Христиане и «неспасенные»: два взгляда на людей из церкви

Джон МакАртур и Рик Уоррен

Джон МакАртур и Рик Уоррен

Статья представляет собой сравнительный анализ проповедей Джона МакАртура и Рика Уоррена (были взяты по 25 проповедей от каждого проповедника) на предмет того, как в них представлены люди за пределами христианской общины, и как оба пастора наставляют членов своих церквей строить отношения с «внешними».

Я избрал эту тему по той причине, что как Джон МакАртур, так и Рик Уоррен оказывают значительное влияние на церкви Российского союза ЕХБ. Десятки книг и комментариев, написанных МакАртуром, были переведены на русский язык. Филиал «Семинарии Учителя» (Master’s Seminary), открытый в Самаре, на протяжении многих лет подготовил десятки проповедников и пасторов, хотя во многих случаях влияние этой школы больше служило предметом споров и разделений, чем созидания (в особенности в связи с вопросами кальвинизма / арминианства). Тем не менее, многие российские пасторы высоко ценят МакАртура за его акцент на изъяснительной проповеди и бескомпромиссную преданность авторитету Писания и традиционным моральным ценностям.

Книга Рика Уоррена «Целеустремленная церковь» была переведена на русский язык около двадцати лет назад. За ней последовали несколько других книг, написанных этим пастором.

Хотя многие служители Российского Союза ЕХБ отвергли его подход как «иностранный» и «слишком прагматичный», для множества молодых лидеров эта книга стала своего рода пособием по тому, как вести поместную церковь к наибольшей реализации ее потенциала. Сегодня команда служителей из церкви Уоррена работает над основанием нескольких церквей в России в рамках проекта PEACE церкви Саддлбэк.

Несколько упрощая, можно сказать, что эти проповедники являются вдохновителями двух противоположных тенденций, различимых сегодня в российских баптистских церквях.

Первая – это тяготение к фундаментализму с упором на «правильные доктрины»; ее еще одним ярким представителем является Джон Пайпер. Вторая тенденция — открытая к «ищущим», ориентированная на культуру. Еще одним вдохновителем здесь выступает Билл Хайбелс.

Учитывая существующую напряженность между двумя тенденциями, я проанализирую отношение обоих проповедников к людям вне церкви с тем, чтобы оценить их потенциальное влияние на богословие и практику миссии российских баптистов. Прежде всего, я обращу внимание на два различных подхода к проповеди в целом. Затем я исследую богословские предпосылки, с позиции которых каждый из проповедников определяет концепции «мира» и «культуры». После этого я сфокусируюсь на том, как они изображают людей вне христианской общины в своих проповедях. В заключении я предложу краткие итоги и возможное применение результатов исследования в российском контексте.

Ввиду ограниченного количества проповедей (по 25 от каждого проповедника), произнесенных по разным поводам на протяжении длительного периода времени (некоторые проповеди Дж. МакАртура датируются 1969 годом), трудно сделать окончательные выводы относительно взглядов этих проповедников. Чтобы скорректировать результаты, представленные в данной статье, требуется дальнейшее исследование с большим объемом материала.

 

«Верность в преподавании» и «актуальность в переводе» Слова

 

Первое впечатление при сравнении проповедей Джона МакАртура (ДМ) и Рика Уоррена (РУ) заключается в том, что мы имеем дело с двумя различными подходами к проповеди в целом. В особенности, это касается отношения обеих проповедников к культуре. Такое заключение основано на нескольких наблюдениях.

Во-первых, это выбор тем для проповедей. Если у ДМ это почти исключительно библейские или богословские темы, у РУ они обычно почерпнуты из жизни членов его церкви или культуры вообще. Вот некоторые примеры:

Джон МакАртур:

«Признаки Божьих детей»
«Сатана»
«Победа над смертью»
«Величайшая из тем – слава Божья»
«Образ невидимого Бога»
«О послушании властям»
«Благовестие миру»
«Необходимые составляющие спасительной веры».

 

Рик Уоррен:

«Божье лекарство от беспокойства»
«Слово к работоголикам»
«Прими Божью цель для твоей жизни»
«Исцеление после жизненных бед»
«Как слышать, что говорит Бог»
«Следуй Божьему финансовому плану»
«Не соглашайся на подделки»
«Что особенного в Рождестве».

Второе наблюдение относится к содержанию и структуре проповедей. Типичная проповедь ДМ – изъяснительная (экспозиционная): она начинается с библейского текста или доктринального вопроса, затем следует более или менее детальная экзегетика, занимающая около 80% проповеди. Во время проповеди ДМ часто обращается к греческим и еврейским словам, приводит необходимую историческую информацию, и сопоставляет несколько библейских текстов, касающихся изучаемой темы. Главная мысль проповеди обычно иллюстрируется кратким сравнением или цитатой, затем предлагается специфическое применение для членов общины. Расширенная иллюстрация обычно предлагается ближе к концу проповеди и предваряет практические наставления (около 7–8% текста проповеди) и молитву.

