Практическое богословие

Практическое богословие

В тени увядающего христианского мира, наша задача состоит в том, чтобы возродить сильный богословский акцент, только чтобы этот акцент не искажал подлинной тонкости всей речи, а особенно речи о Боге.

Я думаю, что основная задача теолога — побудить людей проникнуться следующей идеей: «Как было бы прекрасно увидеть этот мир искупленный Христом». Я всегда старался преподавать теологию так, чтобы она воспринималась как слуга церкви. Так как многие сегодня спрашивают: «Играют ли еще теологи и их деятельность какую нибудь роль в церкви», то по-моему что-то определенно пошло не так.

Отстранение теологии от церкви — не есть что-то новое. На протяжении определенного времени, многие служители не находят необходимым или полезным изучение теологии. Это не удивляет, так как дом теолога — это университет. Это правда, даже если мы преподаем в семинарии. Как результат, теологи пишут, в основном, только для других теологов. Они это делают, используя язык, в котором нелегко узнать основные теологические понятия.

Фрагментация богословских дисциплин только усугубляет проблему. Например, разграничение теологии на различные предметы приводит к представлению, что сама теология есть нечто отдельное от «практических» дисциплин. Так как большую часть жизни я преподавал этику, то никак не мог понять, где мое место среди различных факультетов семинарии.

По-моему, не стоит так сильно разделять систематическую и пасторскую теологию. Это практически не имеет смысла, ведь Томми Лангфорд потративший всю свою жизнь, чтобы помочь методистам понять, что «Теология методистов — это во-первых и в основном упражнение в «практическом богословии». Таким образом, в своей книге «Практическое богословие: Теология Веслианской традиции», Лангфорд описал ни что иное, как развитие живого характера методиста. Под словом «практическое» Лангфорд не имел в виду, «что это работает». Скорее всего, он подразумевал, что методистская теология святости не принесет результата, если не станет практической дисциплиной.

Соответственно, теология это не та дисциплина, которую можно отделить от церковной практики, т.к. теология это одна из основных практик, которые делают церковь церковью. Хоть некоторые области знаний могут быть названы «теорией», теологию нельзя полностью описать этим термином. Наоборот, теология ставит целью преобразование тела и ума церкви посредством того, что мы знаем о Боге и о себе, через изучение Писаний и традиции. Хоть теология это не всегда молитва, если молитва отсутствует, теология рискует стать абстрактной, и как результат — подверженной идеологическому разрушению.

Для того, чтобы понять как теология влияет на святость церкви, нужно представить как данный вопрос связан с развитием теологии в прошлое столетие. Сталкиваясь с вызовом, который бросает так называемая наука, многие христианские теологи считали своей задачей определение основных истин веры. Они как бы отвечали на вопрос: «Во что, из всего этого, мы все еще должны верить?» Понимание было следующим: Нужно объяснить христианскую доктрину на языке, понятном не специалисту. Таким образом, теологические понятия нужно переводить на доступный, без дополнительного обучения язык.

theology2

Такое теологическое задание сопровождалось негативным отношением к церкви. Церковь воспринималась как слишком «консервативная» в доктрине, этике и политике. Основной задачей было перетянуть церковь на «правильную» сторону истории, на ту, которая больше соответствует прогрессивным взглядам современности. Несмотря на некоторые положительные плоды такой попытки сделать церковь «современной», многие не заметили, что эта теологическая стратегия была, по сути «приспособленческой». Я понимаю, тот язык, который я использую выше (что церковь должна быть святой) как раз и является тем типом речи, которая, как ни старайся, не проникнет в глухие уши тех, кто считает себя «современными». Святость в умах многих современных людей имеет привкус надоедливого благочестия или самоправедности. И все же, святость — это что угодно, только не благочестие. Подумайте о Дороти Дэй или Жан Ванье, в которых кто угодно может обнаружить пример настоящей церкви. Святость становится частицей общества, способной давать ему суровых бойцов.

Если я прав, относительно той роли, которую христианам нужно возродить в мире, то теология в церкви может помочь в нескольких направлениях. Первое и главное — теология должна помочь нам обновить лексикон. Если, как я заметил ранее, мы живем эпоху умирающего «христианского мира», тем более становится важной способность христиан бегло говорить на христианском языке. Христианство это не набор верований с практическим применением. Быть христианином значит быть в числе тех, кто, как говорят в Техасе, «знает как правильно говорить». Теология — это церковная дисциплина, призванная помочь христианам выучить грамматику веры.

Возьмем к примеру понятие греха. Это слово не популярно в современном христианском лексиконе. Только фундаменталисты и некоторые евангелисты думают, что можно привлечь людей в церковь, убеждая их в том, что они грешники. Делается утверждение, что человек должен признать себя грешником, чтобы затем принять спасение. Но такой взгляд на грех уделяет греху слишком большую роль в христианской жизни. В отличии от этого, Карл Барт говорит, что само по себе греховно утверждать, что мы сами можем определить что такое грех. Способность человека исповедовать свой грех — уже признак его освобождения. Таким образом, грех лучше описать не как поступок, а как некую силу или зависимость.

Поэтому, заявление типа «Все мы одинаково грешны», которые используются чтобы оправдать свои проступки, неверно, так как не принимает во внимание уровень познания, необходимый для определения конкретных грехов. А такая конкретность может присутствовать только там, где есть названия для конкретных грехов, например: ненависть, похоть убийство. Чтобы, исповедуя конкретные грехи, мы могли примириться друг с другом и  Богом. Грех, осознанный таким образом, есть теологическое достижение, ставшее возможным благодаря решению людей любить друг друга, и при этом говорить правду.

Вот так я вижу основную роль теологии в церкви. Теология — это продукт, разработанный христианством в течение столетий. Который помогает нам высказать мысль, что мы являемся христианами только потому, что верим в то, что Отец сделал через Иисуса Христа, и Дух Святой живет в наших сердцах. «Центр вселенной — Христос». Это веское заявление, способное взволновать воображение любого христианина. Теология же должна помочь воспитать это воображение. В конце концов, нужно пользоваться всеми возможными методами, если мы хотим отстоять истину в мире, который больше не верит в истинность христианства.

Автор — Стенли Хауэрвас / ministrymatters.com
Перевод — Сергей Карпенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!