«У неё дух Иезавели!»
Я был сбит с толку, так как не знал, кто такая Иезавель и как ее дух вторгся в эту молодую женщину. Тем не менее, говорящий человек казался страстным. Очевидно, у молодой женщины в его церкви была проблема — сплетни или что-то подобное. Конечно, в то время я был молодым христианином, посетившим местную пятидесятническую церковь, чтобы посмотреть, что это вообще такое. Оказывается, в этом случае, это было не так уж чтоб очень.
Уже будучи взрослым, я провел много времени в пятидесятнических/харизматических кругах, и слышал похожие обороты. «Давайте попросим Бога о духе мира» или «Я чувствую дух страха», например. Моя цель в этой статье не в том, чтобы судить об истинности этих утверждений, а в том, чтобы оценить полезность подобного языка. О чем мы говорим, когда говорим о том или ином «духе»?
Говоря харизматическим языком, сейчас здесь царит дух смущения. Посмотрим, сможем ли мы изгнать его.
Библейский язык
Библия не уклоняется от разговоров о духах — и не только о третьем лице Божества, хотя Он, безусловно, имеет первостепенное значение. Тем не менее, есть и другие способы использовать «духовный» язык, которые могут удивить нас, реформатских христиан. Вот некоторые из них:
Дух премудрости: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости…» (Исх. 28:3).
Дух ревности: «...и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою…» (Чис. 5:14).
Дух мудрости: «Иисус же, сын Навина, исполнился духа мудрости…» (Втор. 34:9, НРП).
Дух другого человека: «И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Царств 2:15).
Дух смущения (замешательства, опьянения): «Господь излил на них дух замешательства...» (Ис. 19:14, НРП).
Дух рабства: «Потому что вы не приняли духа рабства» (Рим. 8:15).
Дух любви и кротости: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4:21).
Дух антихриста: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса, не от Бога. Это дух антихриста » (1 Иоанна 4:3).
Поскольку в Писании часто встречается слово «дух», мы также не должны слишком быстро отмахиваться от тех, кто это делает. Иначе мы можем отвергать мудрость.
Трудно определить
Все это заставляет задуматься: что же подразумевает Библия, когда она так говорит? Ответ непрост. Иногда упоминание «духа» описывает демоническое существо или самого сатану. В других случаях, кажется, описывается особенно значительная доза одного из передаваемых качеств Бога (например, «дух любви» или «дух мудрости»). В других случаях оно описывает эмоциональное состояние, связанное с духовной деятельностью (например, «дух ревности» или «дух смятения»). Во всех остальных случаях описывается дух человека.
Прежде всего, мы должны напомнить себе о библейских словах, переведенных как «дух» (spirit). Коренные слова («руах» на иврите и «пневма» на греческом языке) указывают на дыхание, ветер или силу. Объединяющей их идеей является концепция энергии. Оказывается, что библейский духовный язык так же трудно уловить, как и энергию ветра, на которую он указывает. И все же, когда мы чувствуем или видим, как он движет что-либо, мы все знаем, о чем идет речь.
Во-вторых, мы должны воздерживаться от желания заставить Писание однозначно говорить о чем-то, чего нет. Как отмечалось выше, язык «духа» подразумевает как минимум четыре вещи (и это всего лишь краткий обзор). Те из нас, кто любит аккуратный богословский язык, возмущаются тем, что кажется неряшливым словоблудием. Однако, если мы не будем осторожны, возможно, мы будем противиться Библии.
Является ли «дух смущения» сверхъестественным вестником или психическим состоянием дел? Трудно сказать, учитывая то, как в Библии используются слова. Вот уж где, действительно, начинаются серьёзные испытания. Потому что мы чувствуем, что это должно быть или одно, или другое.
Небиблейский бинарный подход
Я понимаю. Когда мы слышим, как христианин описывает чье-то плохое отношение как «дух бунта», у нас возникает желание исправить его. Это ведь не дух, — думаете вы, — а просто плохое отношение. Но почему мы хотим так быстро провести грань между тем, что духовно, и тем, что естественно, когда книга Духа так не делает?
По мнению евреев, весь мир принадлежит Богу. Не было четкой линии, отделяющей мир от духовного или сверхъестественного. Всему виной наше недавнее пробуждение Просвещения древнего эпикурейства. Когда мы слепо вступаем в сговор с эпикурейством, мы никоим образом не помогаем нашей миссии сделать Иисуса известным миру. Мы играем в игру по неправильным правилам. Богу не нравятся небиблейские рамки, как и, похоже, Его Слову.
Должны ли мы его изгнать?
Учитывая вышесказанное, как тогда нам жить? Некоторые из вас, читающих эту статью, никогда не считали что-либо духом чего-либо еще. Другие более склонны к чрезмерной одухотворенности, видя притаившегося демона за каждым кустом плохого поведения.
Вкратце, вот четыре практических шага для навигации по духовно-насыщенному миру, в котором мы живем:
1. Слушайте с любовью. Помните: «Любовь всему верит» (1 Кор. 13:7). Таким образом, положение сердца одного христианина по отношению к другому — да, даже по отношению к христианам, с которыми вы не согласны по ряду вопросов — должно заключаться в проявлении доверия с любовью, веря по максимуму тому, что они говорят.
2. Спросите, что имеется в виду. Ничто так не проясняет ситуацию, как правильно поставленный вопрос. Если кто-то говорит что-то, чего вы не понимаете, не думайте, что вы поймете, не задавая вопросов.
3. Спросите Бога. Согласно Новому Завету, различение — это духовный дар. Мы должны спросить Господа, является ли то, что мы видим, эмоциональным состоянием или проявлением демонической активности. В одних ситуациях нужно проводить изгнание; в других может понадобиться консультация.
4. Отвечайте соответственно. Если у кого-то есть дух премудрости, радуйтесь и хвалите Бога. И во что бы то ни стало, пусть они что-то создают. Если у кого-то есть дух антихриста, молитесь и готовьтесь отправить его в пропасть. Однако мы не будем знать, с чем имеем дело, если примем небиблейские категории.
Я до сих пор не уверен, что у той женщины был дух Иезавели. Или, точнее, я не уверен, что именно тот человек имел в виду, комментируя ту ситуацию. Но я верю, что будущее даст нам возможность услышать такой язык по-библейски, с любовью, различением и ответственностью. Если мы это сделаем, я уверен, что наша проблема с духом смущения прояснится, и мы сможем услышать друг друга еще раз.
Автор — Адам Мабри / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!