В отличие от подхода ДМ, типичная проповедь РУ почти всегда тематическая. Она начинается с «экзистенционального» вопроса, с которым, как считает проповедник, его слушатели пытаются разобраться (цель жизни, страх перед будущим, нужда в принятии другими людьми, и т.д.). Начальный вопрос ведет проповедника к тексту или, в большинстве случаев, к цепочке текстов, касающихся темы. Историческая и лингвистическая информация минимальна и используется лишь для того, чтобы прояснить сложный текст или подчеркнуть какую-либо мысль. Почти каждая вторая проповедь (12 из 25) включает свидетельство «из рядов», когда один-два человека проходят вперед и делятся личным опытом, иллюстрируя идею и/или применение проповеди. Такой прием делает кафедру менее «официальной» и, соответственно, менее отделенной от «обычных» людей, посещающих Саддлбэк.

Третье, это выбор переводов Библии, используемых проповедниками. В своих ранних проповедях МакАртур всегда пользуется Библией короля Иакова (KJB), а недавние основаны на Новой Американской Стандартной Библии (NASB).

Уоррен обычно проповедует из Новой Международной Версии (NIV), хотя нередко прибегает и к другим переводам: Living Bible, Amplified Bible, and New Century Version. Во многих проповедях РУ приводит несколько версий одного и того же текста, стараясь сделать его настолько ясным, насколько это возможно. Кроме того, он зачастую перефразирует текст, стараясь сделать его понятным слушателям:

«Обратите внимание на следующий стих: «Все, абсолютно все, началось в Нем и находит в Нем свою цель“. Позвольте обобщить сказанное, чтобы сделать этот текст совершенно ясным. Прежде всего, вы были созданы Богом и для Бога. Пока вы этого не поймете, у вашей жизни не будет смысла» («Прими Божью цель для твоей жизни»).

Стараясь уменьшить дистанцию между слушателями и текстом, РУ часто прибегает к анахронизмам: «Богатый молодой руководитель подошел к Иисусу. Это был яппи… Иисус знал, что именно служилом идолом в его жизни — его банковский счет» («Не соглашайтесь на подделки»).

Пользуясь известной метафорой Джона Стотта, можно сказать, что ДМ и РУ строят мост с разных сторон. МакАртур воспринимает себя как «верного проповедника», чья задача состоит в том, чтобы отстаивать и верно преподносить доктрины христианской веры (см. «Эпитафию верного проповедника»), в то время как Уоррен пытается соотнести Евангелие с повседневной жизнью обычных людей, борющихся с жизненными проблемами. Эти два подхода можно назвать «верность в передаче» и «актуальность в переводе» Слова.

Многие из проповедей ДМ полемичны и направлены против какого-либо искажения Евангелия. Он достаточно часто пользуется понятиями «ересь» (7 примеров), «лжеучители» (более 30), «лжебратья» и «ложная вера» (9). Уоррен никогда не упоминает ересь и говорит о лжеучителях лишь однажды. Слово «доктрина» тоже никогда не звучит в его проповедях (у ДМ 23 раза).

 

Богословские предпосылки: две концепции «мира»

 

Джон МакАртур

Прежде, чем перейти к оценке взглядов каждого проповедника на людей вне церкви, есть смысл обратить внимание на их представление о мире (в смысле человеческого общества или культуры в целом). С точки зрения МакАртура мир находится под господством сатаны:

«Он управляет этим миром, если вы этого еще не знаете. Он князь этого мира, он бог этого мира, он правитель этого настоящего века. Весь мир находится в руках лукавого, словно спящий младенец… И дьявол управляет мировой системой» («Сатана»).

Отсюда естественно следует его понимание человеческой культуры, общества и его институтов:

«(Сатана) захватил СМИ этого мира… все они принадлежат ему… фильмы, газеты большей частью, школы, образовательная система, книги… всякая вещь в системе этого мира находится в руках сатаны, за исключением того, что посвящено Иисусу Христу. Нет нейтральной территории, друзья. Одним словом, никто не может заниматься чисто нейтральной деятельностью» («Сатана»).

По этой причине ДМ не заинтересован в каком-либо диалоге с культурой, особенно современной. Он практически никогда не цитирует современных мыслителей, актеров, писателей, политиков или других деятелей культуры. Если упоминается какая-нибудь влиятельная личность, то это почти всегда представители прошедших веков: Сократ, Платон, Микеланджело, Да Винчи, Наполеон, Данте, Мильтон, Бенджамин Франклин и некоторые другие. ДМ черпает цитаты из христианских гимнов, трудов епископа Бергероффа, Томаса Грэя, Чарльза Сперджена, С.Д. Гордона, шотландского реформатора Ричарда Камерона, миссионеров в Индии в XIX веке и т.п.

МакАртур также никогда не упоминает Голливуд, а единственные три упоминания о фильмах находятся в одной и той же проповеди «Сатана». Его редкие упоминания о телевидении появляются в контексте критики некоего известного, но не названного телеевангелиста. Искусство упоминается в связи с тем, чтобы подтвердить его «дегенеративную» природу и бесполезность для спасения. Современная музыка «дегенеративна», поэтому ДМ делает саркастические комментарии в адрес церквей, желающих «казаться актуальными» и иметь «лучшую рок-н-ролл группу для поколения, восставшего против классической музыки» («Церковь, которой можно гордиться»). Вот характерное высказывание:

«Музыка стала площадкой для дегенератов. Впрочем, не только музыка — все искусства, — но именно музыка окончательно выродилась в нашей культуре, как с точки зрения композиции и исполнения, так и с точки зрения тех, кто ее исполняет» («Музыка, исполненная Духом»).

