Задайте себе эти три вопроса, прежде чем критиковать своего пастора

Задайте себе эти три вопроса, прежде чем критиковать своего пастора

Когда мне было 20 лет, в церкви, которую я посещал с самого детства, сменился лидерский состав, а вскоре изменилось и видение служения церкви. В то время я проходил курс изучения Библии и богословия на другом конце страны. Мой опыт лидерства дал мне повод считать себя безгранично компетентным, и я щедро в письме поделился своей мудростью с новым пастором служения.

Мне до сих пор стыдно за то письмо.

Пастор мне не ответил, но полагаю, он никогда его не забудет. Мне так и не удалось завязать с ним отношения, и, похоже, он намеренно держал меня на расстоянии вытянутой руки после этого письма. Я его не виню.

Прошло двадцать лет и я, бывало, сам получал подобные послания. Во время кризиса COVID-19 я получил больше замечаний, чем в любой другой период служения. И я понял, что каждое письмо — это возможность для меня расти в мудрости и смирении. Тем не менее, каждое такое послание требует эмоциональных и духовных затрат.

Все это побудило меня проанализировать то неподобающее письмо, предположив другой путь развития событий. Павел говорит Тимофею, что старейшинам «следует воздавать вдвойне» (1 Тимофею 5:17, совр. пер.). Так как же нам воздавать честь нашим лидерам, когда мы считаем, что они заслуживают замечаний?

Вот три вопроса, которые мне следовало бы себе задать, прежде чем отправлять то письмо.

1. Насколько близки ваши отношения?

Я был едва знаком с тем пастором. Было ли разумным приниматься за критику в моем первом предметном общении с ним?

Иногда, после моих проповедей ко мне подходили прихожане, с которыми я не был знаком, и все о чем они говорили, это то, как мне исправить мои оговорки. Как пастора, меня это ставило в неловкое положение. Я был бы рад принять критику, но прежде всего, я хотел бы знать тех людей.

Вы, как и ваш пастор, являетесь частью поместного тела Христова, и Бог желает, чтобы у вас были как можно более тесные взаимоотношения, — чего, очевидно, гораздо сложнее достичь в больших церквях. Здоровые отношения не могут существовать без доверия. Критика, не основанная на отношениях, в результате затрудняет построение этих отношений. Вы не просто посетитель его церкви, вы партнер Божьей миссии, и вашей первейшей задачей является не увеличение результатов вашей церкви, а налаживание отношений.

Чем меньше вы знаете своего пастора, тем меньше критики должно поступать в его адрес от вас. Прежде чем критиковать, я бы посоветовал познакомиться с вашим пастором: ободрить его и спросить, как вы можете за него молиться.

Консультант Генри Клауд говорит, что в здоровых отношениях на одно критическое замечание должно приходиться не менее пяти существенных поощрений. Прежде чем отправлять сообщение с критикой, сделайте шаг назад и спросите себя: «Дал ли я пять раз высокую оценку пастору?» Лайк на его публикации в Facebook, или некогда в спешке сказанное: «хорошая проповедь» — не в счет. Скорее всего, он об этом даже не помнит. Задумайтесь о том, как вас самого люди старались ободрить, и предположите, как бы вы могли подобным образом ободрить своего пастора.

Дайте ему понять, что вы за него. Служите телу Христа. Вкладывайтесь в Божью миссию в вашей церкви. Затем, когда вы предложите критику, это будет сделано на базе тех отношений, в которых ваш пастор будет знать, что вы на его стороне.

2. Насколько серьезна проблема?

Этот вопрос требует высокой степени самоанализа. Я написал свое письмо, потому что искренне посчитал, что проблема серьезна. По прошествии времени я понял, что все было не так мрачно, как я думал.

Проверьте себя. Если вы расстроены новым служением или вашим пастором, проповедующим в футболке, или его взглядом на отрывок из Писания, проверьте, может быть есть какие-либо другие уважительные причины, стоящие за запуском этого сомнительного служения, столь небрежного стиля одежды или определенной точки зрения по тому или иному месту Писания. Начните с предположения, что «в его лагере» могут быть и другие авторитетные лидеры. Вероятно, проблема не так серьезна, как вы думаете.

Не считайте данную проблему угрозой, обсуждая её со своей домашней группой или друзьями в церкви. Это сплетни, которые приведут только к разделению.

3. Пытаетесь ли вы доказать, что умны?

Уф! Я сам в 20 лет нуждался в этой проверке. И тогда я с этим не согласился бы, но, несомненно, частью моей мотивации при написании того письма было желание доказать своему новому пастору мою богословскую ретивость. Я надеялся, что его уважение ко мне возрастет.

Какая глупость!

Критика никогда не убедит пастора, что вы именно тот, кому можно доверять. Одни из самых опасных людей в собрании — это те, чьи богословские познания обгоняют преобразование их характера. Я предпочту иметь дело с тысячей теологических простаков, отражающих сердце Христа, чем с одним высокомерным гением богословия.

Почтение и поддержка

Быть западным человеком сегодня — значит с подозрением относиться к авторитету и возмущаться теми, кто носит мантию. Однако, образ верующего в Новом Завете — это лидеры-слуги и находящиеся под их руководством верующие, почитающие своих лидеров и друг друга. «В почтительности друг друга предупреждайте» (Римлянам 12:10).

Не следует искажать мои слова в защиту пасторов, которые используют свой авторитет для собственной выгоды или чтобы раздавить своих подопечных. Каждый лидер может использовать критику для роста, независимо от ее источника или намерения. Это моя ответственность — смириться и возрастать от каждого замечания.

Но это не снимает ответственности с того, кто критикует. В 1 Фессалоникийцам 5:11 Павел увещевает: «Поэтому ободряйте и укрепляйте друг друга, что вы и делаете».

Нечто подобное сказано в послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам… увещевая друг друга…» (Евреям 10:24-25).

На нас должна лежать печать ободрения (1 Тимофею 5:1), даже подражания старейшинам в том, как они подражают Христу (Евреям 13:7).

Я молюсь, чтобы путь, которым я веду — и которым сам следую — характеризовался бы ободрением, а не критикой. Поступая так, я смогу укрепить окружающих меня людей и почтить источник всякого ободрения: Иисуса Христа.

Автор — Джон Бисон / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!