Вы не можете гарантировать, что ваш ребенок будет благочестив

Вы не можете гарантировать, что ваш ребенок будет благочестив

Если бы верующие родители могли контролировать только одну вещь в жизни своего ребенка, мы бы все выбрали одно и то же, не так ли? Во всех нациях, культурах и поколениях одна вещь занимает первое место в молитвенном списке любого родителя-христианина, вытесняя все другие просьбы касательно наших драгоценных сыновей и дочерей: мы хотим, чтобы они знали Иисуса, слушались Его и радовались в Нем.

Разумеется, мы хотим, чтобы наши дети прожили долгую здоровую жизнь. Конечно же, мы хотим, чтобы они учились в школе и взрослели без приставаний и издевательств со стороны своих сверстников. Без сомнения, мы желаем для них успешной карьеры, где бы они ни работали – в офисе или дома. Да, мы хотим, чтобы они женились, вышли замуж, и чтобы у нас – если Бог позволит – были внучата. Но больше, чем внучата – намного больше! – мы хотим, чтобы наши дети любили Господа всем своим сердцем, всею своею душою, силою и разумением (Мф. 22:37).

Мы готовы были бы согласиться, чтобы Бог лишил наших детей 80 лет здоровой жизни (без рака), дипломов с отличием на выпускной церемонии, финансовой стабильности, безопасности и кучи детей, если бы это было необходимо, чтобы наши дети любили Иисуса. Разве не так?

Хороший Отец

В последнее время я совершенно другими глазами читаю историю об Иоафаме и его сыне Ахазе – потому что сам стал отцом. Озия – дедушка Ахаза – царствовал два года над Божьим народом и большую часть своего правления “делал угодное в очах Господних” (2 Пар. 26:4). Но под конец он подвел свою нацию, смутил свою семью, отверг Господа и впал в ужасный грех (2 Пар. 26:16).

Иоафам же, отец Азаха, вместо того чтобы последовать грехам своего отца Озии – возложив, при этом, на него всю вину за свои неудачи, слабости и падения, – просто “делал угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень” (2 Пар. 27:2). Иоафам последовал тому, что было хорошего в его отце, и не стал подражать ему в плохом.

Отец Ахаза не был идеальным, но в отличие от многих других царей Ветхого Завета, история его жизни описана как история благочестия, а не нечестия. Автор пишет: “Силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего” (2 Пар. 27:6).

Сын непослушания

Иоафам умер молодым – ему был только 41 год. И народ посадил на трон его сына, которому было 20 лет. В течение 20 лет Ахаз видел жизнь своего отца, который руководствовался верой. Как же повлиял на него этот хороший и благочестивый пример?

“Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов” (2 Пар. 28:1-2).

Нет никакого оправдания тому, что Ахаз “не делал угодного в очах Господних”. Ахаз не рос без отца с матерью-одиночкой. Его отец не был номинальным верующим, равнодушным к вопросам благочестия. Его отец не только учил сына тому, что является правильным в очах Господа, но и сам поступал так. Однако Ахаз отринул все это – стал рабом греха, сыном непослушания и чадом гнева (Рим. 6:16; Еф. 2:2-3).

Ахаз сделал литые сосуды для Ваала (2 Пар. 28:2). Приносил жертвы и курения ложным богам “на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом” (2 Пар. 28:4) – по всей той земле, которую Бог когда-то пообещал и дал еврейскому народу. Когда за грехи его и всего народа Бог начал посылать на Иудею полчища иноземных войск, Ахаз обратился за помощью к ассирийскому царю, а не Богу (2 Пар. 28:16-18). Он даже опустошил сокровищницу храма, чтобы дать взятку этому царю (2 Пар. 28:21). Затем он “сокрушил сосуды дома Божьего” и “запер двери дома Господнего”. Вместо этого устроил по всему Иерусалиму жертвенники идольские, поклоняясь богам своих же врагов (2 Пар. 28:22-25).

Церемониальные аборты

Этот царский сынок был настолько нечестивым, что даже “проводил сыновей своих черед огонь” (2 Пар. 28:3) – речь идет о серии церемониальных абортов, когда он держал своих младенцев над огнем. Нет сомнения, что Иоафам воспитывал Ахаза лелеять и воспитывать своих детей в страхе Божьем. Конечно же, он учил его первой заповеди:

“Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими” (Втор. 6:4-5).

Но вместо того, чтобы уже своих детей посвятить Богу, Который “человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех” (Исх. 34-6-7), Ахаз принес их в жертву богу, который не мог ни говорить, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать (Пс. 113:13-15) – богу, который “ничтожен” и “не приносит никакой пользы” (Ис. 44:9). Таким образом, ради пустоты Азах убил внуков Иоафама.

