Вера в пустыне ожидания

Вера в пустыне ожидания

Двадцать пять лет. Триста месяцев. Тысяча триста недель. Девять тысяч сто двадцать пять дней. Именно столько времени Авраам ожидал после того, как услышал Божье обетование и до того момента, как взял сына на руки (Бытие 12:4, 21:5).

Мы можем прочитать 12-21 главы книги Бытие за один раз. Авраам и Сарра прожили это время день за днем, более девяти тысяч раз просыпаясь по утрам. Трижды Бог являлся Аврааму, чтобы подтвердить Свое слово (Бытие 15:5, 17:16, 18:10). В остальном же он и Сарра несли обетование в стране настоящего молчания, ожидая с распростертыми руками и пустым лоном.

Авраам, «отец всем нам» (Римлянам 4:16), был человеком ожидания; его вера — ожидающей верой. Когда после семидесятилетнего юбилея он встретил восьмидесятилетие, а затем и девяностолетие, он продолжал ждать. Двигаясь через Харан в Ханаан, Египет и обратно, он все еще ждал. Когда его тело ослабело, а жена поседела, он ждал.

Бог мог привести Исаака раньше, а мог дать обетование позже. Вместо этого Он отправил Авраама в пустыню ожидания на двадцать пять лет. Ожидание было частью доброго Божьего плана для Авраама. То же относится и к нам.

Ожидание Господа

Яблоко от яблони недалеко падает: дети Авраама всегда были и остаются ожидающим народом. Мы часто ходим с пустыми руками, чрево наших надежд все еще борется за жизнь.

Возможно, вместе с Давидом мы сидим в какой-то духовной яме или яме отношений, ожидая, что Бог вытащит нас оттуда (Псалом 39:1-3). Или вместе с Иеремией мы лежим в руинах, созданных нами самими, ожидая, что Бог спасет и искупит нас (Плач 3:25-26). А может быть, вместе с Исайей мы ходим перед сокрытым лицом Бога, ожидая увидеть Его снова (Исаия 8:17). В любом случае, мы попросили, но еще не получили, искали, но еще не нашли, стучали, но еще не получили ответа (Матфея 7:7-8). Бог обещал, мы молились, но все еще ждем.

Между тем, вопросы могут множиться, как в словах ожидающего Асафа:

«Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» (Псалом 76:8-10)

Когда время идёт, а солнце отказывается восходить, сердце ожидающего близко к тому, чтобы разорваться. И все же этого не происходит, по крайней мере, пока Божья рука держит его. Ибо, как обнаружили многие святые, Бог знает, как заставить реки течь через пустыню ожидания, ежедневно освежая наши самые слабые надежды. Мы читаем, что Авраам «укреплялся в вере своей» по мере того, как годы шли, а сына все не было (Римлянам 4:20). Мы тоже сможем, если знаем, куда смотреть в ожидании: не только на свою бесплодную жизнь, но и вверх к Богу, назад к Его верности, вперед к Его обещаниям и вниз на Его путь.

Смотри вверх на Бога

Для многих самая глубокая боль ожидания заключается в ощущении того, что Бог, который когда-то казался таким близким, теперь кажется настолько далеким. Мы можем сказать вместе с Давидом: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Псалом 12:1-2). Когда-то небеса были окном; теперь они больше похожи на стену.

Примечательно, однако, что псалмопевцы и пророки Израиля не воспринимали ощущаемое отсутствие Бога как повод отвернуться от Него. В своем ожидании они принципиально сохраняли позу, обращенную к Богу, подняв к Нему взор, и их молитвы продолжали возноситься к Богу, которого они не видели. Пророк Михей говорит от имени многих:

«А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня». (Михей 7:7)

«Хотя небо кажется черным, как свинец, и небеса безмолвными, как могила, я буду молиться Богу, моей единственной надежде. Я вознесу к Нему свои руки. Я изолью перед Ним свое сердце» (Псалом 61:9). И хотя я не вижу Его лица, все же я покажу Ему свое.

Оглянись на Его верность

Взглянув на Бога, которого они не могут увидеть, ожидающие обращаются к прежней Божьей верности. «Буду вспоминать о делах Господа», — говорит себе Асаф (Псалом 76:12). Точно так же Иеремия отвечает на свои страдания словами: «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю» (Плач 3:21). Когда настоящее казалось пустынной землей, они искали надежду в прошлом.