Наука упоминается лишь тогда, когда она помогает доказать воскресение Христа. Никакие другие исследования, обзоры или (светская) статистика не приводится. СМИ и образование представляются рупором сатанинской лжи:

«Я смотрю на этот мир во всем его смятении, хаосе и потерянности и слышу весь идиотизм, который вываливается на нас во имя человеческой философии, и всю глупость, которая исходит из СМИ, и всю ложь, ошибочные ответы и ложные мнения…» («Признаки истинно духовного служения – 3»).

«(Сатана) прячется в нашем полубогословии. Он прячется в нашей философии и нашей образовательной системе. Во всех СМИ мира, вот где сатана… Сам мир – это инструмент, через который действует сатана» («Сатана»).

Безусловно, МакАртур допускает существование нейтральных элементов в культуре:

«Конечно, есть вещи, которые предназначены для нашего здоровья, для тела, для душевного наслаждения, которые не имеют моральной значимости, и даны нам Богом для наслаждения. Но все, что имеет нравственную подоплеку, либо за Бога, либо против Бога» («Сатана»).

Однако, в свете его понимания эсхатологии, эти нейтральные элементы не имеют никакой пребывающей ценности. Бог уничтожит человеческие культуры — только вечные реалии имеют значение.

«По мере того как падший мир развращается все глубже и глубже, он приближается к тому дню, когда Господь вернется, чтобы уничтожить этот мир и создать новое небо и новую землю. А сейчас музыка вырождается вместе с человечеством» («Музыка, исполненная духа»).

«Апостол Павел заботится о Боге, Христе, Святом Духе и человеческих душах, которые бессмертны. Все же имущество, идеи, системы, стандарты, амбиции, достижения, принадлежащие преходящему миру, не имеют для него ни малейшего значения» («Секреты стойкости»).

Таким образом, в соответствии с своим пониманием посланий Павла (который, по признанию ДМ, является его «духовным героем, образцом для подражания») («Заботы истинного пастора»), МакАртур убежден, предстоящий апокалипсис делает всякую культурную деятельность «бессмысленной и пустой» («Благовестие миру»). Не стоит тратить время, жизнь, таланты, энергию и ресурсы на «материальные, мирские… вещи, которые сгорят» (там же). Более того, даже просить о них в молитве может означать противление воле Божьей:

«Когда вы просите о материальных вещах: машинах, домах, деньгах, здоровье и так далее, вы в буквальном смысле становитесь прелюбодеями… А поступая так, вы становитесь врагами Богу» («Молитва как высшая форма поклонения»).

Итак, взгляд ДМ на культуру в целом имеет скорее негативную, чем позитивную окраску, поэтому какое-либо взаимодействие верующих с миром не поощряется. Даже если не все мирское обязательно греховно, оно преходяще, бренно и материально, и как таковое, резко противоположно вечному и духовному.

 

Рик Уоррен

Если от описанного типа богословия перейти к проповедям Рика Уоррена, сразу становится заметным его более позитивный взгляд на мир. РУ почти всегда использует это слово в положительном смысле: мир является творением Бога, Который любит и хранит его. Ни разу Уоррен не говорит, что сатана управляет миром. Все упоминания сатаны (37) и дьявола (33) относятся к его действиям в качестве искусителя в жизни верующих: он «обвиняет, клевещет, соблазняет, искушает, осуждает, извращает, обольщает» и т.п., но при этом не воспринимается как правитель падшего мира.

Безусловно, РУ неоднократно подчеркивает тот факт, что мы живем в несовершенном мире. Проблема, однако, заключается в ценностях и решениях людей, поэтому Уоррен направляет свои негативные комментарии в основном по отношению к своей концепции общества. Это общество «всепозволяющее», «потворствующее», «жестокое», жизнь в нем подобна «крысиным гонкам».

«Библия говорит, что этот мир не совершенен. Поскольку в нем есть грех, люди делают зло и страдают от последствий своих действий» («Восстановление после жизненных бед»).

«Наше общество разбито и опускается все ниже по той причине, что люди не следуют по правильному пути, который наметил для нас Бог. Благая весть состоит в том, что путь праведности одновременно является и путем исцеления» («Божье лекарство от нерешительности»).

Суть греха, согласно Уоррену, заключается в том, что дары, данные Богом, используются неправильно или занимают место самого Бога. «Что такое идол? Идол – это все, что угодно, что отвлекает взгляд от Бога и фокусирует его на чем-то другом. Когда что-либо, кроме Бога, занимает в жизни первое место, то это идол, каким бы хорошим это ни было» («Не соглашайся на подделки»). Однако сами по себе наши желания и удовольствия в большинстве своем хороши.

«Невозможно жить без желания есть, пить, спать, без полового влечения, без стремления завершить начатое. Бог вложил в нас эти желания, это Его благие дары. Но любое желание, вышедшее из-под контроля, становится разрушительным» («Как победить искушения»).

