Прощение: еврейский мессианский взгляд

Прощение: еврейский мессианский взгляд

Умение прощать, несомненно, одна из самых сложных задач для человечества.

А Евангелие в Новом завете рассматривает прощение как один из столпов веры. В конце концов, кто не слышал высказывания «подставить другую щеку»? Прощение должно быть одним из главных свойств жизни и характера каждого, кто желает следовать за Богом. В Новом Завете апостол Павел пишет:

«Будьте добры друг ко другу, проявляйте сострадание, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32, НРП)

Не случайно повеление прощать других основано на том факте, что Бог простил нас. Молитва — это то, что соединяет нас с Богом. Когда Иисус учил о молитве, Он трижды в трех разных стихах повторяет, что мы должны прощать других людей.

«…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12-15)

В этих трех стихах прощение упоминается шесть раз.

Иными словами, если вы хотите быть ближе к Богу, если хотите, чтобы Бог отвечал на ваши молитвы, тогда, прежде всего, научитесь прощать.

Прощение — это ключевая мысль евангелия и решающий фактор в наших отношениях с Богом.

В чем состоит истинное прощение?

Но прежде чем заговорить о прощении, поговорим о мести, ведь месть прямо противоположна прощению. В Нагорной проповеди Иисус учит:

«Вы слышали, что было сказано: “Око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: “Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”» (Мф 5:38-39)

В Своем учении Иисус противопоставляет прощение мести. Жажда мести — накопление гнева и горечи внутри — влечет к следующим двум последствиям:

Во-первых, желание отомстить не только вредит нашим взаимоотношениям, оно пагубно сказывается на нашем здоровье, потому что горечь — это нечто, что съедает нас изнутри. Согласно исследованию доктора Лорен Туссен и доктора Гранта Шилдса, непрощение оказывает непосредственное влияние на иммунную систему, кровяное давление, физическое здоровье и благосостояние сердца.

А во-вторых, месть причиняет страдания другим людям и ведет к бесконечному циклу возмездия. Прощение, в свою очередь, высвобождает нас из этого порочного круга и может обратить наших заклятых врагов в очень хороших друзей.

«Вы слышали, что сказано: “Око за око и зуб за зуб”» (Мф. 5:38)

Иисус ссылается на отрывок из 21 главы книги Исход, в которой Закон Моисеев устанавливает границы мести и впервые вводит принцип соразмерности. Если в драке вас ударят и сломают вам зуб, вы не можете отомстить обидчику, пырнув его ножом. «Зуб за зуб». Закон Моисея был призван установить границы и обуздать сердце человека, жаждущее мести, так чтобы возмездие было пропорционально нанесенному ущербу. Важно понимать, что Закон Моисея не отражает высшие моральные принципы Бога: принципы благодати, сострадания и прощения. Отнюдь, он был Божьим временным компромиссом:

«Моисей разрешил вам… из-за жестокости ваших сердец» (Мф. 19:8, НРП). «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32)

Если Моисей установил границы и пресечения, то Иисус, как и полагалось, повышает планку до высших моральных принципов Бога. Вместо того чтобы запустить порочный цикл мести — прости. Обратите внимание, что Иисус говорит о мести обидчику, а не о мести за саму обиду.

Иными словами, Иисус не говорит, что не нужно противостоять злу, защищаться или желать справедливости. Он говорит о том, чтобы мы не мстили своим обидчикам.

Ваш сосед случайно задавил вашу собаку? Не нужно ему мстить и убивать его собаку в ответ — просто простите его.

Другой ваш сосед украл у вас овцу? Не мстите ему, зарезав его сына, просто обратитесь в полицию и позвольте ей с этим разобраться.

Позже в своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет похожие слова и уточняет:

«Никому не воздавайте злом за зло, а делайте только доброе перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми. Друзья мои, не мстите за себя, лучше оставьте место для гнева Божьего, ведь написано: “Предоставьте месть Мне, Я воздам”, — говорит Господь» (Рим. 12:17-19, НРП)

Павел апостол

Закон и справедливость — это благо и достоинство, месть же — никогда.

«Кто ударит тебя в правую щеку твою, то поверни к нему и другую» (Мф 5:39, НРП)

Пощечина — удар по лицу тыльной стороной руки — унижающее достоинство и оскорбительное для человека действие. В период Второго Храма пощечины пользовались особой популярностью у римских стражей, когда римский страж (будь то обоснованно или нет) ударял по лицу простого гражданина. Для многих иудеев подобное обращение со стороны римского язычника было настолько унизительным, что они выходили из себя и давали отпор; но отпор они давали не самому злу, а обидчику — римскому стражу — и били его в ответ. Это, безусловно, имело плачевные последствия для самого «мятежника», его семьи, а иногда — для всего города.

