Если вы посмотрите на старинные здания и археологические находки в Израиле, вы заметите, как снова и снова в вариациях на них изображен символ меноры. На протяжении тысячелетий менора была символом народа Израильского, задолго до появления звезды Давида. Но историки на самом деле не знают, почему именно этот символ, а не какой-либо другой. Возможно, Новый Завет имеет некоторые ответы?
Менора всегда была Божьей идеей. Впервые она появляется в 25 главе Исход, когда Бог указывает, как следует сделать ее:
«Вы должны сделать менору из золота чистого. Она должна быть чеканной работы: основание ее, стебель ее, кольцо окружающих листьев и лепестков должны быть из одного куска. Шесть ветвей должны выходить из боков ее: три ветви меноры из одного бока ее и три из другого.
Три чашечки наподобие миндального цветка, каждая с окружающими ее листьями и лепестками, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, каждая с окружающими ее листьями и лепестками: так на всех шести ветвях, выходящих из меноры…
И сделай к нему семь лампад для меноры и установи их так, чтобы освещали пространство перед нею» (ст. 31-37. Полная Еврейская Библия, перевод с англ.)
Когда мы видим указания, которые Бог дает Моисею о том, как в точности построить скинию, мы поражаемся невероятному количеству включенных деталей. Каждая крошечная деталь проработана до совершенства. Иногда для нас это может казаться странным, но если мы готовы «искать усердно», как говорят два основных слова Торы, тогда мы найдем удивительную истину, сокрытую в Божьем законе.
Послание к Евреям дает нам некоторую помощь в наших поисках, напоминая нам в 8 главе, что все предметы, которые Бог повелел Моисею сделать, «служат копией и тенью небесного».
«…которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евреям 8:5-6)
Изучая скинию со всеми ее деталями, мы можем узнать о небесных вещах. Они являются тенью, образом того, что должно было явиться в Мессии. Но давайте посмотрим на первоначальный светильник, назначенный Богом. Чистое золото с семью лампадами, сделанными из одного куска, и украшен цветками миндаля…
Свет
Прежде всего, свет, излучаемый массивной менорой, в темной палатке был мощным символом Божьего света и святости в нашем темном и греховном мире. Согласно еврейской традиции, это напоминает народу Израильскому, что они так же призваны быть Его «светом народам», как установил Бог в книге Исаии 42:6. Мягко льющийся свет, без каких-либо усилий – «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь» в книге Захарии 4:6, когда пророк спрашивает о меноре. Это символ раскрытия Божьей славы, истины и света в мире. И Его народ призван быть Его представителями, также неся этот свет. Иешуа учит нас в Евангелии Матфея 5 главе, что и мы также призваны быть светом миру:
«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Свет – это свидетельство Бога и о Боге.
В 8 главе Иоанна мы видим Иешуа говорящим в Храме и провозглашающим: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно». Стих 20 говорит нам, что «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме». Он стоял рядом с огромной храмовой менорой, провозглашая себя тем светом и свидетелем, каким Он в действительности и был. Менора была тенью грядущего Мессии и Его избранных свидетелей миру – тела верующих.
Семь ветвей
Как мы знаем, семь – это Божье число совершенства, но, несмотря на множество лампад, она сделана из одного «куска». Семь в одном, подобно радуге или неделе. Мы знаем, что это представляет присутствие Божье посреди них и в Откровении мы также видим светильники, представляющие присутствие Духа в церквях, которым Иоанн писал послания от Иешуа. Там перечислены семь церквей, и в то же время — одна Невеста Иешуа.
Другой аспект замысла семи ветвей – это то, что это напоминает дерево. В еврейской традиции, менора – это напоминание о Дереве Жизни из истории сотворения. В Новом Завете, в книге Откровение мы можем видеть, что дерево связано с вечной жизнью. Адам и Ева были изгнаны от него, и Откровения 22 глава рассказывает нам, что те, кто в чистых одеждах имеют право вкушать от него. Таким образом, менора говорит о вечной жизни с Богом для Его Невесты, доступной всем нам только через кровь Мессии. В 15 главе Иоанна Иешуа сказал: «Я – истинная виноградная лоза, а вы – ветви». Он есть дерево и только в Нем мы можем духовно жить и приносить плод.
Цветущий миндаль
Зачем на меноре цветки миндаля? Каждая деталь имеет значение в Боге и ни одно слово не напрасно. Миндальное дерево значительным образом упоминается в Библии — впервые, когда священническая власть Аарона подверглась сомнению, и его жезл внезапно пустил ростки, зацвел и произвел плод, как подтверждение от Бога. Во второй раз — когда Бог показывает Иеремии в видении ветку миндаля. Господь использует еврейскую игру слов, поскольку слово «миндаль» также является корнем слова быть «усердным и трудолюбивым», из-за того что дерево цветет и приносит плод раньше любого другого дерева – посреди зимы. Это аналогия торопливой и решительной работы. Бог уверяет Иеремию в Иер. 1:12, что Он усердно наблюдает над словом, чтобы исполнить его, и таким образом цветки миндаля являются символом Божьей решительности исполнить Свои планы. В 4 главе книги пророка Захарии мы видим, что тот смущен видением меноры с двумя оливковыми деревьями с каждой стороны, обеспечивающими масло для светильников. Опять-таки, если мы обращаемся к Новому Завету, чтобы поискать эти две маслины, мы слышим Павла, описывающего иудеев и язычников в 11 главе Римлянам как две маслины: дикое дерево язычников, привитое к культурному еврейскому дереву через Иешуа. Два стали одним в Нем:
«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Ефесянам 2:13-22)
Предметы в скинии в пустыне говорили о том, что должно было придти в Новом Завете – одна Невеста Мессии: иудеи и язычники призванные вместе, представленные очищенными и чистыми перед Богом, чтобы пребывать с Ним. Какой сильный символ, и о сколь же славных богатствах говорит Богом задуманная менора. Как замечательно быть приведенными в Новый Завет и видеть исполнение Слова Божьего в Иешуа! Давайте молиться, чтобы еще больше наших дорогих еврейских братьев и сестер приняли новую жизнь в их Мессии – Единственном, на Кого указывает менора.
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Татьяна Лукощенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!