РУ часто иллюстрирует эту мысль на примере сексуальных отношений (33 раза в 25 проповедях). В отличие от него, ДМ не упоминает секс, и все 10 примеров использования прилагательного «сексуальный» употребляются только в фразе «сексуальный грех и аморальность».

Поскольку зло заключается не в желаниях и не культурных учреждениях как таковых, а в том, как люди используют их или злоупотребляют ими, Уоррен не осуждает культурную деятельность. Для него человеческие достижения, такие как открытие второго фронта или полет человека на Луну, имеют большое значение, хотя и блекнут в сравнении с Рождеством («Что особенного в Рождестве»). Богатство хорошо, если не замещает собой Бога («Как услышать, что говорит Бог»).

Так как человеческая жизнь во всей ее полноте важна для Бога, Он заботится о всех ее сторонах: медицинские выплаты, ипотека, финансовые потребности («Божье лекарство от беспокойства»). Это подтверждается свидетельствами, которыми делятся члены церкви РУ, когда выходят вперед, чтобы рассказать о том, как Бог участвовал в их повседневных заботах: продаже или покупке дома, поиске работы, лечении рака и т.п. Далее, говоря о профессии или призвании, Уоррен убежден, что Бог может использовать христианина в какой угодно сфере, «чтобы изменить что-то в этом мире» («Следуй Божьему финансовому плану»).

Если вы умеете хорошо планировать, то ваше служение в жизни будет включать планирование. Если вы хороши в рисовании, или написании, или хорошо разбираетесь в цифрах или в руководстве, то ваша жизнь, ваша карьера, ваше служение, ваша ниша в этом мире использует то, чем наделил вас Бог («Как распознать Божий голос»).

Такое понимание культуры дает РУ свободу приводить примеры практически из любой сферы жизни. Он говорит о гольфе, фильмах, полицейских, фермерах, пляжах, журнале «Тайм», цитирует современных философов. Как минимум однажды он цитирует голливудскую актрису (в позитивном ключе), упоминает Клинтона и Буша, Элвиса Пресли, Тома Снайдера, Оскара Уайльда, Бобби Лича, спортивный мир, работу, служебные автомобили, Индиану Джонса и т.д.

Почти в каждой проповеди РУ ссылается на опросы, статистику или другие исследования, светские или церковные. Что касается науки, отвергающей Бога, РУ делает замечание о том, что это происходит по причине «мирской гордости», которая использует «псевдонаучные аргументы» («Что особенного в Рождестве»). Он часто использует юмор, включая культурно обусловленные шутки о мужчинах и женщинах.

С другой стороны, Уоррен настоятельно рекомендует христианам практиковать осторожность и воздержание в том, как они пользуются культурой. Это подразумевает необходимость «хранить своих мысли» и отказываться от просмотра «определенных фильмов и ТВ-шоу» («Укрепление брака»). Это также умение критически оценивать, что общество предлагает («Не соглашайся на подделки»), способность видеть культурные «мифы» такими, какими они являются на самом деле («Следуй Божьему финансовому плану»). Следовательно, в отношении того, как христиане должны взаимодействовать с культурой, они нуждаются в зрелости, а не в том, чтобы всецело избегать ее.

 

Люди за пределами церкви

 

Джон МакАртур

Взгляд МакАртура на человечество согласуется с его взглядом на мир: «Каждый неспасенный человек в этом мире управляется сатаной… Нет нейтральной территории» «Сатана». Таким образом, мы видим дуалистическую картину, в которой человечество разделено на две группы:

«Посмотрите, как Павел изображает перед нами два семейных портрета: на одном сатана и все его дети, на другом Бог и все его дети. Теперь посмотрите на различия между ними» («Признаки детей Божьих»).

Богословие ДМ подчинено дедуктивной логике: он понимает отдельные библейские утверждения о человечестве как всеобщие и делает из них универсальные выводы. К примеру, словам Иисуса к иудейским лидерам в Ин. 8:44 («ваш отец диавол») дается универсальное применение.

С точки зрения нравственности, «неспасенный человек не может выбрать совершение добра. Знаете ли вы об этом? Неспасенный человек поступает неправильно всегда и все время» («Признаки детей Божьих»).

В равной степени, они неспособны познать Бога: «Вы видите, что мир не имеет никаких способностей понять Бога или познать Христа (там же). ДМ иллюстрирует этот пункт с помощью несколько удручающей аналогии:

«Я никогда не забуду мать, которая не могла принять то, что ее ребенок умер. Склонившись, она стала похлопывать ребенка по маленьким щекам и целовать его в лицо. Но ничего не происходило: ребенок не узнавал своей матери. Совсем. И как вы понимаете, на то была причина — он был мертв. Так и апостол Павел говорит в Ефесянам 2:1, что неспасенный человек мертв. И он не может познать Бога и Его детей» («Признаки детей Божьих»).

Поскольку невозможность познать Бога означает и неспособность распознать детей Божьих, христиане должны ожидать, что их не будут «узнавать» (т.е. признавать, понимать или принимать) неверующие. В противном случае их следование за Господом ставится под вопрос: «И мир не должен признавать вас. Если же мир признает вас, проверьте свои отношения любви с Богом» (там же).

