«Видишь ли что-нибудь?» эти слова Богочеловека, Иешуа, были обращены к слепому человеку, в Евангелии от Марка. Иешуа помолился за него, а потом спросил, видит ли тот что-нибудь – интересный вопрос для всезнающего Мессии. Он мог читать мысли фарисеев, но у того человека спросил, видит ли он что-нибудь.
Мужчина ответил, что видит проходящих людей, как деревья.
Я уподобляю этого человека нам, читающим Писание. «Видишь ли что-нибудь?» Пока Бог не исцелил того слепца, Он не видел ничего. А в конце Иисус полностью восстановил его зрение. Пока Дух Святой не поведет и не направит нас ко всей истине, мы тоже слепы. «Никто не может придти ко мне, если не привлечет его Отец» (Иоан. 6:44).
Могут ли быть в Писании более глубокие истины, которые еще нужно найти? Насколько мы должны быть самонадеянны, если думаем, что знаем о Боге всё. Теологи говорят, что Библия это прогрессивное самооткровение Бога. [1]
Небрежная охота за сокровищами ведет к ереcям
Я люблю думать о чтении Библии, как о поиске сокровищ. Может это день, когда мой разум будет потрясен добротой Господней неведомым мне доселе способом; а может это день, когда я увижу некоторые великие аспекты благодати и красоты Божией. Конечно, мы не сможем быть настолько ревностными в отыскивании сокровищ, если ведем поиск небрежно.
Я слышал об одном учителе, который сказал, что еврейское слово «поучаться» в книге Иисуса Навина 1:8 фактически означает «рычать». Что ж, это не так. Как только я услышал, как он это сказал, я сразу подумал, что он не очень хорошо знает иврит или не умеет его изучать. Возможно он повторил то, что услышал от кого-то. Он был беззаботен и небрежен в своем экзегетическом исследовании. Он слишком сильно рвался найти золото. Он принял кусок меди за истинное сокровище.
Как я мог быть уверен, что он неправ, не проверив? Потому что я знаю, что люди, переводившие Библию, прекрасно владели и ивритом и своими родными языками, и крайне редко могла бы возникнуть подобная ошибка. В другой своей статье я покажу вам, как правильно проводить исследование слов. Я не хочу оказаться Всезнайкой или знатоком иврита, меня просто огорчает, как люди легкомысленно относятся к Божьему Слову. А что еще хуже, это сбивает людей с пути.
Я также не говорю о «тайном знании», — том, что мы называем гностицизмом, – это ересь. Вот почему меня мало волнуют библейские коды. Я говорю о Боге, который говорит через тексты Писания. Все, что мне нужно знать об Иешуа есть в Танахе и текстах Нового Завета.
Какое снаряжение есть в вашей сумке?
Толковый искатель сокровищ должен быть хорошо снаряжен. В его сумке со снаряжением много вопросов.
Покойный Дональд Джуел, который с большим успехом преподавал Новый Завет в Принстонской теологической семинарии, обычно учил студентов подходить к каждому проповедуемому тексту в вопросительной форме. «Спрашивайте текст обо всем, о чем только можете подумать, включая тон голоса говорящих в тексте». [2]
1. Почему он так сказал?
2. Как он это сказал? (Подумайте об Иешуа, назвавшем сирофиникиянку собакой — был ли Он снисходительным, или просто пошутил, или вел ее к чему-то?)
3. Соответствовало ли это традициям культуры? (Давид, танцующий перед народом)
4. Почему именно это слово? (В Бытии 21 главе, когда Авраам сказал Иегова-ире, данное слово было переведено как «Бог даст», хотя фактически «ире» означает «усмотрит»)
5. Каков более широкий контекст? (Является ли восхищение просто событием, или скрывает что-то?)
