«А вы за кого почитаете Меня?» — спросил Иешуа.
Симон Пётр ответил: «Ты Мессия, Сын Живого Бога».
Иешуа сказал ему: «Благословен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах!»
Пётр был безрассудно горяч во всех отношениях. Пылкий и эмоциональный, быстрый и всегда готов поверить. Он был первым, кто выпрыгнул из лодки и шёл по воде по приглашению Йешуа, первым, чтобы верить тому, что казалось едва возможным и первым, кто попал прямо в точку, относительно истинной личности Иешуа. Был ли он страстным человеком веры и отражал ли картину устойчивой, прочной стабильности? Не слишком точно сказано.
Так же, как когда-то ангел назвал маленького Гедеона — «Могучий воин», когда он дрожал от страха, прячась в точиле, Иешуа называет Петра своей скалой – самого нестабильного и изменчивого во взглядах ученика из всех! Он был полон энтузиазма и быстрее, чем другие мог поверить и не отступить, но он также был пламенным и импульсивным. Иешуа называет его согласно тому, какую личность Он видел в Петре, — сильного лидера, так же был назван и Гедеон.
«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.»
Этот стих вызвал крайне негативную реакцию и споры о том, действительно ли Иешуа обосновывал здесь институт папства – очевидно, что Пётр был основополагающей фигурой в ранней церкви, но, что в сущности имел ввиду Йешуа? В данном стихе также есть некоторые другие важные особенности, на которые обычно не обращают внимания; мы рассмотрим их позже.
Сначала давайте разберёмся с понятием скалы и камня
Этот стих содержит игру слов, так как имя Пётр означает камень. Йешуа сказал: “Симон, отныне ты — камень, и на этом камне я создам церковь мою”. В переводе с греческого слова немного отличаются, поскольку слово Пётр — это слово мужского рода, означающее ‘камень’ (греч. Petros), и второй раз Он упомянул это слово в женском роде (греч. Petra), но по сути это то же самое. Иешуа, скорее всего, говорил на Арамейском языке, в котором нет грамматического различия рода, так Он бы, возможно, сказал: «Ты — Кефас, и на этом/ этой Кефас я построю мою общину/ церковь». Доводы о том, одно и то же ли это слово, кажутся излишними – Йешуа использовал преднамеренную игру слов, чтобы обратить особое внимание к этой параллели. Но каков был Его замысел?
Один раввин поделился со мной полезным образом того, что думают евреи, когда дело доходит до чтения Писаний. «Это немного похоже на Википедию», — пояснил он. Каждое понятие имеет гиперссылку, так что вы можете нажать на неё, и она доставит вас в свой мир, потому что каждое слово, каждое понятие, каждое географическое название имеет множество ассоциаций, которые связаны в Писании. Найти свой путь в этой взаимосвязанной сети является очень еврейским подходом к изучению Библии. Возьмём к примеру слова, «шипы» или «ягнёнок», или что – либо ещё, а затем рассмотрим эти понятия в другом контексте, исследуя Писания на предмет новых примеров использования этих слов и которые придают новый смысл этим понятиям в свете того, что они появляются в другом контексте.
Давайте исследуем Писания, забегая вперёд от рассматриваемых событий, чтобы видеть, что понял Пётр из слов Иешуа. Обратим наше внимание на следующее место Писания — 1 Петра 2:4-6, когда Пётр обращается к остальной части церкви.
Он говорит,
«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».
Итак, камень, отверженный людьми? Где ещё есть подобное в Библии? В Псалме, одном из мессианских псалмов, которые Пётр и другие ученики возможно пели вместе с Иешуа после пасхального ужина, в вечер Его ареста.
Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением (Иешуа).
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
это — от Адоная (Господа), и есть дивно в очах наших.
Сей день сотворил Адонай: возрадуемся и возвеселимся в оный!
hОшанна! О, Адонай, спаси же! О, Адонай, споспешествуй же!
Барух hаба бэшем Адонай! Благословен грядущий во имя Адоная! Благословляем вас из Дома Адоная.
Да, Пётр ссылается на краеугольный камень, который отвергли строители, Мессию, Йешуа. Он говорит: «Придите к Нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному и драгоценному в глазах Бога» ... и затем он ободряет членов церкви, отождествляя всех нас с живыми камнями, соединёнными вместе, чтобы строить дом духовный.
А сейчас давайте подумаем об учениках незадолго до смерти Иешуа, удивляющихся огромным размерам камней, из которых был построен храм. Иешуа заверил своих учеников, что, несмотря на величину храма, каждый камень будет разрушен (Лк. 21) и в Евангелии от Иоанна, Он утверждает, что восстановит его в течение трех дней. О чем Он говорит? Он намечает план Бога сделать нас, Свой народ, Его храмом. Мы становимся этими камнями. Некоторые духовные камни были ключевыми в фундаменте этого нового здания, и Пётр, конечно, сыграл очень важную роль во времена основания ранней церкви. Но каждый выполняет свою работу, чтобы создавалось целое.
Пётр не думал, что должен стать единственным камнем в строительстве Божьего храма, но таких камней должно быть много. Если там и был уникальный камень, который имел особое значение, так это Иешуа.
Подобно тому, как он осознал настоящую сущность Иешуа вернее, чем другие, Пётр яснее понимает сущность Камня, а также остальных камней, которыми являемся мы с вами. Он использует здесь слово, отличное от предыдущего, – lithos; это же греческое слово применяется для описания Иешуа как краеугольного камня, о котором пророчествовали Еврейские Писания.