 

Рик Уоррен

В отличие от МакАртура, Рик Уоррен не думает о человечестве в терминах двух семей или групп. Напротив, говоря о людях, Уоррен, как правило, идентифицирует себя с человечеством в целом и предпочитает местоимения «мы», «наш» и «нас»:

«На этой неделе весь мир сосредоточится на одном событии – Рождестве. Все станет второстепенным на один период в 24 часа, когда мы будем праздновать Рождество… Что же такого особенного в Рождестве? Это центр нашей истории. Даже наш календарь начинается с упоминания Иисуса Христа» («Что особенного в Рождестве»).

«Вне всяких сомнений, первейшей причиной, создающей проблемы в мире, является незрелость… Мы погружаем себя во всякого рода проблемы, произнося незрелые слова, принимая незрелые решения и поступая незрело. Мы все нуждаемся во взрослении» («Признаки зрелой личности»).

«Мы все знаем, на что способны, поэтому не пытаемся дурачить друг друга, притворяться или обманывать. Мы знаем, что нуждаемся в указателях, если хотим держаться верного пути. Исповедуй свой грех и прими прощение от Бога. Тогда ты сможешь простить самого себя» («Укрепление брака»).

Как можно увидеть из двух последних цитат, предыдущее утверждение истинно даже в тех случаях, когда РУ говорит о грехе. Как правило, он избегает использования юридических категорий, таких как, например, «грешники» и «святые». Первое слово встречается у РУ лишь однажды, когда он называет христиан «прощенными грешниками». Слово «святые» тоже используется лишь однажды, чтобы почтить тех, кто долгое время является членом его общины.

Как Уоррен, так и члены общины, которые делятся свидетельством с его кафедры, подчеркивают, что они обычные люди: «Можно обнаружить, что мы – сами обычные люди с реальными проблемами, которые находят Божьи ответы здесь, в церкви Саддлбэк» («Как позволить Богу действовать через вас – 2»).

Говоря о людях вне церкви, Уоррен, кроме обычного слова «люди», чаще всего пользуется термином «неверующие». С моей точки зрения, он считает это слово предпочтительным по сравнению с такими словами, как «погибшие» или «неспасенные», по той причине, что оно подразумевает выбор со стороны человека. Как упомянуто выше, для Уоррена проблема греха, как и исцеление от него, сводится к личному выбору. Это один из пунктов, в которых его богословие контрастирует с богословием ДМ.

«Бог дал нам свободу выбора, но в ней также и наше величайшее проклятие, потому что мы слишком часто принимаем неверные решения. А когда я поступаю неправильно, страдают невиновные. Понятно ли это? В этом мире не всегда совершается Божья воля, друзья» («Восстановление после жизненных бед»).

Таким образом, внимание Уоррена сфокусировано на личности. Граница между добром и злом не совпадает с границей между церковью и миром; скорее, можно сказать, что она пролегает в сердце и волевой способности каждого человека. Поэтому нравственные предписания РУ обращены к личному выбору слушателей.

 

Церковь и неспасенные

 

Джон МакАртур

Как МакАртур, так и Уоррен, считают, что церковь – это община верующих, отвернувшихся от греха и доверившихся Христу. Тем не менее, когда речь идет об отношениях между церковью и внешними, на поверхность всплывают достаточно резкие отличия.

Для ДМ важно подчеркивать то, чем церковь отличается от остальных людей: «несомненно, есть ряд признаков, которые отделяют церковь от всего прочего мира и делают ее уникальной» («Признаки Божьих детей»). Затем он перечисляет ряд негативных и позитивных характеристик, отличающих церковь от общества:

«Какой церковью можно гордиться? Это не клуб для неверующих, но собрание искупленных… Это те, кто истинно спасен, а не те, кто, как церковь в Сардисе, лишь назывались живыми, но были мертвы… И не лаодикийцы, которых Господь извергнет из Своих уст, потому что Его от тошнит от них… Церковь не должна быть смесью верующих и неверующих… Это церковь по настоящему искупленных людей… которые собираются для поклонения и назидания» («Церковь, которой можно гордиться»).

В сочетании со взглядами ДМ на мир, представленными выше, такое понимание церкви поощряет отделение верующих от людей, находящихся вне церкви. И в самом деле: «Божья воля есть освящение ваше, то есть отделение» («Увещание к верной церкви»). В некоторых своих проповедях, как можно увидеть, МакАртур призывает христиан не только не иметь никаких серьезных отношений с миром как абстрактным понятием, но и с людьми в нем:

«Вот что говорит апостол: «не любите мира, ни того, что в мире“. У вас нет с ними ничего общего. У вас отношения любви с Богом… Если у вас есть отношения любви с миром, уверяю вас, у вас нет ничего общего с Богом» («Признаки детей Божьих»).

В то же время ДМ убежден, что церковь существует в мире для одной единственной цели — приобретения учеников. «Мы оставлены здесь для того, чтобы приобретать учеников из всех народов. Такую важнейшую задачу поставил перед церковью Бог» («Благовестие миру»).