Если вы можете читать Писание неспеша и у вас есть время, чтобы ответить на все эти вопросы, вы с большей вероятностью найдете самородок или золото, нежели в случае, если вы будете читать Библию как газету или роман. Я очень мало знаю о добыче золота, но могу предположить, что большего успеха в этом достигал тот, кто был более терпелив и лучше подготовлен. Они могли видеть то, чего не видели другие.
Я и мои очки для чтения
Когда мне перевалило за 40, я заметил проблемы с чтением. Мое зрение всегда было на уровне единицы, наилучшее из всего возможного. В конце концов, я сдался и купил очки для чтения. Десять лет спустя я не представляю жизнь без них. Если я сниму их прямо сейчас, то изображение на экране немедленно расплывется. Если я покупаю что-нибудь во время поездок, связанных со служением и мне нужно сфотографировать чек, обычно он перевернут вверх ногами, даже и представить не могу почему.
Чтение Писания без Духа Святого или использования особых инструментов подобно мне, пытающемуся прочесть что-то без очков. И в этом вся разница.
«Видишь ли ты что-нибудь?»
Должна быть более глубокая жажда
В своей книге «Читать для проповеди» Корнелиус Плантинга-младший приводит жуткую историю из знаменитого фантастического романа Брэдбери «Ревун». Два мужчины работают на маяке. Каждые несколько минут подается сигнал в специальный горн, который они называют «ревун». Это очень одинокая работа.
Они обсуждают тайны моря и голос ревуна, зовущего море, — ревуна, который издает такой тоскливый звук, что «кто услышит его, заплачет в душе своей», потому что теперь он познает «печаль вечности и краткость жизни». [3]
Пока мужчины разговаривают, из моря вдруг поднимает голову фигура, похожая на динозавра. Это огромное чудовище; одна его шея была длиною около 12 метров. Что-то в звуке ревуна взывало к чудовищу. Может быть, потерянная любовь?
«Ревун заревел. И чудовище ответило. В этом крике были миллионы лет воды и тумана. В нем было столько боли и одиночества, что я содрогнулся. Чудовище закричало опять. Ревун ревел. Чудовище распахнуло огромную зубастую пасть, и из нее вырвался звук, в точности повторяющий голос Ревуна. Одинокий, могучий, далекий-далекий. Это был звук того, кто миллион лет ждал голоса маяка, чтобы позвать [его домой]". [4]
Стоит задуматься, не взывает ли Писание к нам так же, как земля стенает об искуплении (Рим. 8:22), жаждая, чтобы кто-то нашел время, силы и терпение для поиска глубокой мудрости. Притчи представляют мудрость как взывающую: «…на площадях возвышает голос свой» (Прит. 1:20), страстно желающую быть понятой.
Там есть сокровище... «Но видишь ли ты что-нибудь?».
[1] Dyrness, William, Themes of Old Testament Theology, p. 25
[2] Plantinga, Cornelius. Reading for Preaching: The Preacher in Conversation with Storytellers, Biographers, Poets, and Journalists (p. 102). Wm. B. Eerdmans Publishing Co. Kindle Edition.
[3] pp. 105-106.
[4] Ibid.
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анастасия Муратова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Дорогой Рон Кантор,
вот уже много лет с удовольствием читаю ваши статьи и вот в последнее время вы, к сожалению, удалились от простоты во Христе...
Как известно, мы видим образы в мозге через и при помощи глаз. Проблема слепого человека в том, что он не может видеть свет. Как правило, проблема заключается в глазах (тогда Иисус мажет их и открывает вход свету). Но бывает, когда «князь мира сего ослепил разум»... ОСЛЕПИЛ РАЗУМ ! Это Шауль учит! Тогда Иисусу нужно проводить лоботомию и исправлять ум/разум... Полагаю, что здесь уже речь пойдет о том, на каком уровне духовного развития находится наш слепой.
Он есть Свет от Света истинного. И когда Он проникает внутрь — освещает все скрывающееся во мраке. Но попасть внутрь Свет может лишь через трещины.