Христиане живут и служат не во тьме, но во свете. Нам открыты тайны будущего. И Апокалипсис, внутри которого мы живем, – это не тайнопись, это откровение. Благодаря откровению мы знаем, что в конце будет пир. Мы также знаем, что будут войны, глады и моры, преследования и отступления. Почему же мы так часто отвечаем на вопрос «что будет?» пустыми словами «не знаю»?
Я боюсь, что, так и не достигнув праведности книжников и фарисеев, мы уже достигли меры их лицемерия, а потому вполне заслуживаем слов Христа: «Лицемеры! Лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лк. 12:56).
Как нам узнать и распознать знаки нашего времени? Как различить и понять образ эпохи? Как понять, что нам нужно делать, а от чего стоит воздержаться? Как увидеть опасности и благословения, вызовы и возможности наших дней?
Я не буду сегодня говорить о состоянии мира и церкви, о том, как все плохо или не очень плохо. Предлагаю задуматься о другом – как погода за окном, как обстоятельства нашего времени определяют характер и способ нашего служения.
Вот мы говорим о христианском влиянии на общество. Но для каждой эпохи применимы свои модели этого влияния. И если подходы из прошлого применяются к обществу повзрослевшему, то успеха ожидать не приходится. Например, если мы сегодня думаем, что социальное служение обеспечит нам массовый приток людей в церковь, то мы мечтаем в духе столетней давности.
Возможно ли нам быть современными, то есть соответственными своему времени, и при этом верными и плодоносными в своем призвании?
В оценке обстоятельств времени для служения есть две полярные позиции.
Согласно первой, сегодня время неблагоприятное. Все чаще слышу вокруг мудрые слова реалистов: «Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются» (Пр. 28:12). Не время быть активными, не время рисковать.
Согласно второй позиции, именно сегодня – окно невиданных возможностей. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2), — вдохновляют нас оптимисты.
Полагаю, что выбор между этими позициями – надуманный. Конечно, Экклезиаст прав: «Всему свое время… Время разбрасывать камни, и время собирать камни… время сберегать, и время бросать… время молчать, и время говорить» (Екк. 3:1,5-7). Трудно делать все это одновременно или невпопад.
Но разве есть такое время, когда доброе дело, сострадание и милость могут показаться неуместными и несвоевременными? Мы можем продолжать служение в разных формах, но продолжать обязаны и прекращать права не имеем.
Разве нет на нас Духа Господнего, разве не посланы мы Христом, продолжать Его дело и Его проповедь: «Дух Господень на мне; ибо Он послал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). Здесь мы встречаем список таких дел, которые надлежит делать всегда, ведь для доброго дела всегда время благоприятное.
Еще одна важная истина: мы должны продолжать, доверяя Богу свое время, так как не знаем, какой поворот история примет уже в следующий момент. Знаки времени должны побуждать нас к верности, а не к хитрости. Если мы видим трудности, не нужно сразу бежать прочь или истошно вопить: «Спасайся кто может», нужно продолжать движение вперед, но в новом, уместном формате. Как сказал мне один уставший, но верный делу пастор: «Я продолжаю делать даже то, что кажется малоэффективным и крайне рискованным, потому что рано или поздно – Бог знает когда – спад сменится подъемом, кризис сменится расцветом, и мои посевы взойдут».
Не об этом ли говорил и Христос, рисуя страшную картину последнего времени и нашу ответственную роль на этом фоне? «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет… потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так» (Мф. 24:42-46).
У нас нет выбора, продолжать ли делать свое дело или свернуть его. У нас есть выбор в другом – как продолжать, как творчески найти приемлемые, соответствующие времени формы и подходы. А еще – как расставить приоритеты и совмещать разные служения, сохраняя целостный подход, не избирательный, не произвольный. Как говорит Христос: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Это значит, что нам не нужно выбирать между вопросами справедливости и защиты жизни, между помощью мигрантам и заботой о своих близких, между миссионерским и социальным служениями.
В какое бы время нам ни пришлось жить, оно всегда будет благоприятным для наших добрых дел и добрых слов, для выполнения нашей целостной миссии. Но вот вопрос: каких новых подходов, каких перемен требует от нас наше время, точнее, требует Бог через вызовы времени?
С миром все понятно – он безнадежно болен. Но и с Царством все понятно – оно растет. Так что вопрос уже не о времени, а о нас самих: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?» (2 Пет. 3:11).
В зеркале дней и событий мы можем увидеть себя и свое дело. И это главное, что должно нас беспокоить. Так что же мы там видим, в зерцале наших дней? Какие мы есть? Какими должны быть?
В конце концов, узнать время – значит принять его как свое время, время своих решений, время своего труда, время своей ответственности.
Михаил Черенков / gazeta.mirt.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!