В своей проповеди, посвященной Великому поручению в Мф. 28:18–20, МакАртур перечисляет несколько качеств, необходимых христианину для осуществления этой цели: посвящение себя, поклонение, покорность, послушание и сила. Интересно, что ни одна из этих характеристик никак не связана с личностями самих неспасенных. Например, в этом списке нет такого качества как сострадание. Возможно, это объясняется акцентом, который ДМ ставит на предызбрании к спасению. Основная мотивация в основе благовестия – послушание Божьему повелению.

Нет ли в учении ДМ противоречия между необходимостью дистанцироваться от мира и повелением идти в мир? МакАртуру удается избежать этого противоречия тем, что, с его точки зрения, Великое поручение сводится к провозглашению. Оно означает «проповедь о смерти и воскресении Христа, о покаянии для прощения грехов, призыв к вере с тем, чтобы сделать слушателя учеником Христа. В этом вся его сущность» («Цена ученичества»).

Поэтому не удивительно, что, говоря о том, как на практике приобретать учеников, ДМ практически не затрагивает вопрос взаимоотношений с людьми вне христианской общины. Так, проповедуя на Мф. 28:18–20, он просто упускает слово «идите», поскольку считает его самоочевидным:

«Как приобретать учеников? Идя, крестя, уча. Порядок очень простой. „Идя“ — говорит Христос, что само собой разумеется. Как вы приобретете учеников, если не идете? Суть не в том, что идут к вам, а вы идете… Все начинается с того, чтобы идти. Но я хотел бы сосредоточиться на второй мысли, а именно, на крещении» («Благовестие миру»).

Провозглашая Евангелие, необходимо обязательно проповедовать его неотъемлемую, но трудно воспринимаемую часть – господство Иисуса Христа.

Подобное легковерие возвращается сегодня… Но вы, благовествуя, должны привести человека к осознанию того, что для спасения и следования за Христом необходимы три шага: отвергнуть себя, взять свой крест и идти за Ним. Вы говорите: «Люди вряд ли купятся на такое». Что ж, если они не примут этого, они не смогут спастись. Мы не можем поменять слова в надежде достичь желаемого эффекта («Необходимые составляющие спасительной веры»).

В сущности, ученичество «…не имеет ничего общего с удовлетворением ваших потребностей. Это не значит получать то, чего вы хотите. Это значит сказать «нет“ всем своим нуждам, желаниям, надеждам, амбициям, мечтам, проектам и планам. Это значит принять Мои планы и желания. Суть ученичества не в удовлетворении, а в жертве» («Для чего Бог стал человеком»).

Конечно же, МакАртур понимает, что многим такое послание будет нелегко принять. «Здесь есть определенная степень отчаяния. Вы скажете: людям будет трудно принять это учение». Но действие Святого Духа в сердцах верующих придает ему надежду: «Конечно, они не согласятся на это, но кто сказал, что спасение легко или вообще возможно без помощи Святого Духа?» («Необходимые составляющие спасительной веры»).

 

Рик Уоррен

Говоря об отношениях членов церкви с внешними, Рик Уоррен выражает свой взгляд с помощью цитаты из Уильяма Темпла: «Церковь – единственное общество, которое существует для блага тех, кто не является его членами. Мы существуем для не себя. Церковь никогда не существовала для себя. Иисус сказал: «Я пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы послужить“» («Как позволить Богу действовать через вас — 2»).

РУ уверен, что цель церкви заключается в том, чтобы «помочь каждому человеку расти духовно, эмоционально, интеллектуально, достигая сбалансированной христианской жизни» («Признаки зрелой личности»). Поэтому, представляя свою поместную церковь, Уоррен акцентирует внимание не на том, что отличает ее от мира, а на том, что делает ее близкой страданиям и искушениям обычных людей.

«Если вы виновны в чем-либо из этого, то Саддлбэк – церковь для вас. Это община прощеных грешников, здесь нет совершенных людей и неуместна самоправедность. Это место, где можно собраться вместе и сообща трудиться, место, куда можно прийти, чтобы найти прощение и исцеление, где можно обрести новую жизнь и сломить силу искушений, которые вы не в силах преодолеть в одиночку, потому что для этого нужна помощь от Бога. Здесь то место, где это возможно, потому что мы трудимся над этим все вместе» («Укрепление брака»).

В проповеди «Как позволить Богу действовать через вас» (которая в значительной мере параллельна проповеди МакАртура «Благовестие миру») Уоррен говорит членам общины, что их жизненная миссия состоит в том, чтобы приводить ко Христу других людей. «Как только вы уверовали, Бог желает, чтобы вы делились своей верой с другими. Он хочет, чтобы вы рассказывали людям о Нем. Он хочет, чтобы вы приводили других людей к Нему точно так же, как кто-то привел вас». При этом, объясняя, почему это важно делать, Уоррен основывает свою мотивацию на состоянии людей вне, а не внутри церкви:

«Почему это важно? Потому что только 11% людей в мире знают Иисуса Христа. Только 11%! Подавляющее большинство людей проживают свою жизнь, не узнав, что Бог любит их, не узнав, что у Бога есть план для их жизни, не узнав, что Иисус Христос умер за них на кресте» (часть 2).

Основным текстом для этой проповеди служит история о расслабленном, которого принесли к Иисусу четверо друзей. Уоррен метафорически применяет эту ситуацию к людям, не знающим Христа, обращаясь к чувствам своих слушателей: «Вокруг нас множество таких расслабленных — миллионы. Три миллиона только здесь, в графстве Оранж. Возьметесь ли вы за их носилки?» («Как позволить Богу действовать через вас – 1»).

