Эти слова были сказаны как мягкое обличение одним моим другом-пастором несколько лет тому назад. С того времени я не говорил о христианах из других народов как о неевреях.
Какова была его точка зрения? Он пояснил. «Моя идентичность – позитивна, она создана из некоторых этнических корней, библейских корней и Американского влияния. Я являюсь не чем-то «не-», но чем-то позитивно-положительным». Так почему мессианские евреи и язычники продолжают использовать термин «нееврей»? Это по причине того, что некоторые язычники сказали им, что они обижаются, когда их называют «язычники». Они считают, что это слово значит неверующий. Несмотря на это, я бы хотел озвучить призыв использовать слово «язычник».
«Язычник» может быть позитивным словом
Сама Библия использует термин язычник как позитивное слово в самом важном отрывке, имеющем дело с отношениями евреев и язычников в Мессии. Павел говорит братьям по вере, «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников…». Потом он объясняет замечательную роль священника язычников-верующих, дабы заставить ревновать евреев. Это значит, что евреи бы возжелали реальность жизни в Мессии, которую они видят среди язычников, верующих в Йешуа. Это должно идти вместе с решением, озвученным в 15 главе Деяний, решением, которое освобождает язычников от ответственности жить по-еврейски, жить согласно всей Торе. В контексте, «язычники» — это просто представители других наций или этнических групп, которые населяют мир.
Этническая идентичность важна для Бога
Это приводит к важному вопросу. Важно и значимо ли быть частью нации или этнической идентичности, отличной от еврейской? В прошлом, идея гомогенизированного христианства доминировала на Западе. Тем не менее, даже в этом случае исторические церкви поддерживают этнические церемониальные церкви с особыми практиками и литургиями. Существует много других разнообразий этнических церквей. В Деян. 17:26 мы читаем, «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию…» в Отк. 21 мы читаем, что «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою». В этой картине, нации до сих пор существуют в вечности. Каждая нация, племя или люди представлены перед троном в Откр.7. На самом деле, в обещании Аврааму о том, что в его семени благословятся все нации земли — они не будут уничтожены или гомогенизированы. Израиль избран ради других наций.
Подобные мысли привели нашего друга Джона Доусона, президента «Молодежь с миссией», к учению, что Бог ищет возможность искупить разные культуры. Каждая имеет свою красоту, взгляды и различия. Это часть богатства человеческой семьи. Р. Кендел Сулен, в своей монументальной книге, «Бог Израиля и христианская теология», спорит, что различие между евреем и язычником парадигматично. Это открывает нам правду о том, что различие в единстве – желаемо Богом. Это отображено в разнообразии наций.
Дальнейшее размышление докажет любому объективному мыслителю, что этнические и национальные идентичности формируют часть идентичности личностей. Нам нужно меньше думать индивидуалистически, хотя индивидуальность и важна, и признать, что не может быть личности без измерений этничности, которая включает языковые и культурные пути существования. В Бытии, в описании создания, Бог показывает, что Он любит разнообразие. Он создает людей, и нет среди них двух одинаковых. Как часть этого, Он создает обще-этнические идентичности. Каждый язык имеет свой уникальный угол взгляда на реальность. Каждая культура производит свое уникальное искусство и так далее. Юджин Нида, декан библейского перевода, говорит, что каждый язык добавляет обогащающие перспективы в понимание библейской истины.
Этнические выражения библейской веры – обогащают
Библейская вера, когда ей позволяют естественно развиваться, креативно выражена во многих культурных разнообразиях. Как здорово ценить эти разнообразия! Величественная литургия исторических церквей прекрасна в своей глубине и красоте. Она мощно выдвигает наперед значение жертвы Йешуа и значение нашего участия в причастии к Мессии. Великие европейские выражения веры в хоровой музыке, в том числе Григорианские песнопения, классические произведения Баха, а затем композиции Романтической эпохи – несказанно особенны. По своей специфике и культурно они — не еврейские, но в библейском содержании и глубине они беспрецедентны. Кто мог бы отрицать, что существуют прекрасные выражения веры в музыке соул и ритме афро-американских церквей? В самой Африке, некоторые туземные композиции чудесны и поистине трогательны. Мы также наслаждаемся современными стилями поклонения, которые отражают сегодняшние ритмы и инструменты. В визитах в Корею и Японию мы заметили, что они пели западные песни на корейском и японском. Некоторое универсальное выражение — хорошо. Однако, их собственный написанный материал, особенно с японскими и корейскими музыкальными качествами, имел особое помазание. Еврейское поклонение в контексте Нового Завета также чудесно обогащает. Однако, это не единственное достойное выражение.
