Суккот: без Храма нет праздника

Суккот: без Храма нет праздника

«Tower of David». Author — Ricardo Tulio Gandelman, Wikimedia, CC BY 2.0

Когда мы говорим о библейских праздниках, стоит помнить о том, что во всех случаях священных собраний центром всего торжества, центром собрания было именно святилище — сначала Мишкан (скиния Моисея), затем скиния Давида, а в промежутке это была скиния и жертвенник в Шило (Силоме), затем Храм Соломона, и затем так называемый Второй Храм. Любой праздник Израиля имел своим центром сначала Скинию, а затем Храм. Всё вращалось вокруг этого.

Центральное место Храма во времена апостолов

И когда мы читаем Евангелие, мы видим, насколько большую роль играл Храм. Более того, даже в Книге Деяний мы видим, что Иерушалайм, именно как место, где находится Храм, а не просто как политическая и культурная столица, привлекает не только тех, кто не уверовал в Иешуа, но и самих апостолов, и их учеников, и вообще верующих в Господа как еврейского Мессию. Это удивительно. Вспомните последнее путешествие ребе Шауля (апостола Павла) в Иерусалим. Его все останавливают, Дух Святой даёт предупреждение ученикам в разных местах: «Смотри, тебя арестуют, тебя схватят». Пророку Агаву Бог показал, что Павел будет связан и переживёт много испытаний. И в Эфесе апостол Павел говорит: «Я знаю, что это будет со мной. Но тот же Дух, Который дал эти пророчества, влечёт меня быть на Шавуот в Иерушалайме и идти в Храм» (см. Деяния 20:15-23).

И это при всём том, что верующие знали, что они не нуждаются уже ни в каких жертвах, за них уже принесена абсолютная жертва Мессии, которая не только включает в себя силу всех жертв, но и несравненно их превосходит. И при всём этом они туда стремились.

Что же говорить об иудеях до Иешуа? Без Храма не было настоящего праздника. И что интересно, особенно Праздника Кущей. Два праздника, Пасхи и Кущей, были такими, которые собирали евреев отовсюду. И не только природных евреев, но и так называемых прозелитов (герим), тех, которые обратились в иудаизм из разных народов, а также тех язычников, которые начинали искать правды, читать Тору, читать Пророков, слышали о едином Боге, Который на самом деле сотворил всё видимое и невидимое, и понимали, что язычество и политеизм являются ложью. И они тоже тянулись в Иерушалайм, к Храму, потому что это было особое место на земле, где присутствие Божье было настолько сильно выражено, как нигде больше.

Значение Храма во времена завета Моисея

Хочу процитировать книгу Н.Т. Райта «Апостол Павел и верность Бога»:

«Если вселенское значение Храма...» (Вселенское, не просто для Израиля или для земли Израиля!) «...это первый основной момент, который необходимо подчеркнуть, говоря о главном символе Израиля, то второй такой момент носит более узкий характер. Храм был неразрывно связан в иудейской мысли уже за тысячи лет до Павла с царским домом Давида. Именно у Давида возникла мысль о возведении Храма, несмотря на то, что поставил его Соломон. Именно он составил чертежи, собрал все средства» и так далее. Интересно, когда мы читаем о молитве Соломона о мудрости, то в основном это обычно связывается с управлением еврейского народа. Но Райт пишет: «Но на самом деле, молитва Соломона о мудрости глубоко связана с возведением им Храма. Этот проект оказывается  в Писании главным или, по крайней мере, первым ответом на его молитву о мудрости».

И интересно, что «разрушение Храма вавилонянами теснейшим образом связано с ниспровержением монархии, а восстановление после частичного возвращения из вавилонского плена поручено Зоровавелю, именно потомку Давида», тому, кто законно мог претендовать на царскую власть. И дальше Райт пишет: «Весь период Второго Храма вполне очевидно, что для иудеев этого периода понятие Храма, Торы, Писания, сообщества и Мессии естественно объединялись в единое целое». Кстати, он говорит о том, что в современной христианской науке, исторической, богословской, в общем-то эта теснейшая связь Храма и мессианства, Храма и Царства в еврейском сознании не нашла ещё отражение. «И едва ли будет преувеличением утверждать, что пренебрежение в учёном мире тем и другим связано между собой».

