Таки шаббат? Таки да!

Таки шаббат? Таки да!

Шаббат…  ну что еще можно написать о шаббате? С момента появления такого понятия, как шаббат, прошло больше, чем 3300 лет. И, наверное, есть немного тем, о которых пишут так давно и так постоянно. Тем не менее, попробую…

Как он появился

«Шаббат» – означает «покой» или выходной день. Вы знаете, а ведь когда-то шаббат был неизвестен людям. До исхода народа Израиля из Египта для рабов не существовало выходных, а господа в этих выходных не нуждались,  так как праздный образ жизни не требовал выделенного дня покоя. Зачем специальный день отдыха от работы, когда ты не работаешь? Одни изнывали от работы, другие от безделья…

Пришло время, и Бог вывел Израиль из земли, которая когда-то казалась народу желанной, а стала ненавистной. В половине второго месяца, по выходу из Египта, запасы еды у евреев закончились, вокруг была пустыня и они, естественно,  испугались. Через Моше Всевышний сказал, что отныне будет кормить их Сам, посылая хлеб прямо с неба. И в шестой день, от начала исполнения этого чуда, предписывалось собирать двойную норму манны, появляющейся в пустыне рано утром . Сказано – сделано. Начальники народа пришли к Моше, доложили о проделанной работе и, вот здесь, он им впервые говорит о специальном дне, когда они могут отдыхать, не заботясь о восполнении своих нужд.

Исх. 16:23 — «23. И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой (если читать на иврите, то это будет звучать – шаббат), святая суббота (здесь в оригинале тоже стоит слово – шаббат, т.е. покой) Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра… 25. И сказал Моше: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле

Какие замечательные слова Торы! Написано, что в седьмой, после начала сбора манны, день Бог предписывает всем находиться в покое от работы. И, более того, у тех, кто таки надумает в этот день поработать, — у них ничего не получится, они будут иметь нулевой результат своего труда. Всевышний просто не даст им благословения на работу в этот, особенным образом выделенный, день! Почему? Потому, чтобы заботясь о пище для тела, человек не забыл позаботиться о пище для своей души. День отдыха от работы должен был быть посвящен прославлению Бога, размышлениям о Боге. Работа, направленная на поиск средств к пропитанию, обязательно отвлечет человека от всего того, что и делает его человеком. Что-то похожее произошло в жизни Исава. Чрезмерно заботясь о жизни земной, он лишил себя возможности познать величие отношений с Богом, из-за чего с пренебрежением отнесся к перспективе иметь благословение, данное Богом его деду и отцу. Выводя Израиль из Египта, Бог хотел привить этому народу желание иметь взаимоотношения с Собой. Люди, привыкшие в рабстве к тому, чтобы ежедневно заботиться о выживании, получили покрытый защитой Всевышнего день, когда можно было отдохнуть в Божьем присутствии, восстановить силы, думая при этом не о еде, а о своем Избавителе.

Постепенно весь мир, беря пример с Израиля, разобрал год на семидневные отрезки, назвав это неделями. Не всегда это делалось с целью поклонения Богу, но в минимуме своем – для того, чтобы отдохнуть от шести дней работы — это есть практически везде сегодня в мире.

Шаббат для человека, а не человек для шаббата

Надо сказать, что привитие Израилю нормы отделять седьмой день для Бога продолжалось веками. И заповедь шаббата была так же часто нарушаема, как и остальные заповеди Синайского завета. Нужно было пережить сильнейшие потрясения, войны, исчезновение 10-и колен, разрушение Храма и плен, чтобы серьезно пересмотреть своё отношение к повелениям Господа.

После 70-и лет вавилонского пленения народ малыми частями начал возвращаться в свою землю. В определенное время стало понятно, что необходимо провести анализ возможных причин тяжелого положения, в которое попал Божий народ. Были предприняты всевозможные меры, направленные на то, чтобы больше не допустить  идолопоклонничества, т.е. причины, которая считалась главной среди других причин падения Израиля и разрушения Храма. Постепенно, легкомысленное отношение к заповеди сменилось на «поклонение» самим заповедям. Некоторые повеления Бога с «легкой» руки толкователей Торы обросли таким количеством дополнительных предписаний, что их стало крайне сложно исполнять. И заповедь шаббата в этом ряду была одной из самых тяжелых. То, что было дано Богом для облегчения жизни людей и радости, превратилось в невыносимое ярмо. Вообще, так бывает всегда, когда человек пытается совершенную святую волю Всевышнего сделать еще более святой.

