Кто из нас не молился, глядя в окно, не пытаясь передвигать горы? Ну, или предметы поменьше...
Кто из верующих, читая про веру с горчичное зерно, не задавал себе вопрос — а какая же у меня вера?
Правда, в большинстве случаев, это бывает у радикально настроенных молодых христиан, охваченных юношеским максимализмом и, к сожалению, с годами у многих верующих это проходит.
Недавно слушая проповедь моего друга на тему горчичного зерна, я вернулся опять к размышлению на эту тему. Особенно мне была интересна моя реакция на его вопрос: «Кто из присутствующих имеет веру с горчичное зерно?». И честно скажу, — я, зная моего друга, не рискнул поднять руку, ожидая, что он предложит мне что-то передвинуть. Есть такие места в Библии, которые лично я не всегда люблю объяснять, потому что читая их возникает некое чувство неловкости. Я понимаю, что если вера есть, а предмет не двигается, то можно, конечно, объяснить почему, но неудобно самому себе за свое объяснение...
Его вопрос вернул меня во время, когда я пробовал свою веру, глядя за окно, и переживал неприятное ощущение от неудачного опыта перемещения домов и деревьев за окном. На этом поприще я потерпел поражение не один раз, оставил это занятие и больше решил к нему не возвращаться. Для себя я дал разумное объяснение почему это не происходило (ну, понятно, считая, что вера у меня значительно больше, чем горчичное зерно) — моя вера предназначена для передвижения «гор проблем», ну и понятно, что Иешуа не имел в виду буквально того, о чем Он говорил.
Сегодня, размышляя над тем, почему же я не поднял руку, когда меня спросили имею ли я веру с горчичное зерно, мне таки становится стыдно за то, что я потерял мой юношеский максимализм, относительно буквального восприятия Его слова. Потерял, давая себе здравые и разумные объяснения, когда Его слово не производит того, что написано. Вместо того, чтобы молиться и искать, почему же Его слова не ожили в моей жизни, что со мной не так, что Он действительно имел ввиду, делая такие радикальные заявления «гора передвинется»?
Но, попробую вернуться к теме горчичного зерна.
Иешуа возвращается с горы Табор, и встречает человека:
Матф.17:14-16
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
Итак, ученики не смогли исцелить сына этого человека.
Иешуа говорит довольно странные слова:
Матф.17:17,18
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Видно, что Иешуа расстроила эта история. Мне лично не совсем понятно, кому адресованы слова «род неверный и развращенный», то ли к людям, которые его окружали, то ли к ученикам... или ко всему человечеству. Ясно только одно — Он был расстроен тем, что встретился с такой ситуацией, когда его ученики не смогли исцелить мальчика. И Он сразу ее решил, бес покинул мальчика.
И тут ученики приступили к нему с вопросом:
Матф.17:19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
Стоит просмотреть этот же отрывок в Писании, как его описал Марк:
Мар.9:23-29
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Интересно, что в данном отрывке мы видим вопрос Иешуа к отцу, о наличии у него веры. И видим, что веры у него было не очень много. Но вера отца, ее наличие или отсутствие не повлияло на результат, бес вышел.
Но, вернемся к вопросу учеников и вопросу веры. Очевидно, что тут речь идет об отсутствии веры у учеников, а не о величине веры отца. Учеников на самом деле удивил этот случай, они не понимали, почему исцеление не произошло. Понятно их удивление, они считали что особой веры и не нужно иметь для того, чтобы произошло исцеление:
Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Они имели власть, власть которую получили от своего Учителя, власть, которой они пользовались и у них все получалось. Но тут они сталкиваются с тем, что по непонятным для них причинам ничего не произошло. И они приступают к учителю с естественным вопросом: «Почему мы не могли?». До этого мы могли, а в данном случае — не смогли. Нужно понимать — вера нужна в первый раз, второй, третий, но когда это входит в нормальную практику, вера достигает такой величины, что когда у вас что-то не получается, то возникает вопрос: «Не понял, в чем дело?». Вы уже, так сказать, и не обращаетесь к вере, просто делаете, а вот когда не получилось, то это вызывает недоумение. Ну, и точно, ответ не лежит для нас в плоскости отсутствия нашей веры.
Ответ Учителя, думаю, несколько удивил их:
Матф.17:20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; …...
Вот это да! Оказывается, у них просто не было веры. Как такое может быть, в принципе? Они же ходили с Ним, Он им дал власть, они этой властью пользовались и тут, вдруг, нет веры... Причем, веры с горчичное зерно. Если у них тогда не было веры с горчичное зерно, что тут можно сказать о каждом из нас сегодня? Они видели столько, когда ходили рядом с Машиахом, Он им давал власть и они пользовались ей и видели множество чудес, и тут вдруг Иешуа говорит: «А у вас нет веры с горчичное зерно, вот если бы такая вера была, тогда конечно, а так... у вас ее нет».