Псалом 88 может послужить самым замечательным примером того, что прошлое было услышано. Ефам, псалмопевец, оказался в отчаянном настоящем, что отражено в том, как он изливает скорбь в стихах 39-52. Но даже когда эта скорбь бурлит внутри, он проводит первые 38 стихов псалма, терпеливо идя по путям прошлого искупления. Прежде чем оплакивать, он вспоминает:

«Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими» (Псалом 88:1-2)

Затем он возвращается назад: к исходу, к обетованной земле, к завету с Давидом (Псалом 88:10-11, 16-17, 20-38), каждый из которых является непоколебимым примером неизменной верности Бога. Учитывая агонию Ефама на грани, Дерек Киднер справедливо называет эти первые 38 стихов «чудом самодисциплины» (Псалмы 72-150, 356).

Бог и сегодня дарит это чудо. Он по-прежнему берет таких людей, как мы, склонившихся и едва способных поднять голову, и предлагает нам оглянуться назад. Вместе с Ефамом проследите древние пути. Вспомните Божьи чудеса, которые происходили раньше. Освежите в памяти чудесные беременности, которых не должно было быть, и моря, которые расступались, рождение Христа и то, как Он пронес крест. Делая так, не позволяйте сегодняшней боли устанавливать границы ваших будущих надежд.

Взирай вперед на Его обетования

Когда в нашей памяти еще свежи воспоминания о той верности, которую Бог проявлял в прошлом, мы можем осмелиться смотреть в будущее с надеждой. Мы можем стоять, как стражи на стенах и говорить с непоколебимой верой: «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю» (Псалом 129:5). Божье обещание больше не кажется пустым словом, хрупким пожеланием: оно придет, как рассвет (Псалом 129:6).

Авраам показывает нам такое же отношение к Божьему обетованию в своем долгом ожидании:

«Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Римлянам 4:20-21)

Смутного ощущения Божьей верности было недостаточно для поддержания веры Авраама: он ухватился за конкретное обетование. Он помнил, как Бог сказал ему поднять глаза к звездному небу и сказал: «Таким будет потомство твое» (Бытие 15:5). С годами Авраам дорожил каждой буквой этого обетования. Он носил обетование в кармане своего пальто, как солдат вдали от дома, украдкой поглядывая на него в течение дня, уверенный, что его дети однажды будут соперничать с небесами.

Находят ли Божьи обетования такой желанный дом в вашем сердце, которое продолжает ожидать? В чем бы вы ни нуждались, Бог говорит. Возможно, Он не обещал конкретного дара, которого вы так жаждете, — сына, как у Авраама, — но Он не оставил вас без обетования. Утешение для безутешных (Исаия 40:1), помощь для беспомощных (Исаия 41:10), обеспечение для нуждающихся (Филиппийцам 4:19), ответ на наш стук (Матфея 7:7-8) — все это и многое другое Он обещает Своему ожидающему народу. Итак, вместе с Авраамом отвернитесь от своей собственной слабости и устремите свой взор на Божье обетование.

Смотри вниз на Его путь

Мы уже взглянули вверх, оглянулись назад и посмотрели вперед. Но все равно мы находимся в пустыне ожидания. Может быть, впереди еще будут тянуться тихие, спокойные годы, а возможно, наше ожидание подходит к концу. В любом случае, нужно жить сегодняшним днем. А ныне мы ожидаем.

В такой день, как сегодня, у нас может возникнуть искушение увидеть жизнь где-то в будущем, ожидающую нас в конце этого ожидания. Но затем мы слышим молитву, подобную молитве ожидающего Давида:

«Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Псалом 24:4-5)

Давид смотрел не только вверх, назад и вперед, но и вниз, на путь, который Бог поставил перед ним сегодня. «Господи, научи меня сегодня, веди меня сегодня, помоги мне сегодня. Пусть сегодняшний день будет отмечен настоящим послушанием, радостной покорностью, даже когда я ожидаю Тебя».

Сегодняшний день может казаться заброшенным пустырем, эпизодом между потерянным прошлым и вожделенным будущим. Но сегодня, даже сегодня, у Бога ожидания есть добрые дела для вас. Поэтому повторяйте Его обетования и возносите молитвы. Выполняйте свою работу и служите семье. Любите своих ближних и делитесь Евангелием. И верьте, что в один прекрасный день вы присоединитесь к Аврааму и Саре, Моисею и Давиду, Ефаму и Иеремии и воспоете: «Не постыдятся и все надеющиеся на Тебя» (Псалом 24:3).

Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!