Недавно я испытал ни с чем не сравнимую радость от посещения Большого Каньона. Хотя посещение — это не совсем верное слово, я полагаю. Ты не просто посещаешь Большой каньон — ты восхищаешься им, стоишь в благоговении перед ним, затаив дыхание перед ним, и оказываешься потрясённым и преображённым им. Ты уходишь из «каньона», испытывая противоречивые эмоции из-за того, что чувствуешь себя одновременно и меньше, и больше. Как христианин, я упивался осознанием того, что Создатель такой красоты также является Спасителем моей души.
Я считаю, что евангельское смирение может иметь схожий эффект. Оно заставляет нас чувствовать себя одновременно и меньше, и больше. Но только если у нас есть правильное понимание смирения, тщательно определенное, очерченное, отображаемое и различаемое — то есть, только если мы обойдем некоторые распространенные заблуждения относительно смирения.
Заблуждение о смирении
Я слышал, как некоторые христиане говорят что-то вроде: «Я ничтожество. Я просто червяк». Или: «Я ничего не сделал. Я просто пустой сосуд». Я не думаю, что такие заявления отражают здоровый взгляд на смирение. Новый Завет называет нас святыми и Божьими детьми и делает всё возможное, чтобы объяснить, насколько мы любимы, искуплены и благословлены. Наша новая личность не может сочетаться с фразой «Я — ничто».
Легко запутаться в вопросах смирения. Вспомните, как Клайв Льюис вложил в уста Баламута, старшего демона, отвечающего за обучение нового искусителя, эти указания:
«Твой пациент стал смиренным; обратил ли ты его внимание на этот факт?. ... Поймай его в тот момент, когда он действительно нищ духом, и протащи в его сознание приятное размышление: «Боже мой! Я веду себя скромно», и почти сразу же появится гордость — гордость за собственное смирение. Если он осознает опасность и попытается задушить эту новую форму гордости, заставь его гордиться своей попыткой — и так далее, через столько этапов, сколько тебе будет угодно. Но не пробуй это слишком долго, опасаясь, что ты пробудишь его чувство юмора и меры, и в этом случае он просто посмеется над тобой и отправится спать».
Определение смирения
Словарь определяет смирение как «свободу от гордости или высокомерия». Но это приводит к тому, что нам нужно еще одно определение — определение гордости. А ведь больше всего нам нужен авторитет Библии, а не словаря.
Я предлагаю такое определение, адаптированное из Римлянам 12:3: смирение — это не думать о себе более высоко, чем следует, но трезво судить, согласно тому, что Бог говорит в Своем Слове. Таким образом, возрастание в смирении — это дело всей жизни, поскольку ты возрастаешь в познании Божьего Слова и в благодарности за Божью работу через Христа.
Расшифровка смирения
Ясное представление о смирении можно найти в классической короткой книге Эндрю Мюррея «Смирение: Красота святости». Он начинает с такого рассуждения: «Есть три великих повода, которые побуждают нас к смирению. Я — творение, грешник и святой».
Во-первых, мы должны смириться с тем фактом, что мы не создавали себя и не имели права голоса в вопросах нашего рождения. Как так получилось, что ты не родился в 14-м веке в безвестной, нищей, пораженной болезнями деревне? Можешь ли ты обеспечить дыхание в любой момент времени? Какие таланты появились по твоему замыслу, а не по Божьему? Подумай над глубокомысленным вопросом Павла: «Что ты имеешь, чего не получил?» (1 Коринфянам 4:7).
Во-вторых, смирение уместно в нашей греховности. Мы грешники, бунтари, нарушители закона и поклоняемся ложным богам. Поразмышляй над тем, как Павел пересказывает наше резюме до спасения: «Мы сами были некогда глупы, непослушны, сбиты с пути, были рабами различных страстей и удовольствий, проводили дни свои в злобе и зависти, ненавидели других и враждовали друг с другом» (Тит. 3:3).
В-третьих, мы спасены по благодати, «не по делам, совершенным нами в праведности» (Тит. 3:5), «чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9).
Проявление смирения
Центральный текст о смирении — Послание к Филиппийцам 2:1-11, где Иисус возносится как совершенный пример смирения. Можно легко сосредоточиться на стихе 5 — «Имейте между собою такой ум, какой есть у вас во Христе Иисусе» — и подумать: «Я должен быть смиренным, как был смирен Иисус». Он действительно наш высший пример.
Но мы можем следовать Его примеру только потому, что Он также оказался нашей высочайшей жертвой. Не промчитесь мимо первой фразы этой главы: «Если ты имеешь какое-либо ободрение от единения со Христом...» Именно союз с Христом превращает тебя в новое творение, которое может «считать других лучше себя» и «заботиться не только о своих интересах, но и об интересах других» (Филиппийцам 2:1-4).