И тут Он добавляет очень странные слова:
Матф.17:21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Это может служить ключом к понимаю всего отрывка. Понимание того, что мы, имея всю власть, которой Он нас наделил, нуждаемся в Его откровении на каждую ситуацию. Мы по-прежнему нуждаемся в Нем. Он им говорит: «Вы столкнулись с особым родом, для которого нужен пост и молитва, а вы вместо того, чтобы искать откровения, решили действовать по привычке. Вам всего чего не доставало — это веры с горчичное зерно».
Читая Писание, мы можем встретить далее еще один урок, про веру, которая может двигать горы:
Мар.11:21-24
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
Матф.21:20-22
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Опять тут странная ситуация — ученики удивляются тому, что смоковница засохла... это те ребята, которые видели умножение хлебов и рыб, видели, как море утихало по Его слову, видели, как Он ходил по воде (в общем-то, и Петр тренировался, и на определенном этапе у Петра получалось тоже ходить по воде). Они удивляются тому, что смоковница по Его слову засохла. Петр говорит: «О, смотри, учитель, таки засохла по твоему слову». И тут Иешуа говорит: «имейте веру Божью».
Он говорит о том, что есть определенная вера Божия. И я тут понял, что, оказывается, моя вера часто происходит от моего желания. Но мое желание это еще не вера. Часто происходит так, что мы чего-то желаем и наше желание выдаем за веру, и чем сильней желание, тем нам кажется, что у нас больше вера. Мы начинаем исповедовать, провозглашать, находить места Писания, которые укрепляют нас в нашем желании, мы неотступны… И ничего, в итоге, не получаем. Потому что мы перепутали,наше желание с верой.
Иак.4:3
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
А мотивы наших желаний не всегда хороши. Но, есть и другие места в Писании, которые поощряют нас молиться и просить:
1Иоан.5:14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
Когда что-то просим по воле Его... Так что, вопрос в знании Его воли, и тогда, когда наши просьбы будут совпадать с Его волей, тогда мы получим просимое. Наше желание, облаченное в наше понимание веры, не производит впечатление на Творца, так что, удивившись силе нашего желания, Он дал нам то, чего мы так страстно желаем. Наше желание, которое мы назвали верой, не в силах заставить Творца выполнять наше желание.
Есть еще одно место в Новом Завете, когда Иешуа вспоминает про веру с горчичное зерно:
Лук.17:5,6
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Это происходит в ответ на просьбу Апостолов умножить их веру. Тут, думаю, важно вспомнить про природу веры:
Рим.10:17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Если мы слышим Его слово, отсюда и должна рождаться вера, и тогда той минимальной веры с горчичное зерно будет достаточно для того, чтобы Его слово исполнилось в нашей жизни. Даже если Его слово будет говорить о том, что смоковнице или горе нужно переместиться, то они переместятся. Они будут перемещаться не из-за величины нашей веры, а из-за того, что Творец это сказал. Так что, думаю, слова Иешуа можно принимать буквально — гора будет перемещаться, и вопрос не в горе, а в том, чтобы Всемогущий сказал горе. Вопрос не в нашей вере, а в том, чтобы Он это сказал. Поэтому мы можем в будущем не тренироваться, перемещая здания и деревья, проверяя нашу веру, мы можем молиться о Его слове в нашу ситуацию, и тогда, когда прозвучит Его слово, все произойдет по этому слову.
Заканчивая статью, могу сказать, что она касается только одного аспекта темы веры. Есть множество других стороны этой темы, которые не менее важны для нашей жизни, чем та, о которой вы сегодня прочли.
Думаю, что у многих читающих вера намного больше горчичного зерна. И мне хочется верить, что прочитав этот материал, они не будут больше смущаться, как смутился я, услышав вопрос о «вере с горчичное зерно».
Большое спасибо Виталию Ляшенко, который задал мне этот вопрос, и своей проповедью побудил меня к размышлениям и написанию статьи.
Дмитрий Ю.
Последнее: 26.07. Спасибо!
ну... так милый автор статьи, разве не искушал ты Господа, испытывая свою веру на перемещение дома? Разве не думал ты « вот сдвину это, значит поверю» ... чудеса в Библии и в жизни сейчас происходят по вере, т.к сказано не единожды «по вере будет тебе».
про желания интересно сказано, желания смотр в чем