В пасхальные дни отовсюду звучит: «Христос Воскрес!» Но вот, в чём значение этого праздника, какая у него история и, главное, какие уникальные уроки для нас таит в себе это событие, знает далеко не каждый.
Постоянный эксперт «Клуба LIFE» богослов Фёдор Райчинец показывает параллели библейского Исхода и современности, а также говорит о свободе как основной ценности и секрете, который открывает Пасха.
Согласно Ветхому Завету, Пасха — вообще первый религиозный праздник. В иудаизме до сих пор с этого праздника начинается религиозной год, потому что в этом празднике Бог является избавителем и спасителем целого народа.
Если рассуждать об Исходе, то там, во-первых, на историческом фоне правления фараона Бог проявил Себя в истории как Бог Богов, включая и то, что показал Себя большим фараона.
Во-вторых, Бог освободил еврейский народ, чтобы создать общину, которая будет альтернативой окружающим её сообществам. Но для того, чтобы эта община была не просто толпой свободных рабов, а стала народом, ей нужно было пройти испытание пустыней.
Этот путь к свободе (и в свободе) окажется для них бременем, с которым они не будут способны справиться — именно поэтому народ в пустыне будет ностальгировать о прошлом. Там было предсказуемо — был фараон, который за них думал, кормил, а вся ответственность людей была в том, чтобы исполнять чью-то волю. А тут надо жить в свободе… понимаете?
Можно провести несколько интересных параллелей Исхода с нашей современностью. Часто всё, на что мы готовы — это избавиться от одного фараона и привести к власти другого. И всё, на что мы часто оказываемся способны до сих пор — это винить, что мы привели не того фараона к власти. Сколько нам ещё придётся сменить фараонов, чтобы понять, как нам жить? Это хороший вопрос, и у меня нет конкретного ответа.
Чтобы что-то изменилось, мы хотя бы должны взять на себя ответственность за тот выбор, который мы сделали.
Мы очень часто допускаем ещё одну ошибку: думая, что для того, чтобы что-то существенно изменилось, нам нужна масса, количество, множество. Но эта идея не поддерживается ни с точки зрения политики, ни социологическими исследованиями, ни человеческой психологией, ни богословием. Церковь очень часто в Библии фигурирует как меньшинство, «закваска». Но не в маргинальном значении, а в смысле влиятельного меньшинства. Чтобы эта закваска, в положительном смысле, произошла в обществе, надо не так много дрожжей.
Здесь надо подойти с точки зрения социологии: сколько нужно процентов здоровой массы людей, чтобы в обществе начались системные преобразования? Для начала системного процесса преобразований достаточно от 3% до 5%. Тогда будет открыт путь к свободе! Мы хотим попасть в цель, а надо ещё пройти путь, чтобы подойти к этой цели.
Хочу, чтобы вы вспомнили события, предшествующие Пасхе: не только Христос думает, что совершает волю Бога, идя этим путём, но и религиозные лидеры, которые Его преследуют и отдают на смерть, тоже считают, что этим вершат волю Бога. По сути, «суббота молчания» после распятия — это момент, когда зависает большой вопрос о том, кто же из них исполнял волю Бога.
Поэтому, христианская Пасха — это когда есть твёрдое божественное «Да!» той жизни, которую прожил перед нами Иисус Христос. И когда Бог этой жизни говорит: «Вот, это тот путь, который ведёт к подлинной свободе, который ведёт ко Мне. Этот тот путь, который ни смерть, ни зло, ни грех не способны остановить».
Пасха — это как событие, которое напоминает нам, что Бог уже для нас сделал, и человеческая часть в том, чтобы открыться Богу, этому приглашению, и идти путём Иисуса Христа.
Если Бог отдал всё самое ценное за человека, что остаётся человеку отдать взамен? Вверить себя Богу, посвятить свою жизнь Богу. Бог от нас требует, чтобы мы не делали героические потуги один раз в году, а потом говорили: «Господи, отстань от нас». Важно то, что я делаю каждый день!
Покаяние — это процесс, который происходит не случайно. Он означает жить жизнью, которая демонстрирует божественные принципы.
Может, в моём подъезде живёт одинокая бабушка, и некому принести ей лекарства. Но это делаю я, и делаю потому, что этим демонстрирую, как много для меня сделал Бог, и что вот этим действием я делаю что-то для Него.
Желаю пересмотреть отношение к вещам, которые просто ценны, и которые бесценны. Чтобы мы тратили свою жизнь на сохранение бесценной души, бесценной жизни, а не использовали свою бесценную жизнь ради накопления материальных вещей. Может быть, нужно сделать какую-то переоценку своей жизни и отношения к определенным вещам.
Последнее: 26.07. Спасибо!