«Не судите». Некоторые слова Иисуса хорошо знакомы даже нехристианам. А если на самом деле понять их смысл и глубину, то они окажутся еще более поразительными.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфея 7:1-2)
Перед лицом обид и грехов других людей — их бездумных комментариев и раздражающего тона, их бесчувственного смеха и неспособности довести дело до конца — насколько естественным кажется осуждать их на суде нашего воображения. Так приятно слышать, как наш внутренний обвинитель приводит самые ужасные аргументы в пользу своих слов или действий, а затем закрывает дело еще до того, как защита успевает заговорить.
И как легко забыть, что однажды приговор, которым мы осудили других людей, будет возложен на нас; мера, которой мы мерили других, будет использована, чтобы оценить нас. Однажды мы выйдем на суд нашего воображения — но на этот раз не как судья, а как ответчик.
Сколько электронных писем мы бы не дописали, текстовых сообщений не отправили, сколько мыслей было бы отброшено, а слов не сказано, сколько разговоров можно было бы перенаправить, постов не читать, если бы только мы услышали, как наш Спаситель говорит с вечной трезвостью в голосе: «Не суди»?
Неправильный суд
Конечно, «не суди» не означает того, что некоторые хотели бы, чтобы оно значило. Матфея 7:1 – это стих жизни для многих, кто просто хотел бы спокойно жить в грехе. Они редко читают оставшуюся часть главы, где Иисус предостерегает от «собак», «свиней» и «лжепророков» — и ожидает, что мы будем судить себя сами (Матфея 7:6, 15–20). Еще реже они читают Матфея 7 вместе с Иоанна 7, где Иисус повелевает: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24).
Критическое мышление, различение и «правильное суждение» должны быть частью каждого зрелого ученика Христа. Но есть еще один вид суда, о котором Иисус говорит: «Не суди», — это суд, произведенный на фабрике нашей неискупленной плоти, отмеченный склонностью (1) потакать лицемерию и (2) отказывать в милосердии.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ СУД
«Дай, я выну сучок из глаза твоего» (Матфея 7:4). Наши суждения, высказанные вслух или даже мысленно, могут показаться неоспоримыми, возможно, даже добрыми. Мы действительно замечаем сучки в чужом глазу — какой-то маленький грешок или безрассудный поступок, которые наш брат не заметил. И правда, ну разве мы не благодарны другу, который увидит шпинат, застрявший между зубов, или бирку на рубашке, которая вылазит на шею?
Но подождите: «В твоем глазе бревно» (Матфея 7:4). Любитель шпината размазал кетчуп по щекам; тот, кто заметил ярлычок, сам забыл надеть штаны; у увидевшего сучок, вообще из левого глаза торчит береза. Другими словами, «Ты — лицемер» (Матфея 7:5).
Ошибки и раздражение других людей, то есть их сучки, делают так, что мы отводим взгляд от зеркала и начинаем смотреть как бы через увеличительное стекло. В момент, когда нас обижают или оскорбляют, как легко многие из нас начинают предполагать, без молитвы и почти не размышляя (в лучшем случае, не дольше трех секунд), что мы только смотрим на сучки и бревна, но не несем их в себе. Мы слышим её возражение, но не помним собственного раздражающего комментария; мы возмущаемся его третьим напоминанием, забывая при этом о нашей собственной неспособности хорошо общаться. Мы поспешно играем роль обвинителя, но отказываемся от перекрестного допроса.
Те, кто «судит правильным суждением», не обходят стороной чужие сучки без комментариев, но они проводят некоторое время, исследуя собственные глаза, прежде чем тыкать в чужие. «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матфея 7:5).
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ СУД
Лицемерие, конечно, никогда не бывает другом милосердия. Когда мы тратим больше времени на то, чтобы замечать чужие грехи, чем свои собственные, как бы мы ни старались, у нас не получится ходить в «духе кротости», о котором говорит Павел (Галатам 6:1). Онемевший к собственной отчаянной потребности в милосердии, наш суд сжигает без успокоения, режет без исцеления.
«Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», — предупреждает Иисус (Матфея 7:2). Но в тисках неправильных суждений мы часто используем одну меру для кого-то, а совсем другую — для себя. Резкие слова супруга — открытая жестокость, без вариантов. Но наши собственные резкие слова обусловлены обстоятельствами – ну или, по крайней мере, оправдываются усталостью, стрессом, голодом или раздражением. Мы умудряемся превращать чужие сучки в бревна, а наши собственные бревна — в сучки.
Джон Стотт пишет: «Заповедь не судить — это не требование быть слепым, а скорее призыв быть щедрым» (Послание Нагорной проповеди, 177) или, как выразился апостол Иаков, проявить милосердие (Иакова 2:13). Но чтобы оказать щедрый, милосердный суд требуется много энергии и времени. Нужна готовность взглянуть на сложности, дать преимущество сомнениям, сомневаться в себе и молитвенное сердце. Гораздо проще безумно размахивать судейским молотком.
Два великих суда
Как же тогда закрыть уста своим лицемерным суждениям? Как нам отказаться от своих жестокосердных мер и политики «не суди», особенно когда нас серьезно обидят? Мы начнем с того, о чем Иисус говорит в этом отрывке, и давайте помнить, что, прежде всего, мы не судьи, а подсудимые. И в этой связи, мы живем сегодня в свете двух великих судных дней, одного прошлого и одного будущего.
СУД ПРОШЛОГО
Каждый христианин знаком с опытом, который Павел описывает в Послании к Римлянам 3:19:
«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом».
В какой-то момент мы стояли, не смея открыть рот, перед Божьим престолом суда. Ушли оправдания; всякие аргументы защиты провалились. Мы столкнулись со святым, святым, святым Богом и только и могли признать себя виновными.
Иисус говорит об этом же ранее в Нагорной проповеди. Как по-другому мы могли бы стать «нищими духом» и «кроткими»? Как еще мы бы «скорбели», «алкали и жаждали правды» (Матф.5:3–6)? Мы помним, каково это – быть взвешенными на весах и найденными очень легкими. Не можем не помнить. Как пишет Синклер Фергюсон: «Находиться в молчании перед престолом Божьим — это незабываемое переживание! Это чувствуется каждый раз, когда мы кому-то что-то говорим и разговариваем с людьми» (Христианская жизнь, 41).
Но, конечно же, мы не только должны в молчании стоять перед престолом Божьим; мы также получили там прощение. Горящий уголь благодати Бога коснулся наших уст, говоря: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Исаия 6:7). Милость встретила нас у судилища Божьего, побуждая идти и говорить слово лучшее, нежели суд.
Когда мы вспоминаем прошлый суд, неправедные суждения уже не так легко ложатся на наши уста. Помилованный преступник не может осуждать своих товарищей, как раньше. Его коснулось милосердие — и милосердие не может уже не порождать милость в ответ.
ГРЯДУЩИЙ СУД
Затем Иисус поднимает наш взор на предстоящий суд:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфея 7:1-2)
Скоро наступит день, когда «все мы предстанем на суд Христов» (Римлянам 14:10) — знатные и простые, богатые и бедные, известные и неизвестные. А что будет, когда мы будем там стоять? Критерии, которыми мы оценивали других, будут и против нас.
Те, кто судили без милосердия, постоянно и без раскаяния, столкнутся с «судом... без милосердия» (Иакова 2:13). Их жестокие суды станут доказательством того, что они никогда не получали милость Бога во Христе и совсем не ценили её, и поэтому они пожнут те же суды, которые сеяли.
Однако, те, кто научились по благодати и через большое количество покаяний принимать меру милости, удивительным образом «не будут судимы» (Матфея 7:1). В судный день не будут судимы! Только благодать Христа, несущего крест, могла породить такую чудесную мысль.
Те, кто наслаждается этим будущим днем сейчас, не могут не думать и не говорить по-другому. Они не отказываются от различения или критического мышления; но стремятся с Божьей помощью «судить судом праведным» (Иоанна 7:24). Но даже когда они должны противостоять, обличать или вытаскивать сучок из глаза человека, они сделают это, как тот, кто когда-то направлялся на суд, но теперь окутан вечной, неизменной милостью.
Автор — Скотт Хаббард / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!