В первой части проповеди РУ использует еще один яркий образ: объявление о пропавшем ребенке. Люди вне церкви подобны таким потерявшимся детям: «У Бога их 20 миллионов только здесь, в Калифорнии. Потерянные дети, которых Он любит и ищет, желая вернуть домой» («Как позволить Богу действовать через вас – 2»).

Таким образом, основной мотивацией для благовестия у Уоррена выступает сострадание к людям, живущим без отношений с Христом. Люди нуждаются во Христе, который в силах изменить их жизнь, и именно это побуждает учеников проповедовать Евангелие. Послушание как мотив для благовестия не появляется ни в одной из проповедей, к которым я имел доступ.

«Никто и ничто не может изменить жизнь так, как Иисус Христос. По этой причине мы устраняем все, что отвлекает наше внимание от Него. Именно поэтому мы остаемся сосредоточенными на Нем, потому что нет ничего более важного, чем вечная судьба тех, которых вы любите и знаете, с кем вместе работаете, как впрочем и тех, кого вы не знаете» («Как позволить Богу действовать через вас – 1»).

Когда же вопрос заходит о том, как на практике приобретать людей для Христа, Уоррен убежден, что наилучший способ – строить взаимоотношения с ними.

«Одна из причин, по которой христиане не делятся своей верой, очень проста: они никогда не общаются с людьми вне их церковного круга. Такие христиане всегда в церкви. В последние 3–4 года они ни одного вечера не провели с неверующими. Почему? У них просто нет времени пригласить домой друзей, которые еще не знают Господа» («Как позволить Богу действовать через вас – 1»).

Более того, Уоррен утверждает, что если у вас нет друзей среди неверующих, вы просто не можете уподобляться Христу: «Если у вас нет друзей вне церкви, то это серьезная проблема. Вы слишком много времени проводите с христианами. Бог не планировал, чтобы вы провели всю свою жизнь только с верующими. У вас должно быть несколько неверующих друзей. Можно ли быть похожим на Иисуса, если у вас их нет? Никоим образом» (там же). Жизнь в сугубо христианской среде делает верующих равнодушными по отношению к внешним, что в корне противоречит их призванию. Уоррен прибегает к довольно сильной аналогии для иллюстрации этой мысли:

«Христиане похожи на компост. Если вы сложите их вместе, они начнут издавать неприятный запах. Но если вы разбросаете их вокруг, они принесут много добрых плодов, они удобрят мир. Мы же не хотим, чтобы в церкви плохо пахло… Я бы не хотел, чтобы вы посещали церковь каждый вечер в будние дни («Как позволить Богу действовать через вас – 2»).

РУ призывает слушателей к следующему: «пользуйтесь всем: своим временем, деньгами, энергией, и прилагайте усилия к тому, чтобы помочь людям обрести отношения с Богом. И тогда всю вечность вместе с ними вы будете наслаждаться этими отношениями» («Как позволить Богу действовать через вас – 1»).

Но Уоррен не ограничивается общими призывами: он учит общину конкретным шагам, которые доступны каждому желающему, — молиться о своих друзьях и привести их к Христу. Кроме молитвы, ключом выступает дружба, которая дает большие возможности для представления церкви и Евангелия, как и для преодоления ложных и искаженных стереотипов о христианах и их вере. В соответствии со своим пониманием культуры, РУ призывает членов церкви развивать отношения с неверующими в самых различных обстоятельствах и видах деятельности:

«Может быть, это школьный друг или знакомый, с которым у вас есть общее хобби. Возможно, это человек, с которым вы познакомились в кафе или на пикнике. Это может быть человек, с которым вы играете в одной спортивной команде или посещаете один клуб по интересам» («Как позволить Богу действовать через вас – 2»).

«Здорово, если вы сможете пригласить их на какое-то мероприятие в группе. Это даст им возможность заметить: «Эти верующие вовсе не глупцы и не религиозные фанатики. Они вполне нормальные люди». Таким путем они избавляются от страхов (там же).

Вообще тема страхов и стереотипов у РУ заслуживает отдельного внимания. В отличие от МакАртура, который ограничивается утверждениями о том, что мир не знает детей Божьих, Уоррен демонстрирует глубокую заинтересованность в том, как внешние люди воспринимают христиан и их веру. Довольно часто он прибегает к попыткам развенчать распространенные стереотипы о христианах, которые могут препятствовать людям ответить на призыв Божий. По этой же причине РУ избегает слова «религия», довольно часто используемого МакАртуром. С точки зрения Уоррена, «христианство – это не религия, это — жизнь» («Признаки зрелой личности»).

«Религия не избавит вас от стресса, она не поможет вам перестать беспокоиться. Вам нужна не религия, вам нужны отношения. Вам нужен Пастырь – тот, кто заботится, защищает, направляет и исправляет» («Божье лекарство от беспокойства»).