Призвание язычников в мессианских конгрегациях
Некоторые язычники присоединились к группам мессианских евреев, потому что они считают, что мессианский иудаизм — это идеальная форма Тела Мессии. Хорошо, что язычники понимают Библию в ее оригинальном еврейском контексте. Также хорошо, что они наслаждаются праздниками и еврейскими культурными практиками. На самом деле, это не новый, а хорошо задокументированный феномен первого века. Боящиеся Бога приняли еврейские культурные практики.
Однако, причиной участия язычников в мессианских общинах должно быть не то, что это идеальная форма, а другие выражения являются чем-то меньшим. Человек, неосведомленный богатством христианских выражений и практик, вероятно, будет несправедливо и негативно судить церкви. Некоторые церковные практики более укоренены в еврейских библейских значениях, чем многие себе представляют. Это включает в себя и церковный интерьер, и саму литургию. (Конечно, есть вещи, которые нуждаются в корректировке, как в церквях, так и в иудаизме). Важно, чтобы мы принесли баланс в понимание мессианских общин. Мы должны учить о ценности достойных и креативных практик церквей, находящихся в согласии с Духом Писания. Язычникам важно ценить свое собственное происхождение и этническое наследие, там где оно хорошо. Особенно это касается наследия, связанного с христианством. Это поможет язычникам присоединиться к мессианским общинам по причине особенного призвания в служении нашим людям, вместо того, чтобы считать, будучи мотивированными гордостью, что мессианский иудаизм — это наивысшая форма новозаветной веры, которая должна заменить собою другие формы христианства. (Новая «теология замещения», только наоборот?). Мы, члены мессианских общин, имеем перспективный взгляд благодаря нашим корням, и должны внести свой вклад в общее понимание.
Евреи и язычники в Мессии должны подчеркнуть свое единство, как созданных по образу Бога и рожденных свыше через Йешуа, имея новое сердце и Дух. Мы вместе — Его Невеста. Это наше глубокое единство идентичности в Мессии. Это станет препятствием неправильной этнической гордости, обеспечивая смиренное благодарение за благодать Бога, данную каждой отдельной культуре. Обогащающее разнообразие евреев и язычников, представителей многих народов, всегда будет восхищать нас в вечности с Богом. «Язычник» это сокращенное название для представителей наций. Это включает русских, китайцев, корейцев, французов, немцев, итальянцев, японцев, зулу, майа, индийцев, ассирийцев и т.д. Мой друг был прав. Он не нееврей, но самобытная личность, являющаяся частью этничности, уникально ценной для Бога.
Автор — Daniel Juster / tikkunministries.org
Перевод — ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Павел проповедовал неверующим, поэтому назвал из язычниками. Они ещё принимали спасение
Как у меня часто бывает, зацепит какая-та деталь в статье — и все остальное просто проплывает. Здесь зацепил термин «исторические церкви». Возможно, с точки зрения теолога данный термин допустим. Но с точки зрения историка он некорректен. То, что одна церковь имеет двухтысячелетнюю историю, а другая 500-летнюю, не делает одну церковь исторической, а другую нет: обе исторические. Это как со святостью. С библейской точкие зрения оная либо есть, либо ее нет — она всегда 100%-ная. Поэтому в протестантизме все верующие святые. А в «исторических церквях» есть «святые», «преосвященные», «святейшие» — что с точки зрения Библии является ересью. Так и в исторической науке есть свои ереси.
Как отмечал выше, разная длительность исторических отрезков не делает одну церковь «историчнее» другой. Но здесь необходимо обратить внимание на другой аспект термина «исторические церкви», который обычно акцентируют — апостольское преемство. Авторы расхожего определения апольстольского преемства формулируют его как «непрерывную цепочку архиерейских рукоположений со времён апостолов до наших дней». Здесь ударение на слове «рукоположений». Таком образом, они исключают из данного термина протестантские церкви. Но это только с их колокольни, т.к. протестантские церкви под апостольским преемством подразумевают не рукоположения, а вероучение:
"быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]" (Еф.2:20).
Таким образом, в случае с данным термином мы наблюдаем характерное для «исторических» церквей явление: наполнение формы произвольным содержанием. (Отметим, что подобное явления характерно не только для терминов, но и, например, для многих праздников, имеющих языческие корни). Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием российского религиозного философа В.Ф.Эрна, что выражение историческая церковь — это «обширно распространившаяся аберрация мысли». Правда, хотелось бы возразить, что данный термин существует «благодаря беспомощности церковного сознания». На мой взгляд, существование данного термина является сознательным — чтобы подчеркнуть отсутствие преемства рукоположений у «неисторических» церквей. В связи с этим у меня возникают картины из современного кино, когда в комедиях изображают какого-нибудь диктатора-главнокомандующего, увешанного орденами и медалями с ног до головы. Так и здесь: придумали очередной орден, чтобы было покрасивше.
А если коротко, то можно так:
История — наш!