Почему так трудно попросить прощения? Даже когда мы понимаем, что обидели другого человека, извиняться первыми — это последнее, что нам хочется делать. Вспышка гнева, отвращения и ненависти отказывается сдерживаться. Нам больше нравится зацикливаться на грехах других людей, постоянно повторяя себе: «Это несправедливо!»
Я всегда понимала, что детей не нужно учить правам. Мы все, естественно, быстро отстаиваем то, что принадлежит нам, но медленно признаем свои проступки. Наша природа сопротивляется, когда нужно просить прощения. В детстве меня необходимо было научить извиняться.
Мои родители часто принуждали меня и мою сестру извиняться друг перед другом после мелких ссор. Я не всегда охотно извинялась, и мое сердце не всегда было готово прощать. Однако, на протяжении всего моего детства и подросткового возраста мои родители показывали мне важность извинений и выражения прощения устно. Они не только призывали меня загладить свою вину, но и сами просили у меня прощения, если обидели меня.
Признавайте грех
Однажды моя мама рассердилась на мою сестру, а затем извинилась. Моя сестра не затаила чувства обиды: «Все хорошо». Она была готова двигаться дальше, но моя мама быстро возразила: «Ничего хорошего». Тогда я задалась вопросом, почему мама придала такое большое значение всего лишь двум словам. Как еще моя сестра должна была принять ее извинения?
Обычно после ссор между моей сестрой и мной, мои родители побуждали нас извиниться конкретизируя выражения. «Извини», — говорила я, и они прерывали меня: «За что ты извиняешься?» В те моменты, когда я боролась с искушением сказать что-нибудь злобное, например: «Извини, что тебе больно», мне хотелось, чтобы родители не акцентировали на этом внимание. Разве недостаточно было просто сказать «Извини»?
Мои родители не навязывали строгий порядок извинений. Скорее, они чувствовали нашу склонность прятаться за неточными, неопределенными словами, чтобы избежать дискомфорта от столкновения с грехом. Назвать свой грех кажется унизительным. Однако Библия никогда не скрывает наши грехи, поскольку всякий грех делает нас достойными смерти (Римлянам 1:32). Даже грехи, которые мы считаем обычными — непослушание родителям (Римлянам 1:30), ропот (Числа 11:1), нетерпение (Числа 21:4–6), гнев (Матфея 5:21–22) — являются отвратительными преступлениями против Бога. Так называемые мелкие грехи никогда не являются мелкими в глазах Бога.
Я выросла, осознавая, что мой грех серьезен, потому что мои родители считали свои грехи против меня серьезными. Их извинения были конкретными: «Мне не следовало на вас злиться. Это было неправильно. Мне жаль. Мне жаль, что я была нечувствительна к вам. Мне следовало быть мягче. Ты простишь меня?» Увидев, как мои родители выражают признание без оправданий и отговорок, я узнала, что противостоять греху со смиренной честностью — это первый шаг к примирению.
Примиряйтесь
Несколько лет назад мы с мамой плакали вместе. Она сказала мне что-то бестактное по поводу увеличения веса. Она не намеревалась задеть мои чувства, но усилила один из моих худших комплексов. Я бросилась в свою комнату в оборонительном гневе, легла на кровать лицом к стене и вытерла слезы. Злая и уязвленная, я кипела от жалости к себе и обиды, повторяя ее слова. Когда она пришла ко мне в комнату, чтобы извиниться, я отказалась повернуться и ответить. Она на время вышла из моей комнаты, а затем вернулась еще раз.
На этот раз она не только извинилась за свои слова, но и поделилась со мной своим собственным сокрушением: она тоже испытала давление и борьбу за телесный образ, чтобы стать стройнее; она тоже понимала, что обида, которую я почувствовала, была глубже, чем могли причинить несколько неосторожных слов. Она плакала, признаваясь мне в боли от своего идолопоклонства и стремления к свободе от него. И она попросила у меня прощения.
Моя горечь отступила. Ее уязвимость заставила меня повернуться к ней лицом, несмотря на чувство стыда, которое меня охватило. Когда я кивнула, давая понять, что я ее прощаю, мы обнялись и вместе плакали из-за нашей общей борьбы. Наши отношения были спасены и восстановлены.
Моей маме не обязательно нужно было делиться со мной своей ранимостью. В первый раз она принесла вполне адекватные извинения. И все же она подошла ко мне не только с желанием расставить все на свои места или загладить свою вину, она стремилась исправить наши испорченные отношения. Она извинилась и попросила у меня прощения не потому, что просто хотела отпущения грехов и чистой совести, а потому, что хотела вернуть меня.
Отражайте Евангелие
Подобным образом, прощение, которое мы получаем во Христе через Его смерть, — это больше, чем просто юридическое помилование — это начало примирения с Богом. Павел объясняет: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Коринфянам 5:19). Божье прощение наших преступлений является средством примирения и восстановления отношений. Суть Евангелия заключается в отношениях.
В детстве меня учили, что мне нужно извиняться, чтобы разрешить конфликт. Я придерживалась этого в подростковом возрасте, зная, что от меня ожидают услышать, по крайней мере: «Мне жаль». Но когда мое сердце не соответствовало моим словам, когда оставались видимые напряжение и горечь, мои родители были недовольны. Не потому, что они формально придерживались своего рода видимого покаяния, а потому, что они заботились о наших отношениях. Они знают, что истинное примирение происходит только тогда, когда признан грех и дано прощение.
В отношениях с родителями я чувствую себя наиболее близкой и любимой, когда прихожу к ним после обидных слов или гневного молчания, исповедуя вину и уничтожая свой грех, спрашивая: «Ты меня прощаешь?» Они всегда встречают меня с милостью, иногда со слезами на глазах, иногда с продолжительными объятиями. В такие моменты мне открывается Евангелие таким, каким его формулирует Тим Келлер: «Вы более грешны, чем когда-либо могли себе представить, и более любимы и приняты, чем когда-либо смели надеяться».
Автор — Эшли Ким / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!