Сам Иешуа проводит параллель:
«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». (Матф. 21:42-44)
Вновь, мы исследуем Писания и обратимся к ещё одному событию, где речь идёт об этой же идее: Иешуа ссылается на книгу Даниила, 2 главу, где говорится о грядущем Царстве Божьем. Царь Навуходоносор видел сон, Даниил истолковывает его и пророчествует о грядущем Мессии:
«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». (Даниила 2:31-35)
«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (стихи 44-45)
Иешуа отождествляет себя с этим камнем, который разбивает и сокрушает всё остальное. Он могущественнее, чем любое другое царство, власть или авторитет. Это Царство Божье, которое Иешуа установил, когда приходил на землю во плоти. И это то Царство, которое сейчас живёт в нас.
Камень, который Иешуа имеет ввиду, не просто галька или маленький камень, а огромный и могущественный. И Пётр говорит, что мы все являемся этими живыми камнями, мы все Его священники.
Модель скинии
До того, как был построен храм из камня, народ Израиля носил по всей пустыне скинию. Внимательное изучение устройства скинии и всех её принадлежностей даёт нам очень ценное понимание. Как это подробно описывает автор на иврите, скиния воплощает спасение: каждый элемент скинии представляет собой часть Божьего плана спасения. Один интересный аспект устройства скинии – это брусья, образующие стены скинии. Они были изготовлены из дерева, покрытого золотом, и расположены в серебряных гнёздах как в креплениях, чтобы не соприкасаться с землёй. Это картина верующих: древесина нашего смертного естества — непривлекательная и тленная, но мы покрыты золотом, которое представляет святость и чистоту Бога. Серебро говорит об искуплении, и мы искуплены, находясь в Иешуа, больше не укоренённые в мире и не привязанные к нему, хотя всё ещё находящиеся в мире. Стены скинии были соединены, образуя единое целое, также и стены храма — вспомните стены, отстраивающиеся во времена Неемии; их часто сравнивают с народом Божьим и нашей потребностью заполнить пустоты и стремиться к созданию единства таким образом, чтобы мы не были уязвимы для атак со стороны противника. Идея Единства Божьего народа, находящегося в Доме Всевышнего, существует с давних пор!
Если мы последуем Библейской модели, то придём к заключению, что ковчег, храм, а сейчас наши жизни — это место обитания Бога, и все представляют нас, Его народ. Бог всегда желал пребывать в Своём народе и среди него, как Он говорит об этом в книге Исход и заявляет с великой радостью в книге Захарии 2-й главе: «Я иду! Я приду и поселюсь посреди тебя!» Приход Иешуа как человека был частью этой картины Бога, живущего среди народа своего. С Его смертью и воскресением, потребность в храме прекратились, и сегодня Он живет в нас.
А теперь несколько интересных особенностей
«Благословен ты, Симон, сын Ионин…»
Сын Ионин? Связь с историей Ионы напоминает нам об исключительности его миссии: он был послан донести Слово Божье язычникам. Пётр был также призван к Корнилию и его домашним, Деяния 10, после шокирующего откровения о беконе на крыше дома в Яффо. Ни Иона, ни Пётр не были в восторге от задания, но оба были отправлены к раскаявшимся язычникам, чтобы служить им и принести Благую Весть.
«И врата ада не одолеют её…»
Большую часть времени мы просматривали эту фразу, думая, что это означает, что всё, что сатана пытается сделать против церкви не будет иметь успеха. Но подождите. Присмотритесь. Он говорит, что врата ада, или шеола, не будут преобладать. Вы когда-нибудь слышали о воротах, атакующих кого-нибудь? Ворота строятся не для нападения, они предназначены для защиты! Иешуа говорит, что противник не сможет остановить неотступное продвижение Царства Божьего и силу Евангелия. Когда мы идём против царства тьмы с освобождающей истиной Иешуа, мы можем взламывать двери и выводить заключённых на свободу, и сатана не сможет остановить это. Любые усилия врага, чтобы защитить свою территорию и держать людей в плену, в конечном счёте полностью потерпят неудачу.
И наконец, давайте рассмотрим слово ад, или шеол. Джон Левенсон блестяще резюмирует эту неясную концепцию, когда он говорит, что шеол описывает «мощные и злокачественные силы, которые отрицают жизнь и лишают её смысла» [1]. Все желания противника, чтобы свести на нет жизнь и лишить её смысла, будут бессильны противостоять заградительному огню из живых камней — храма Божьего, живой общины Иешуа, Его тела, церкви!
Так избрал ли Иешуа Папу Римского?
Нет. Иешуа не выбирал Папу и не создавал глобальной иерархии с одним человеком на вершине, которому каждый верующий должен подчиниться. Каждая поместная община нуждается в лидерах, а также тех, кто назначен руководить, передавая Божий авторитет и имея очень серьёзную ответственность перед престолом Божиим. И сам Пётр утверждает, что мы все вместе являемся частью Божьего храма, подобно живым камням, составляющим храм духовный. Он повторяет, что мы все — священники, все святые, и все носим в себе присутствие Бога, Эммануила, который любит пребывать со Своим народом.
[1] Jon D. Levenson, Resurrection and the Restoration of Israel: The Ultimate Victory of the God of Life, Yale University Press, 2006, p.72
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Татьяна Куракова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!