Почти 20 лет я работаю врачом в больнице. Хотя работа врача не так эффектна, как то, что вы видите по телевизору, она все равно может быть напряженной. Я забочусь о людях в лучшие и худшие моменты их жизни. Из всех различных ситуаций, с которыми мне приходилось сталкиваться, самыми запоминающимися профессиональными встречами были заботы о смертельно больных пациентах.
Я был у многих кроватей пациентов, находящихся в конце жизни, — несколько раз даже в момент их последнего вздоха. Я потерял счет количеству свидетельств о смерти, которые я заполнил за эти годы. Но мой опыт не является уникальным среди людей моей профессии, за исключением, возможно, того факта, что я христианин, работающий в крупной больнице в самом центре Сан-Франциско, города, известного как «наименее христианский мегаполис» в Америке. Большинство людей, умерших при мне, не были верующими. За редким исключением, я был единственным врачом-христианином в своем коллективе на протяжении большей части карьеры. Эта точка зрения поставила меня в уникальное положение, чтобы увидеть, как Евангелие предоставляет гораздо лучшие ресурсы, чем любой искусственный способ справиться с экзистенциальным гнетом смерти.
В недоумении от смерти
Когда я ухаживаю за неизлечимо больными пациентами, я спрашиваю, не хотят ли они встретиться с капелланом и посещают ли они церковь. Это моя основная линия, по которой я могу определить, есть ли у них духовные интересы. На данном этапе своей карьеры я задавал этот вопрос, наверное, несколько сотен раз. Лишь немногие пациенты ответили «да».
Для большинства неизлечимо больных пациентов понятие «смерть» изначально является непонятным. Я не видел слишком много слез, когда сообщал пациенту печальную новость о том, что у него смертельная болезнь. Наоборот, гораздо чаще я вижу недоумение. Хотя все знают, что смерть неизбежна, большинство не знают, что делать с известием о смертельном диагнозе. Они не воспринимают приближающуюся смерть как призыв к тому, чтобы оценить свою жизнь и измениться. После первоначального шока большинство пациентов продолжают жить до конца своих дней так, как они жили всегда; я никогда не видел, чтобы пациент изменил свою жизненную философию из-за того, что конец уже наступил.
Я слышал, как некоторые люди говорят: «Я буду жить как хочу, пока я молод, а когда у меня появится место в жизни, я смогу серьезно заняться своей духовной жизнью». Я уверен, что такое бывает, но я никогда не видел этого у своих пациентов. Соломон сказал: «Помни и Творца твоего во дни юности твоей, прежде нежели придут злые дни и приблизятся годы, о которых ты скажешь: «нет мне в них удовольствия» (Еккл. 12:1). Слова Соломона оказались верными почти для всех пациентов, которым я сообщил печальную новость о смертельном диагнозе. Если они не искали своего Создателя до того, как был поставлен диагноз, то вряд ли будут искать его после того, как он будет поставлен.
Отмеченные верностью
Иначе обстоит дело с теми, кто познал близость с Богом и послушание Ему; если жизнь человека характеризуется верностью, то и смерть его будет такой же. Иногда мне выпадала честь наблюдать за жизнью человека, отмеченной тем, что Юджин Петерсон назвал «долгим послушанием в одном и том же направлении». Такая жизнь приносит свои дивиденды, когда приходит конец.
Однажды утром я пришел на работу и, как обычно, получил новый список госпитализированных пациентов, о которых должен был позаботиться на этой неделе, среди которых был мужчина средних лет с неизлечимым раком. Моя задача состояла в том, чтобы убедиться, что его боль находится под разумным контролем, а затем выписать его из больницы, чтобы он мог улететь в свой родной город и провести там свои последние дни.
Когда я вошел в тускло освещенную палату этого человека, я увидел его — тихого, истощенного, без волос. Но он был удивительно спокойным и приятным. Я мог сказать, что он испытывал сильную боль, но в комнате царила атмосфера покоя.
После обсуждения его болевого режима и связанных с ним медицинских проблем я задал свой обычный вопрос: «Не хотите ли вы встретиться с капелланом?». Я получил обычное «нет». Но на этот раз по другой причине. С широкой улыбкой на лице он ответил: «Доктор Чо, я христианин. Я знаю, что Бог со мной. Со мной все в порядке».
Неудивительно.
Затем последовал короткий, восхитительный разговор с братом о радости и надежде, которые мы имеем во Христе. Этот человек сказал мне, что уже довольно долгое время верно ходит с Богом: «И я не собираюсь менять что-либо по причине того, что я умираю!». Хотя его физическое тело быстро разрушалось, и все, что он знал в этой жизни, отнималось у него, надежда на воскресение оставалась (2 Кор. 4:16). На самом деле, христианская надежда этого человека сейчас была для него более реальной, чем когда-либо прежде.
С его разрешения я возложил руки на этого человека и помолился за него. Затем я выписал его из больницы с достаточным количеством обезболивающих препаратов, чтобы он мог справиться с симптомами по дороге домой. Это было много лет назад. Когда я увижу его в следующий раз, я буду рад, что ему не понадобится врач.
Возможно, нет способа быть полностью готовым к смерти, когда она приходит. Я также видел верующих, охваченных страхом, отчаянием, сомнениями и гневом в конце жизни; враг не пассивен даже в наши угасающие часы. Но хотя христиане встречают смерть по-разному, я так благодарен за то, что Христос никогда не изменяет своей власти над душами своих людей (Иоанна 10:28-29).
Лучший способ подготовиться к смерти — это идти с Христом по жизни один день за другим. Доверяйте Ему сегодня так, как вы хотите доверять Ему в конце. Тогда однажды — как и мой пациент — вы войдете в вечность с верным Богом, который вел вас всю вашу жизнь.
автор — Джоел Чо / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Очень интересная статья. Единственное, что не понравилось — Еккл. 12:1 в переводе ESV: союз «и» стоит не на своем месте, т.е. не в самом начале стиха. Это придает стиху неприятный оттенок: Бог где-то там среди всего прочего, а не центр христианской жизни.