, а не активных участников.
Одним из противоядий такому потребительскому отношению к богослужению может стать регулярное использование Библии во время проповеди. Когда вы листаете в своих руках Библию (я говорю о бумажной, с переплетом, Библии, а не об электронной), – это первый шаг к активному участию в процессе провозглашения Божьего Слова. Когда вы активно задействованы в изучении Библии, Дух Святой производит Свою работу просвещения, в результате чего вы открываете себя для динамичного труда Святого Духа в вас. И работа проводится не только в вашем разуме, но также и в сердце, характере.
Как член своей церкви, примите решение избавиться от потребительской привычки пассивного слушания. Не относитесь к проповеди как к кулинарному шоу. Проповедь – это духовная трапеза, а проповедник – не певец с приятным голосом. Проповедник учит вас “готовить еду для себя” и вкушать ее. Поэтому, хотя пастор и “кормит” вас, учитесь есть самостоятельно. Будьте слушателем активным, а не пассивным. Сознательно вовлекайтесь в изучение Слова, и вы увидите, как это Слово будет воздействовать на вас таинственным и могущественным образом.
Причина 2: Когда вы приходите в церковь с Библией, это помогает лучше запомнить услышанное во время проповеди.
Как часто у вас бывало такое, что через полчаса после окончания богослужения вы уже не могли вспомнить, о чем была проповедь? Возможно, есть мириады причин таких «провалов в памяти» (включая и плохую проповедь), но спрашивали ли вы себя когда-нибудь, что вы могли бы сделать (или что вам мешает это сделать) для уменьшения такой своей забывчивости?
Есть много причин воплощения Божьего Сына. И одна из них – наша физическая природа, наше восприятие этого мира через органы чувств. Чтобы лучше понять и запомнить то, что Бог желал явить нам во Христе, мы нуждались в Человеке – дышащем, из крови и плоти, – Которого могли бы видеть, слышать, обонять, касаться. Иоанн писал: “О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни” (1 Ин. 1:1). В этих словах апостол обращает наше внимание не только на физическую природу Христа, но и на нашу зависимость от органов чувств в познании Бога.
Чем больше мы узнаем о когнитивных свойствах человека (способности познавать) и методиках обучения, тем больше становится очевидным, что у каждого человека есть свой предпочитаемый способ изучения, благодаря которому он лучше всего запоминает информацию (для меня – это визуально-вербальный способ; обучение наиболее эффективно, когда я вижу слова). Если к этому факту добавить и ту истину, что способность запоминать усиливается благодаря умножению сенсорных восприятий, становится понятным, почему Бог даровал нам Иисуса в четырех измерениях – чтобы мы могли наиболее полно Его познать.
Таким образом, воплощение Христа указывает на необходимость приходить в церковь с Библией. Слушание Божьего Слова дает большой эффект. Чтение записанного Слова также очень важно. Когда же мы держим в руках Библию – касаемся ее, листаем, – мы как бы физически «приобщаемся» к самой Библии, этому драгоценнейшему Божьему подарку. Я верю, что, согласно Божьему замыслу, нам нужно использовать все эти три органа чувств, если мы хотим познавать Бога во всей полноте. Когда вы приносите в церковь Библию, то осознанно вводите себя в такой процесс обучения, когда усиливается Богом данная способность лучше понимать и запоминать проповедуемое Слово.
Причина 3: Когда вы приходите в церковь с Библией, то учитесь кормить себя самостоятельно (духовно).
Одна из задач хорошего проповедника – научить своих слушателей самостоятельно читать и понимать Библию. Если вы будете регулярно следовать за мыслью проповедника, держа перед глазами библейский текст, то со временем научитесь самостоятельно находить те истины, которые проповедник обычно находит для вас (вместо вас). Вы научитесь понимать логическую цепочку текста, видеть логические связи между библейскими мыслями, идеями, и прослеживать в Писании библейские доктрины. Как и любой хороший учитель, одаренный проповедник не просто «дает вам рыбу»; он учит вас самих «ловить рыбу». Но вы не сможете научиться этому, если не будете приносить с собой “удочку”, т.е. Библию.
Причина 4: Когда вы приходите в церковь с Библией, она становится понятней и «родней».
Я всегда поощряю людей делать в своих Библиях записи – точно так же, как они делают их в любой другой книге (кроме библиотечной, разумеется). Не беспокойтесь – это не святотатство! Сама по себе книга – бумага и краска – не является святой, хотя надпись на обложке (“Святая Библия” – Holy Bible) говорит о другом. Практика что-то записывать означает, что вам необходима обычная бумажная Библия и ручка в руках. Не пересчитать все те случаи, когда я смог быстро найти страницу с нужным мне текстом только потому, что я делал пометки, записи. В электронной версии такое невозможно.
Как бы я ни любил электронную версию Библию, какими бы полезными ни были все приложения к ней, я постоянно сталкиваюсь с одним негативным результатом цифровой версии: ослабление дисциплины изучения и запоминания (например, порядок 66 библейских книг или знание, в какой главе или в каком отрывке находится интересующий меня текст). Мир цифровых технологий снижает остроту памяти и способность к запоминанию, предлагая быстрый, автоматический доступ и “освобождая” нас от тяжелого, но полноценного познания Слова.
Итак, все те преимущества, о которых я писал выше, останутся недоступными для вас, если вы не будете приносить в церковь Библию. Божье Слово – великий дар. Цените его. Изучайте его. Начните с простого: берите Библию с собою на богослужения. (Майк Фей)
Голос Истины по материалам For The Church
Последнее: 26.07. Спасибо!