Будучи верующими и стремясь к миру и прощению, мы должны научиться переносить несправедливость, даже если речь идет о телесных повреждениях, потере имущества или жестоком обращении. И это, кстати сказать, все то, через что Иисусу пришлось пройти ради нас — Он несправедливо пострадал, чтобы мы могли получить благодать и мир. Вот пример из современной жизни: скажем, офицер полиции наносит вам удары и осыпает оскорблениями — вам нужно подать на него в суд, а не пытаться побить его в ответ.

Несколькими главами позднее, в 18 главе, один из учеников Иисуса, Симон Петр, спросил Его:

«Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил: “Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если тот согрешит против меня? Семь раз?” Иисус ответил: “Не семь, а семьдесят раз по семь”» (Мф. 18:21-22, НРП)

Иисус не говорит, что к 78-му разу уже можно и не прощать, но Он основывает Свой ответ на Быт. 4:24 и использует символичное число 7, олицетворяющее нечто бесконечное и совершенное. Если мы призваны прощать снова и снова, то можем быть уверены, что Господь тоже прощает нас — снова и снова. В продолжение темы Иисус рассказывает Своим ученикам притчу:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов, а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: “Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу”. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: “Отдай мне, что должен”. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: “Потерпи на мне, и всё отдам тебе”. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: “Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:23-35)

Человека, у которого был огромный долг, привели к царю. Долг в десять тысяч талантов, сумма, равная миллионам в наши дни, — долг, неподъемный для этого человека. Поэтому царь приказал, чтобы должника, всю его семью и имущество продали в уплату долга. Этот человек от своего долга не отказывался, но просил об отсрочке его уплаты.

«Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27)

Царь решил простить ему долг.

Три составляющих прощения:

  1. Милосердие
  2. Освобождение
  3. Прощение

К примеру, скажем, я взял у своего друга машину напрокат и случайно разбил ее. Если мой друг смилостивится надо мной, то не станет на меня злиться и не позволит этому происшествию навредить нашей дружбе. Однако я все равно буду должен оплатить ремонт машины. Если мой друг к тому же освободит меня от долга, тогда это значит, что он сам оплатит ремонт машины, не требуя возврата денег. Это не означает, что затраты на ремонт просто исчезли — мой друг покрыл все расходы из собственного кармана вместо меня. Он оплатил мой долг. А если ко всему, мой друг еще и простит меня, то не станет таить на меня обиду ни сейчас, ни в будущем. Иными словами, он снова одолжит мне свою машину, если я попрошу.

Мой друг мог бы просто проявить ко мне милосердие и простить мне мою ошибку, но все равно потребовать, чтобы я покрыл расходы за ремонт.

Он также мог бы освободить меня от уплаты долга и прекратить со мной всякое общение.

Он мог бы проявить ко мне милосердие, простить мне мою ошибку и даже освободить меня от уплаты долга, но больше не одалживать мне свою машину.

Но мой друг настолько добр, что не только проявил ко мне милосердие, простил меня, освободил меня от моего долга и покрыл все расходы, которые должен был покрыть я — он даже согласился вновь одолжить мне свою машину после этого инцидента.

Это истинное и совершенное прощение. Трудно поверить в существование такого друга, согласитесь. Однако именно такое прощение Бог дал нам через Мессию, и именно такое прощение мы должны проявлять к другим людям.

Когда мы грешим против Бога, к примеру, причиняя вред Его творению, мы в долгу перед Богом, в неоплатном долгу. Иными словами, это вредит нашим отношениям с Богом, и мы отдаляемся от Бога.

Во времена Ветхого Завета мы могли оплатить свой долг, принеся Богу жертву. Жертвой было некое животное, и благодаря смерти этого животного наши отношения с Богом восстанавливались. Жертва искупала, или покрывала долг, который мы были неспособны оплатить.

Мессия пришел, чтобы стать такой жертвой

Он взял на Себя наши грехи и Собственной кровью оплатил за нас наш долг.

В своем Послании к Колоссянам апостол Павел пишет:

«Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил» (Кол. 3:13, НРП)

Иными словами, мы должны уметь прощать своих обидчиков. Тот, кто понимает всю глубину прощения, дарованного нам Мессией, несомненно, сможет прощать других.

«Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: “Отдай мне, что должен”. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: “Потерпи на мне, и всё отдам тебе”. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18:28-30)

Как иронично и едва ли не смешно: еще минуту назад тебя простили, а теперь ты сам не способен простить другого. Прощенный, не способный прощать. Вот подлинное изображение человечества. Разве мы не все такие? Все мы хотим, чтобы нас прощали, но сами прощать не торопимся.

А как же справедливость?

Когда кто-то грешит против вас и причиняет вам боль, вы жаждете справедливости. Вы требуете, чтобы свершилось правосудие!

Например, если в детском саду из-за халатности воспитателя погибает ребенок, мать ребенка требует, чтобы этого воспитателя посадили в тюрьму. Почему? Это вернет ей ребенка? Конечно же, нет. Но когда мы видим, что наш обидчик страдает, это дает нам ощущение того, что свершилось правосудие. Это дает нам странное ощущение удовлетворения, потому что теперь этот человек наказан и расплачивается за свои грехи.

Когда кто-то грешит против вас и причиняет вам боль, у вас есть два пути:

Первый, убрать этого человека из своей жизни, отомстить и надеяться, что он тоже будет страдать. И вот только когда он настрадается вдоволь, только тогда вы почувствуете, что он сполна заплатил за все, что натворил. Дьявол желает, чтобы вы последовали именно этим путем.

А есть ли какой-нибудь другой путь? Есть ли какая-нибудь альтернатива? Альтернатива — Иисус. Альтернатива в том, чтобы помнить, что и вам было прощено немало, и вот почему вы соглашаетесь заплатить цену за своего обидчика.

Вы противостоите этому чувству ненависти и желанию отомстить, и отказываетесь полностью убрать этого человека из своей жизни, даже если глубоко внутри вас все по-прежнему клокочет от гнева на него за этот проступок. Вы делаете осознанное решение заменить эти негативные чувства прощением.

Доктор Карен Шварц, психотерапевт из Университета Джона Хопкинса, США, поясняет, что прощение не исчерпывается лишь вербальным высказыванием:

«[Прощение] это активный процесс, при котором вы принимаете осознанное решение отпустить негативные чувства, независимо от того, заслуживает этого человек или нет» — д-р Карен Шварц.

Прощать нелегко и очень часто несвойственно нашей культуре. Важно понимать, что прощение не упраздняет ответственности обидчика, но превозносит милость над обидой.

Умение прощать, несомненно, одна из самых сложных задач для человечества.

Прощение — это осознанное решение, потому что сначала вы решаете простить в уме, а уже после эмоции утихают в сердце. На это требуется время, и дается это нелегко.

Прощение — это не чувство. Не бывает так, что мы вдруг чувствуем, что готовы простить нашего обидчика.

Прежде всего, прощение — это осознанное и намеренное решение. А потому Иисус повелевает нам следующее:

«И когда вы молитесь, то прощайте всем, на кого вы обижены, чтобы и ваш Небесный Отец простил вам ваши проступки» (Мк. 11:25, НРП)

Мы можем выбрать лишь несколько людей, которых готовы простить, когда нам это будет удобно и выгодно. Но если мы будем поступать так, то однажды, когда мы будем стоять перед Богом, Он поступит с нами так же, как некогда мы поступали с другими, и простит нас так, как мы прощали других.

Погодите-ка. Как-то это не похоже на справедливость, согласитесь? Почему я должен платить цену и страдать? С чего вдруг? Да потому, что прощать — больно и дорого. Когда Бог простил нас, это стоило Мессии жизни. Прощение причиняет боль, потому что всегда есть некая цена, которую приходится платить, и когда вы прощаете, вы соглашаетесь уплатить эту цену самостоятельно. Это больно, но результатом прощения служит не только смягченное каменное сердце, освобожденное от горечи, но и его свобода от оков гнева, вражды и ненависти.

Прощение прокладывает путь к покаянию прощенному человеку.

Простить — значит проявить милосердие к согрешившему против вас человеку ради сохранения отношений с ним. Простить — значит освободить согрешившего против вас человека от его долга вам. Также, простить — значит отпустить обиду и не таить зло на человека ни сейчас, ни в будущем.

«Тогда государь его призывает его и говорит: “Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:32-35)

Бог со всей серьезностью относится к прощению, потому что прощение — это ключевое послание евангелия в Новом Завете.

В этой притче сердце человека как на ладони. Он отлично знает, как вымаливать прощение у других, но при этом не осознает, как много было прощено ему, а потому не способен прощать других.

