«Конечно, ты знаешь, что я никогда не смогу принять твою веру». Так написала в письме одна моя подруга. Она считала, что верить для нее конституционно невозможно. Многие из моих друзей чувствуют то же самое; возможно, и ваши тоже. Они думают, что они — не верующие люди, а христиане — верующие.
Это образ мышления, который настолько популярен, насколько и абсурден. На самом деле, это дикая нелепость. Потому что я и верующий, и скептик — все зависит от того, в какие вещи меня просят поверить (или усомниться). В то же время моя подруга — верующая (в некоторые вещи) и скептик (в другие). Мы все живем по вере — все мы, все время — поэтому очень важно проанализировать убеждения.
2 типа убеждений
Иногда я классифицирую наши позиции в вере на «повседневные» убеждения и «глубокие» убеждения. «Повседневные» убеждения — это те, которыми мы пользуемся постоянно. Это наши моральные предположения о том, что заставляет мир крутиться, что заставляет людей двигаться, что заставляет общество работать. Мы редко исследуем эти убеждения и почти никогда не стремимся доказать или оправдать их; они просто воздух, которым мы дышим.
Эти убеждения включают такие вещи, как «у человека есть внутренняя ценность«, «общество следует оценивать по тому, как оно относится к своим слабейшим представителям», «сила не означает правоту», «каждый должен иметь право принимать собственные решения в этом мире», «дуга истории длинна, но она склоняется к справедливости» и так далее.
Что вы заметите в этих «повседневных» убеждениях, так это то, насколько широко они распространены. Я придерживаюсь их, мои друзья придерживаются их, кажется, что большинство людей в современном мире придерживаются их. Так что, действительно, нас невероятно объединяет вера, не так ли? Вот только мы не обсудили наши «глубокие» убеждения — наши метафизические и религиозные взгляды на фундаментальную природу реальности. А ведь на этом уровне открывается огромная пропасть.
Глубочайший конфликт
Для атеиста Ричарда Докинза вселенная «не содержит ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». Для Моисея, с другой стороны, «прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными» (Втор. 33:27). Так что выбирайте сами: бесстрастные, грубые силы или вечный Бог с распростертыми руками любви. Что выбрать? Столкновение верований на самом «глубоком» уровне кажется непримиримым.
Учитывая эту огромную разницу, совершенно понятно, почему моя подруга считает себя неспособной к моей вере. Пропасть между «слепым, безжалостным безразличием» и «вечными объятиями» любви кажется непреодолимой. Но, может быть, нам нужно переосмыслить ситуацию. Вместо того чтобы сосредоточиться на пропасти между этими двумя глубочайшими убеждениями, почему бы нам не сосредоточиться на другом несоответствии? Потому что действительно непреодолимая пропасть — это та, которая существует внутри наших друзей-атеистов. Рассмотрим следующие столкновения:
- Мы — умные шимпанзе, обладающие неприкосновенными правами человека.
- Мы — биологические машины для выживания, которые обязаны заботиться о слабых и отверженных.
- Мы цепляемся за ничтожную скалу, мчимся сквозь бессмысленную вселенную к вечному исчезновению, и мы должны оставить эту планету в лучшем состоянии, чем то, в котором мы ее обрели.
- Выживание сильнейших — это самое разумное объяснение человеческой жизни, и Владимир Путин ошибается.
Мои друзья искренне верят во вторую половину всех этих утверждений. Как и я. И эти глубочайшие убеждения формируют нас на всех уровнях — ведь мы ставим на карту свою жизнь, полагаясь на эти убеждения (какими бы недоказуемыми они ни были). Мы все — люди веры. Но настоящее несоответствие, на которое следует обратить внимание, — это не несоответствие между глубочайшими убеждениями атеиста и христианина. Самое сильное противоречие — это противоречие между собственными убеждениями атеиста: пропасть между его самыми сокровенными представлениями и его глубокими убеждениями.
Под влиянием Революции Иисуса
В своей книге «Воздух, которым мы дышим» я беру семь наших самых важных интуитивных представлений и показываю, как они стали общепринятыми:
- Равенство: Мы верим в равный моральный статус каждого члена человеческой семьи, независимо от его звания, расы, религии, пола или сексуальности.
- Сострадание: Мы считаем, что об обществе следует судить по тому, как оно относится к своим самым слабым представителям.
- Согласие: Мы считаем, что сильные мира сего не имеют права навязывать себя другим.
- Просвещение: Мы верим в образование для всех и в его способность преобразовать общество путем убеждения и аргументации, а не силой.
- Наука: Мы верим в науку: ее способность помочь нам понять мир и улучшить нашу жизнь.
- Свобода: Мы верим, что человек не является собственностью и что каждый из нас должен контролировать свою жизнь.
- Прогресс: Мы верим, что дуга истории длинна, но она склоняется к справедливости.
Книга «Воздух, которым мы дышим» рассматривает каждую из этих ценностей в контексте христианской истории, проводя читателя от Бытия до Джорджа Флойда. Мы начинаем с Ветхого Завета, продолжаем в Новом, затем прослеживаем рост ранней церкви, затем средневековое христианство, научную эволюцию, отмену работорговли и далее через Вторую мировую войну и движение за гражданские права до наших дней.
На каждом этапе мы видим, что самые дорогие ценности, которыми мы руководствуемся, вовсе не являются очевидными, естественными или универсальными. Эти ценности в значительной степени неизвестны дохристианским и нехристианским культурам. Каждое из этих убеждений пришло именно через Революцию Иисуса (она же христианство), и они не имеют смысла в отрыве от нее.
Когда у нас возникает искушение сосредоточиться на противоречиях между верующими и неверующими, следует еще раз хорошенько поразмыслить. Каждый человек — верующий. И может быть удивительное согласие в самых главных убеждениях, которых мы придерживаемся, эти недоказуемые ценности, благодаря христианской революции, стали воздухом, которым мы дышим. Но нам нужно идти дальше. Когда мы погружаемся в эти убеждения сердца, мы видим, что самое острое столкновение, которое необходимо разрешить, на самом деле существует внутри нехристианина. Убеждения, которыми дорожат наши друзья (даже если они утверждают, что они неверующие), не имеют под собой никаких оснований, кроме Иисуса Христа. Только Он является прочным основанием. Все остальные основания — это зыбучий песок.
автор — Глен Скривенер / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!