Отличия смирения
Смирение, как утверждает Библия, нужно отличать от туманных идей в отрыве от конкретики Евангелия. Смирение — это не чувство плохого отношения к себе. Смирение — это не сравнение себя с другими. И смирение — это не просто отсутствие хвастовства (То, что происходит у нас в голове, может быть отвратительным самовосхвалением, даже когда мы держим рот на замке).
Смирение, сформированное Евангелием, показывает нам, насколько мы плохи и, в то же время, насколько велико Божье спасение. Оно укоряет и одновременно ободряет. Оно ставит нас на наше место, которое, что удивительно, является местом как раскаяния, так и уверенности. Это правильное и полное понимание того, кто мы есть — сотворенные, падшие, искупленные и благословленные. Мы проживаем свою жизнь в смиренном дерзновении, зная, что заслуживаем гнев вместо благодати, осуждение вместо оправдания, отделение от Бога вместо обитания Его Духа.
Смирение, к которому стремятся
Обрати внимание на то, что следует сразу за Филиппийцам 2:1-11. Стих 12 начинается со слов «итак» и далее говорит нам, чтобы мы «со страхом и трепетом совершали [свое] спасение». Нам действительно предстоит сыграть определенную роль в стремлении к смирению. Рассмотрим несколько практических предложений.
Молитва телом
Положение нашего тела может иметь значение для нашей молитвенной жизни. Стояние на коленях во время ходатайства, поднятие рук во время восхваления и раскрытие ладоней во время благодарения может усилить благословения, получаемые через молитву. И это может помочь нам расти в смирении перед Богом. Трудно (хотя и не невозможно!) чувствовать себя самодостаточным, стоя на коленях.
Строгая исповедь
Я позволю К. С. Льюису представить это дело за меня. Он пишет в книге «Бремя славы»:
«Я обнаружил, что когда я думаю, что прошу Бога простить меня, я часто на самом деле (если только я не слежу за собой очень внимательно) прошу его сделать что-то совсем другое. Я прошу Его не простить меня, а оправдать. Но между прощением и оправданием заключается вся разница в мире.
Прощение говорит: «Да, ты поступил так, но я принимаю твои извинения; я никогда не буду держать на тебя зла, и между нами всё будет так, как было раньше». Оправдание же говорит: «Я вижу, что ты не мог ничего поделать или не хотел этого; на самом деле ты не виноват». Если человек действительно не виноват, то и прощать нечего. В этом смысле прощение и оправдание — почти противоположности».
Смирение позволяет регулярно просить Бога и других людей простить нас, а не оправдывать.
Регулярные периоды поста
Проще говоря, пост заставляет нас чувствовать себя физически слабыми. Это хорошее состояние для того, чтобы полностью довериться Божьему попечению во всём. Пост может принимать самые разные формы и разновидности. Все они могут помочь в росте к смирению.
Ходатайство, обращенное вовне
Иисус сказал нам включать в свои молитвы «хлеб наш насущный» (самая основная единица физического пропитания), а также «да приидет Царствие Твое» (самый широкий масштаб церковного роста). Такие молитвенные руководства, как «Операция Мир» (как книга, так и приложение), которые рассказывают нам, как молиться о продвижении Евангелия в каждой стране, помогают нам увидеть наши индивидуальные нужды на более широком полотне и выработать смирение.
Беседа, ориентированная на других
Многие так называемые диалоги на самом деле являются одновременными монологами. Евангельски смиренный собеседник может допустить дисбаланс в обмене мнениями — в сторону другого человека. Задавая вопросы, чтобы выяснить больше о другом человеке, ты можешь проявить смирение из Послания к Филиппийцам 2 ощутимыми, практическими способами.
Склоняясь низко, стоя высоко
Кто-то может сказать, что, стоя перед Гранд-Каньоном, я должен был почувствовать себя «ничтожеством». Но у меня не сложилось такого впечатления. Конечно, я не сомневался, что почти две тысячи квадратных миль пропасти глубиной в милю были огромны по сравнению с моими 1,75 м. Если бы я не знал Создателя как физической вселенной, так и моего физического тела, я бы чувствовал себя пылью.
Но стоя перед еще большим чудом — крестом, где мы «соединяемся со Христом... в утешении от Его любви... В общении Святого Духа... с нежностью и состраданием» (Филиппийцам 2:1) — мы становимся свидетелями формирования евангельского смирения, которое заставляет нас низко кланяться и одновременно возвышает нас.
автор — Рэнди Ньюман / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!