В начале I ст. н.э. произошло событие, которое и сегодня продолжают анализировать историки, философы и богословы. Понтий Пилат — чиновник, поставленный Римом править Иудеей — решил на Пасху помиловать одного из осуждённых на смертную казнь. Он спросил у толпы, кого они хотят отпустить, и народ выбрал разбойника Варавву, осудив безгрешного Христа.
Постоянный эксперт «Клуба LIFE» богослов Фёдор Райчинец уверен, что этот выбор повернул мировую историю в новом направлении, а само это повествование является отличным примером, как не сделать ошибку, выбирая руководителя или лидера страны.
Варавва или Христос? Кого бы мы выбрали сегодня, если бы подобное происходило в наши дни?
Варавва упоминается во всех четырёх Евангелиях, но евангелисты называют его по-разному. Кто-то — мятежником, кто-то — узником или разбойником.
В двух Евангелиях ему приписывается не только мятеж и возмущение народа, но и убийство, поэтому многие историки и богословы относят его к радикальной группе сикариев. У них были очень интересные и глубоко религиозные взгляды. Сикарии считали, что нужно спровоцировать Бога вмешаться в ход истории и повторить то, что Он однажды сделал во время избавления евреев от египетского рабства, когда вывел свой народ в пустыню. Во время народных празднований они устраивали народные протесты, и могли в толпе убить кого-нибудь из элиты общества.
Пасха в иудейской истории была праздником освобождения, а потому предпасхальные события в Иерусалиме всегда были заряжены радикальными настроениями. На время праздника правители стягивали в Иерусалим большое количество солдат, чтобы сохранять мир.
Благодаря Иисусу, Варавве был подарен шанс изменить свою жизнь. Мы не знаем, что случилось с ним дальше, но можем пофантазировать о том, сделал ли он выводы, стал ли другим человеком…
Что было с Вараввой после освобождения от смерти? Давайте думать, что он стал хорошим парнем.
Я бы хотел обратить внимание на арамейское имя «Варабба», что означает «сын Отца» или «сын Бога».
Когда Пилат предоставил выбор между Вараввой или Христом, он, по сути, предложил два пути политических и социальных преобразований. Пилат как бы спросил у людей: «какого сына Бога вы хотите, чтобы я вам отпустил?»
В то время евреи ожидали прихода Мессии, они верили, что этот идеальный царь будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля — включая политическое освобождение из-под власти других народов. Но у людей не было единого мнения, каким лидером он будет. Одни думали, что Мессия будет воином, который появится с мечом на коне и восстановит справедливость силовым вариантом. И один сын Бога представляет этот силовое разрешение ситуации — быстрое, агрессивное, но в этом случае никто не знает, к каким результатам этот вариант может привести. Толпа поддаётся влиянию лидера, который говорит, что решит проблемы, и людей здесь ничего не касается, они просто идут за ним.
Другие ожидали Мессию, который придёт с миром и предложит мирный вариант разрешения ситуации. Это очень длительный процесс, но задевает каждого. Он требует очень много времени и усилий и основан на том, что меняться надо всем.
В тот день, когда Иисус вошёл в Иерусалим со стороны Елеонской горы, со стороны Дамасских ворот в город вошли римские войска, которые одним своим появлением внушали безопасность. И я всегда задаю себе вопрос: на кого бы я возложил надежды на безопасность в своём городе? Я люблю такие вопросы задавать себе лично: за кем бы я пошёл? И боюсь, что толпа отдаст предпочтение тем, кто предлагает простое и быстрое решение очень сложного вопроса. То есть, популистам.
История Вараввы даёт нам два урока. Первый: очень опасно поддаваться мнению толпы.
При торжественном въезде в Иерусалим толпа приветствовала Христа: «Осанна Сыну Давыдову!» Люди кричали: «Гряди, Мессия, приходи, мы тебя заждались!» Иисус повёл себя не так, как ожидала толпа, и спустя несколько дней те же люди кричали: «Распни его!» Об этом и говорит нам Страстная неделя.
Когда тебя чествует толпа — это очень условная поддержка. Полагаться на мнение толпы — это полагаться на большую иллюзию.
Второй урок – это вопрос лидерства.
Толпа всегда предпочитает того, кто обещает конкретные быстрые изменения, во время которых толпе ничего не надо делать. Толпе будет неинтересен лидер, который говорит, что это общие проблемы, и нужно их решать сообща. Из этой истории мы можем сделать выводы, что популисты будут всегда предпочтительнее. А толпа, по большому счёту, решает всё.
Но Пасха — праздник освобождения, за которым открывается путь к свободе. Интересно, что библейская история об освобождении происходит под содействием Бога, но сам путь к свободе Бог доверяет людям.
В контексте всего, о чём мы говорили, мне хочется, чтобы мы не теряли понимания: всё революционные события, которые происходят, освобождают от прошлого, но не создают новое, а лишь открывают возможности для него. Но чтобы мы перешли в новое, необходимо личное участие каждого из нас в сложном процессе приближения к свободе.
«Преобразования начинаются с меня» — актуально сегодня и сейчас!
Последнее: 01.01. Спасибо!