Мы все превосходно умеем оправдывать самих себя. «Кто? Я? Конечно же, я заслуживаю прощения!» Но мы также хорошо умеем винить других людей: «Кто? Он? Да он же вор!», «Его? Простить? Да он же враль, каких поискать!» Но когда именно нас ловят на лжи, мы с легкостью находим себе оправдание. «Я не лгал, у меня просто не было другого выбора. Я просто не мог сказать правду». Когда нас ловят на каком-то проступке, вдруг каким-то чудом оказывается, что ситуацию можно объяснить иначе, вне контекста и обстоятельств. А другие? А другие просто обманщики и воры.

Но когда мы осознаем, что мы грешим точно так же, как все остальные, без исключения, мы перестаем смотреть на других свысока и признаем, что также нуждаемся в прощении, что и нам простили огромный долг — и поэтому мы прощаем других.

Стоит упомянуть, что в этом отрывке Иисус не говорит, что если вы не сможете простить своего ближнего, то «попадете в ад». Но все-таки, непрощение вредит вашим отношениям с Богом.

Если я отказываюсь простить своего брата, это касается и моего небесного Отца.

Будучи верующими, мы знаем, что нам простили очень многое. Если мы действительно осознаем это, это дает нам силы и возможности прощать других, всегда. Человек, отказывающийся прощать, фактически ставит себя на порядок выше других: он не такой, как все остальные грешники, он лучше и чище всех остальных, ему вообще нечего прощать. Такой образ мышления свидетельствует о том, что человек на самом деле не понял евангелия.

Важно понимать, что мы не говорим о вседозволенности и возможности допущения несправедливости. Есть община, общество, правительство и власти, чья задача — помочь вам добиться справедливости и законности. Но в межличностных отношениях прощение важнее жажды справедливости.

Жажда справедливости без прощения, на самом деле, — это не истинное стремление к справедливости.

Это жажда мести.

Только прощение способно восстановить разрушенные отношения.

Общественный деятель, Мартин Лютер Кинг младший в 1964 г. получил Нобелевскую премию мира за борьбу с расовым неравенством через ненасильственное сопротивление в США. Д-р Кинг был также служителем, часто проповедовал по Новому Завету. Вдобавок к своей знаменитой речи «У меня есть мечта», он объяснил, почему решил бороться с расовой дискриминацией мирным путем, а не через попытки отомстить:

«Древний закон “око за око” приведет к тому, что все останутся слепыми. Он аморален, потому что пытается усмирить противника, а не добиться его понимания; он стремится уничтожить, а не привлечь на свою сторону. Насилие аморально, ибо оно наживается на ненависти. Оно разрушает единение и делает невозможным братство между людьми. Оно оставляет общество в состоянии монолога, а не диалога. Насилие само по себе губительно: оно порождает горечь в выживших и жестокость в мстителях» – д-р Мартин Лютер Кинг младший.

Д-р Кинг понимал и применял послание Иисуса. Месть только запускает порочный цикл мести.

Корри тен Бом, голландская христианка, вместе со своей сестрой спасла множество евреев от смерти во время Холокоста. Их с сестрой отправили в концлагерь, где та умерла. Корри, которой удалось выжить, рассказывала, что вскоре после окончания войны она встретила одного из охранников-нацистов из лагеря на одной из лекций на тему Холокоста, которые она читала. После лекции бывший нацистский охранник подошел к ней, пристыженный, чтобы пожать ей руку. Поначалу, признавалась Кори, ее преисполнило чувство злости и ненависти, но она тут же решила простить его и пожала ему руку. За этим последовало, как говорила сама Кори, чувство сверхъестественной любви, такой, какой только Бог может наполнить. Если бы Корри не знала евангелия, не знала бы о прощении, полученном от Бога, она, скорее всего, не смогла бы простить бывшего нацистского охранника.

В заключение: мы не должны отделять себя от людей, грешащих против нас, потому что мы такие же грешники.

Иисус взял на Себя не только то наказание, которое заслуживаем мы, но и то наказание, которое заслуживает тот, кто грешит против нас. Когда мы, наконец, поймем, сколь многое простил нам Бог, мы сможем прощать других.

Нам нужно уметь прощать — как и Мессия простил нас.

Как Он простил нас?

Всем сердцем, до конца, за все, навсегда и навечно!

А теперь спросите себя: Есть ли в вашей жизни кто-то, кого вам нужно освободить, даровав прощение?

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Анастасия Сковородникова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!