Мне всегда было тяжело понять, почему Ахаз отвернулся от веры своего отца. А когда я сам стал отцом, меня это вообще “убивало”. Я вдруг представил вполне возможную картину: после моей смерти мой собственный сын отвергает Иисуса, избрав путь греха, и отказывается рассказывать моим внукам о силе, красоте, мудрости и славе нашего Спасителя. Я могу в течение двадцати лет каждый день учить своего сына, наставлять, говорить о Боге, показывать благочестивый пример, увещевать, призывать – делать это 7 300 дней, а на 7 301 день он может запросто все это отбросить.

Даже не могу думать об этом долго. Сердце не выдерживает.

Что мы можем сделать?

Что же может сделать в подобном случае отец? Бог не требует от отцов (или матерей), чтобы они гарантировали благочестие своих детей на 7 301 день – или даже не первый. Родители не определяют будущее своих детей. Иоафам не мог быть верным “вместо” Ахаза. Он мог лишь быть верным в глазах Ахаза.

Мы не можем взять перед Господом вину своих детей. Только Христос может это сделать (Рим. 3:23-25). Вы не можете дать своей дочери дар покаяния и веры. Только Бог может это сделать (2 Тим. 2:25). Вы не можете вместо своего ребенка совершить те добрые дела, которые Бог предназначил ему выполнять. Только Бог может, действуя в ваших детях (Фил. 2:12-13; Еф. 2:10), произвести плод их собственной веры в Него (Иак. 2:26). И как бы нам порою не было больно и страшно об этом думать, мы просто не можем гарантировать благочестивую жизнь своих детей.

“Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра мой сын (моя дочь) отправится в такой-то город, и проживет там один год, и будет торговать и сохранит свою веру»; вы, которые не знаете, что случится завтра” (Иак. 4:13-14).

Мы не знаем, что будет с нашими детьми. Хотя нам и кажется большую часть времени обратное, мы, в конечном счете, ничего не контролируем в жизни наших детей – даже самой мелочи. Мы не можем диктовать им судьбу. Мы лишь можем, являя верность, обеспечивать их, влиять на них, учить, дисциплинировать, наставлять – но под суверенной родительской опекой Того, Кто является несравненно лучшим Отцом.

Успешные родители

Мы не призваны к хитросплетенным пошаговым методам, обеспечивающим определенный результат в сердцах наших детей. Какими бы обременительными и порою невозможными ни казались наши методы воспитания, наша плотская природа безрассудно предпочитает их тому, чтобы доверить наших чад Ему, Богу. Нет реального успеха в тщательно продуманных процессах воспитания детей. Настоящий успех начинается с первого шага: твердое послушание Божьему Слову, молитвенная зависимость от Божьей силы, полное доверие Божьим планам – и готовность доверить Божьей воле все краткосрочные и долгосрочные (и даже вечные) результаты.

Мы все поддерживаем идею веры в Божьи планы, пока это не касается наших детей – реальной возможности того, что они могут так и не уверовать в Него. В этом есть скрытая ирония, вскрывающая серьезную проблему непослушания Богу. Доверяю ли я Богу настолько, чтобы позволить Ему Самому решать, во что мой ребенок будет верить касательно Бога? Признаюсь, что мысли об этом меня пугают еще больше, чем перспектива стать мучеником из-за своей веры где-нибудь на Ближнем Востоке.

Но если мы хотим вверить Богу будущее наших детей, мы должны сегодня сконцентрироваться на верном выполнении родительских обязанностей и на том, чтобы умолять Господа касаться сердец наших детей и вести их к спасению.

Настоящий Отец вашего ребенка

Свидетельство о рождении может гласить, что наши сыновья и дочери на законном основании зависят от нас, но они в первую очередь – и в конечном итоге – принадлежат Богу. Мы “не отдаем” своих детей Богу, потому что они уже принадлежат и всегда принадлежали Ему. Он задумал их в Своем бесконечном воображении, усердно трудился над ними, созидая их во чреве матери (Пс. 138:13-15), после чего поместил их в этом мире в определенный момент истории (Деян. 17:26). Он запланировал для них каждый день их жизни, когда никого из них еще не было на свете (Псалом 138:16). Мы можем одним утром, проснувшись, решить доверить Богу своих детей, но реальность состоит в том, что Он всегда был их Отцом и никогда не переставал Им быть.

Перед тем, как Иоафам стал благочестивым отцом для Ахаза, ему нужно было «отдать» Ахаза Богу. Подобно Аврааму, который был готов принести в жертву своего драгоценного сына, мы должны твердо верить, что Тот, Кто призывает нас к чему-то или готовит для нас какие-то испытания, позаботится обо всем. Он может выбрать для наших детей то, чего сами мы никогда бы не выбрали. А может дать именно то, чего мы просили. Но Его выбор никогда не будет плохим, неверным. Он ответит на любую нашу нужду!

автор — Маршалл Сигал /  Desiring God

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!