В целом подход Уоррена состоит в том, чтобы «снизить беспокойства, устранить стены и страхи, которые могут быть у приходящих в церковь» («Как позволить Богу действовать через вас – 2»). Один из способов разрушить подобные страхи – озвучить их от имени ищущих. Уоррен в особенности фокусируется на сложных отрывках Евангелия, которые зачастую понимаются неверно.

«Он может сказать мне нечто сложное. Он может повелеть мне сделать что-то непопулярное. Он может заставить меня делать то, чего я не могу или не хочу делать. Поэтому я боюсь. Если я позволю Богу говорить со мной, я могу превратиться в религиозного фанатика. Я стану как один из этих ненормальных телепроповедников и должен буду носить странную прическу и блестящий костюм. И говорить каким-то странным языком. Поэтому я боюсь. Я боюсь потерять свою свободу. Боюсь лишиться радостей в жизни. Боюсь потерять всю ее полноту» («Как услышать, что говорит Бог»).

С точки зрения Уоррена, такие страхи беспочвенны, потому что Евангелие состоит не в том, чтобы говорить «нет» своим стремлениям, мечтам или желаниям. Напротив, оно есть путь к тому, чтобы обрести единственное истинное удовлетворение в жизни — то, чего люди ищут, но не могут найти без Бога.

«Мир жаждет духовной истины… Они, возможно, не понимают, чем вызвана эта пустота в сердце. Они могут называть ее одиночеством, скукой, страхом, чувством вины, беспокойством или как угодно. Но правда в том, что они нуждаются в Боге. Потому что они созданы для Бога» («Как позволить Богу действовать через вас – 2»).

Все вышесказанное, тем не менее, не означает того, что Уоррен удовлетворяется поверхностной верой или легковерием. На самом деле, он открыто провозглашает господство Иисуса: «Величайшая нужда американских христиан состоит в необходимости заново открыть для себя смысл слов, которые на протяжении веков служили признаком истинно верующего: Иисус есть Господь».

Однако в интерпретации Уоррена учение о господстве Христа звучит несколько иначе, чем у МакАртура. Это не столько «неудобоваримая» часть проповеди о посмертном спасении, сколько, напротив, и есть та самая Благая Весть:

«Может казаться, что враг побеждает, но Иисус – Господь. Может придти мысль, что вы больше не в силах противостоять, но Иисус – Господь. Ваши проблемы могут казаться слишком большими, чтобы справиться с ними, но Иисус – Господь.

Обстоятельства могут обратиться против вас, люди могут препятствовать вам или бороться против вас, но Иисус – Господь. Произносите эти слова, когда вы удручены: Иисус – Господь. Когда вы устали, когда обеспокоены или напуганы: Иисус – Господь.

Говорите это, когда кажется, что следующее поприще уже не пройти. Говорите это, когда вы в горе и не знаете, почему умер близкий вам человек: Иисус – Господь. Сделайте это лейтмотивом своей жизни. Именно это и значит быть верующим («Что особенного в Рождестве»).

 

 

Заключение

 

Предметом этой работы являются различия в акцентах, подчеркиваемых проповедниками Джоном МакАртуром и Риком Уорреном при обучении членов своих общин тому, как воспринимать неверующих и относится к ним. Было предложено, что два проповедника выполняют задачи «построения моста» между слушателями и текстом с противоположных сторон.

В силу своего дедуктивного подхода, ДМ склоняется к негативному восприятию культуры и дуалистическому взгляду на человечество. Таким образом, его слушатели поощряются к отделению от общества, а не к взаимодействию с ним. В то же время им нужно находить возможности для приобретения людей посредством провозглашения Евангелия, повинуясь заповеди Христа.

Рик Уоррен, с другой стороны, придерживается более позитивного взгляда на культуру. Он старается отождествиться с опытом людей, находящихся вне церкви, и соотнести библейскую весть с их переживаниями и нуждами. Слушатели Уоррена поощряются к взаимодействию с неверующими через дружеские отношения, которые могут послужить средством для их спасения. Общество представлено падшим, но открытым для потенциального изменения, потому что Евангелие Иисуса Христа способно преобразовать людей, их ценности и решения.

С моей точки зрения, первый подход обладает значительно меньшим миссионерским потенциалом для баптистских церквей в России и в долгосрочной перспективе может даже стать препятствием для каких-либо серьезных попыток взаимодействовать с обществом ради Евангелия. Дистанцирование от людей и изображение общества преимущественно в черных тонах не только препятствуют российским евангельским верующим творчески использовать новые возможности для благовестия, но и укрепляет «сектантский» образ баптистов, который в прошлом культивировался советской властью и подпитывается сегодня под влиянием националистических элементов в православии.

С другой стороны, диалогическая форма проповеди Рика Уоррена и его богословие взаимодействия с обществом предполагает больше возможностей для служения евангельских христиан в России. Вместо избегания предлагается творческое участие в культуре, основанное на ее библейской оценке. Подобная культурная зрелость не может быть достигнута без взаимодействия с внешними, поэтому евангельским лидерам в России необходимо формировать (и учить людей) здравому библейскому богословию мира и роли церкви в нем, побуждающему христиан к присутствию в обществе во имя Христа, который освещает и «осоляет» общество через них.

Андрей Кравцев
«Богословские размышления», №14 (2013)
http://reflections.e-aaa.info

Взято с baznica.info

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!