Интересно, что именно с Праздником Кущей, с праздником Суккот были связаны богатые разнообразные и яркие обряды празднования в Храме. В книге «Иудейская война» Иосиф Флавий описывает странную ситуацию, когда на первом этапе этой Иудейской войны римский военачальник Цестий Галл подступил к городу Лида и к своему огромному удивлению обнаружил, что город практически пустой. Это было в праздник Суккот. Практически всё население города, не только мужчины, которые обязаны были, но и женщины и дети ушли праздновать Кущи в Иерушалайме в Храме и вокруг Храма. Можете себе представить, всё население немалого на то время города даже в такое время, когда опасно было оставлять имущество, ушли в приближении праздника (потому что ещё нужно было добраться в Иерушалайм), чтобы праздновать Суккот в Храме и вокруг Храма.

Читая Библию, мы можем не совсем ясно представлять себе и понимать то, что любые праздники вращались вокруг Храма. И Праздник Кущей был особенным в этом отношении. Интересно, что когда евреи были в вавилонском плену, то даже многие левиты и священники не только не праздновали Праздник Кущей, они даже забыли, как его праздновать. В Книгах Ездры и Неемии мы видим прямые доказательства того, что праздники в плену без Храма по-настоящему не праздновались. Когда перед Праздником Кущей и в первый день праздника читались те страницы Торы, которые говорят о празднике, в книге Неемии сказано, что они нашли в Писании, как, оказывается, нужно праздновать. Обратите внимание, что это их удивило. И когда они это нашли, читали всему народу, объяснили, разобрались вместе, только тогда народ пошёл собирать ветви, плоды, строить кущи, как написано в Торе. Получается, что во время вавилонского плена, а именно из-за отсутствия Храма, не праздновались по-настоящему вообще никакие праздники, и народ вообще забыл, что нужно делать.

А что же делать сейчас?

Это опровергает учение многих раввинов, что, если Храма нет, а мы будем скрупулёзно исполнять все ритуальные постановления, как будто он есть, нам засчитаются все эти постановления и ритуалы, как будто бы мы празднуем в Храме. Не засчитается. Потому что нет жертвы. А на Праздник Кущей жертвы играли огромную роль.

Одно из названий Праздника Кущей — Праздник Народов. Почему? Потому что именно на праздник Суккот в течение семи дней праздника приносились в жертву 70 быков, и эти жертвы символизировали полноту народов. За все 70 народов мира. Семёрка — это число земного совершенства, 70 — это умножение на десять, а десять символизирует в еврейской старинной символике царскую власть. И число этих жертв символизировало, что Израиль в Храме приносит жертвы не только за себя. Израиль и Храм важны для народов, и это было правдой, это не то, что Израиль сам себе придумал. Нет, эти все жертвы указаны в Торе (см. Числа 29). Храм был духовным центром не только Израиля, но и всего мира. И не только евреи, но и многие уверовавшие из язычников, уверовавшие, но не ставшие евреями, понимали это.

К чему я это говорю? К тому, что теперь, когда мы празднуем библейские праздники, мы можем их смело праздновать, потому что у нас есть новый Храм. И этот новый Храм — это Тело Машиаха. Этот новый Храм — мы сами, наши тела, если в наших телах живёт Святой Дух. И этот новый Храм в Духе совершенный, но он продолжает строиться. А мы живые камни, которые созидают этот Храм. И строительство этого Храма завершится, когда наш Первосвященник, и Он же Царь, вернётся к нам во славе.

Но при этом мы теперь не связаны жёсткими ритуалами, какими-то обрядовыми ограничениями или постановлениями, которые были необходимы, пока стоял Храм и до того, как Иешуа совершил Своё вечное искупление. Мы можем праздновать в свободе Руах аКодеш. И когда мы это делаем, то та особенная благодать, которая приходила на празднование, в частности Праздника Кущей, пока стоял Храм, она приходит в наши общины, она приходит в те церкви, которые действительно начинают праздновать эти еврейские праздники не просто как еврейские, но как библейские в свободе, в радости, по благодати, позволяя Святому Духу каждый год направлять по-новому это новозаветнее празднование старинных библейских праздников.

Борис Грисенко, раввин КЕМО

По материалам семинара «100 вопросов о празднике Суккот»

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!