Машиах Иешуа открылся Своему народу в тот момент, когда они уже в достаточной степени были «придавлены» заповедями. Точнее, не заповедями Торы, а толкованиями мудрецов, сделавшими невозможным исполнение этих заповедей (Лук. 11:46). Многое из того, что делал Иешуа, происходило в субботу. По толкованию книжников, молитва за исцеление приравнивалась к работе, что было запрещено делать в шаббат. Все настолько привыкли тогда к такому пониманию шаббата, что никто и не задумался над тем, что молитва исцеления не является средством зарабатывания на пропитание, т.е. собственно работой. Мк. 2:27 «Суббота для человека, а не человек для субботы» — здесь напоминается, для чего изначально была дана заповедь о шаббате. Отделенный от работы день – благословение для человека, помощь в жизни, а не тяжелые гири на его ногах.

Шаббат или первый день недели?

Вместе с этим, шаббат особенным образом праздновался в Храме. В этот день там было сосредоточение народа. Всем тогда было понятно, что шаббат – это День Бога.

Понятно это было также и ученикам Иешуа, которые  по национальности все были исключительно евреи, и для которых шаббат с детства был известен, как день поклонения и чтения Священного Писания. Позже, когда учение Мессии начало распространяться среди язычников, мы также ничего не находим о перемене дня поклонения. Рабби Шауль (апостол Павел), распространяя учение Мессии в языческом мире, сначала находил синагогу, где учил по субботам всех, желающих слушать. Т.е., разные люди, не только евреи, но и иноплеменники (Деян. 13:16, 42-44; 17:1-4; 18:4) впервые услышали о своем спасении благодаря тому, что Израиль по заповеди (Лев. 23:3) собирался в синагогах на шаббат!

Как же так получилось, что верующие Богу Израиля и спасенные через жертву Иешуа Мессии представители других народов «днем Господним» и днем своих собраний, в основном, называют следующий за субботой день? Есть ли  в Писании какое-нибудь основание для такой перемены?

Пытаясь понять, откуда взялась идея поклоняться Богу в воскресенье, я задавал этот вопрос моим друзьям — верующим из разных церквей, искал ответ в книгах. В основном, все доводы сводились к соображениям логического характера и цитированию некоторых мест Писания. Логические доводы основывались на факте воскресения Иешуа именно в этот день, стало быть – день воскресения Мессии должен стать особенно выделяемым днем. Может быть…  Но считали ли так Его первые ученики? Деян. 2:46 говорит, что они славили Бога ежедневно, не выделяя для этого какой-то особенный день. Действительно, с Богом можно быть всякий день, но где же описывается факт перемены всеобщего выходного дня на привычный всем рабочий день?  Зачем это было делать, ведь сложнее общаться на духовные темы с народом тогда, когда все, по давно установленным правилам, просто находились на работе. Да и зачем, даже в своем кругу, было менять шаббат на первый день недели, если Господь не давал такого повеления, о которое могли сразу преткнуться все остальные евреи, среди которых жила и действовала первая община Иешуа, вплоть до 135-го года…

Попробуем разобраться

Давайте подумаем.  Вера, которая сейчас известна во всем мире, когда-то стала известна этому вот миру прежде всего, как религия евреев. Евреи объясняли происхождение этого вероисповедания. Они устанавливали правила и порядки везде, где народ открывался для спасения. Первое время синагога была домом, откуда провозглашалось Евангелие. Коринфяне, фессалоникийцы, галаты приходили послушать о Боге по субботам, потому что это было нормой. Все они были учениками евреев. А ученик не указывает учителю, в какой день ему учить его. Да и зачем? Что изменилось бы при чтении Писания, если бы это было сделано вместо шаббата в день солнца (до сих пор в английском языке воскресенье называется днем солнца)? Разве что людей пришло бы поменьше…

Одним из библейских доводов, подтверждающих, что во время первых учеников уже начали собираться в воскресенье, служит стих Деян. 20:7, где сказано, что ученики собрались для преломления хлеба в первый день. Но, если прочитать этот стих в греческом оригинале, можно увидеть, что речь идет о первой субботе. Странным образом при переводе слово «шаббатон» было заменено на другое слово. Вот и спросите теперь – кому это нужно? Как-то, на лекции курса по герменевтике, один мой друг, пастор христианской церкви, спросил у преподавателя — как же поклонение в субботу было перенесено на один день вперед? И учитель, магистр теологии, герменевт, Сергей Леонидович Флюгрант, человек, способный в подлиннике читать книги Нового завета, сказал, что если бы не антисемитизм отцов церкви, то мы бы до сегодняшнего дня собрались бы на свои собрания и поклонялись Богу по субботам!

В 15-й главе книги Деяний мы видим, как Павел приходит в Иерусалим, для подтверждения правильности своего понимания служения и воли Божьей, где общается с Яаковом, руководителем той общины. Подобный порядок сохранялся вплоть до 135-го года. Естественным образом, Иерусалимская община была центром принятия важнейших решений и ее руководители были все евреи. Вот что пишет об этом историк ранней церкви Евсевий Памфил:

«Списка иерусалимских епископов, указывавшего бы время их служения, я нигде не нашел (говорят, правда,что они были недолговечны). Из письменных источников я только узнал, что до осады Иерусалима Адрианом их было пятнадцать, преемственно сменявших друг друга, что все они были исконными евреями и Христово учение приняли искренне, так что люди, которые могли об этом судить, сочли их достойными епископского служения. Вся Церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная от апостолов и до тех, кто дожил до той осады, когда иудеи, опять отпавшие от римлян, были разбиты в нелегкой борьбе.»

После  разрушения Иерусалима в 135-м году и полного запрета евреям селиться там, первоапостольская община перестала существовать. Доселе, единое мировое сообщество последователей Иешуа потеряло общий для всех центр. С этого времени начались неуправляемые разномыслия среди последователей Мессии. Серьезно возросшая нееврейская часть верующих уже не всегда проверяла истинность своих духовных изысканий в общении с братьями из евреев.  В среду церкви постепенно начинает проникать язычество и греческая философия. Возражавшие были потихоньку выведены из круга установителей правил и уже в 325-м году, на Никейском соборе, среди этого множества епископов не было ни одного, кто был бы по крови евреем. Именно там были приняты церковные законы, устанавливающие запрет (!) собираться в субботу и закон обязательного служения в первый, после шаббата, день. Говорят, что император Константин, по инициативе которого и был созван этот представительский съезд, не любил евреев. Тем более, что церковь к тому времени виновником распятия Мессии назначила еврейский народ.  Иными словами, причины упразднения шаббата  — вовсе не библейские. Обычная политика. Сделано было то, что понравилось большинству. Да и возразить особо — было просто некому…

Шаббат шалом!

Потом наступили очень сложные и невозможно долгие времена для продолжающих отделять субботу, как день поклонения Всевышнему и просто выходной день.  Зачастую, отдых в шаббат был напрямую связан с риском для жизни. Тем не менее, шаббат остался почитаем в Божьем народе. Сохранилась старая поговорка – «больше, чем евреи хранили шаббат, шаббат хранил евреев».  Обычная еврейская семья могла шесть дней жить впроголодь, чтобы на шаббат торжественно собраться вместе за столом и вволю попраздновать. Для шаббата шились специальные наряды, которые в другие дни не одевались. Шаббат был отдушиной, отрадой, днем, за который по праву благодарили Бога. И до сего дня он остается таковым для многих евреев, как поверивших в Мессию Йешуа, так пока и не поверивших…

Тот пастор церкви, о котором говорилось выше, спросил меня потом, — как же ему теперь действовать? Неужели  придется переводить церковь на субботние собрания? Я посоветовал ему этого не делать.  Слишком многое, сразу, придется объяснить простому человеку, столкнувшемуся с историей… Может быть, когда-нибудь придет для этого время? А может быть, это и не понадобится. Верю, что Богу приятно видеть людей, поклоняющихся Ему в воскресенье! Но, при этом, хочется донести до всех простую мысль – Бог не отменяет свой шаббат! Просто, Он распространил благословение своего особого дня на все остальные дни, когда люди готовы собраться вместе во Имя Его. Божий народ , ценой своей истории, заслужил право поклоняться своему Богу именно в этот день. Мы чтим Царя царей, Мессию Йешуа в шаббат. В этот день он исцелял больных. Пусть и сейчас каждый шаббат будет днем исцеления для всех, кто осознал меру своей «болезни». И совершенно естественно, если к нам в этом праздновании присоединятся верующие из других народов, ведь именно так когда-то все и начиналось! Бог решил сделать из «обоих одно»(Еф.2:14) и это когда-нибудь таки произойдет. Не на условиях тех или этих, но по распорядку Всевышнего! Разделение — это продукт человеческого вмешательства в план Бога. Книга Откровения в своей последней главе предупреждает всех против того, чтобы что либо отнимать или добавлять к Слову. Насколько меньше в мире было бы зла, если бы наши предшественники в вере, и мы сами, более серьезно относились к этому предостережению…

Чем является сегодня для нас шаббат? В этот день можно спокойно, совершенно без нагрузки на совесть, отдыхать в присутствии Божьем вместе с другими верующими. А гитн шабэс, друзья. Шаббат шалом вам. Да пошлет Великий Бог Израиля в этот день вам мир!

с уважением, Михаил, раввин еврейской мессианской общины г. Винница

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!