Моя подруга в детстве не пропустила ни одной церковной службы. Многие смотрели на нее и умилялись ее духовной зрелости. Для меня же она и вовсе была воплощением благочестия. А через какие-то 10 лет она отступила от веры в Бога и наотрез отказалась возвращаться в лоно церкви. А в ее доме по сей день стены украшают медальки, грамоты и награды за запоминание библейских стихов.
Как такое произошло?
Сегодня посещаемость церквей заметно упала и продолжает снижаться. Многие «христиане» отходят от веры сразу после поступления в колледж или на работу. Различные служения и церкви стараются быть актуальными в жизни тех, кого сегодня называют «поколением миллениума». Целое поколение уходит от Бога, словно Он был модной штучкой однажды, а больше не в тренде.
В чем же связь между запоминанием библейских стихов и снижением посещаемости церквей? Возможно, все дело в том, что мы воспитали целое поколение людей, для которых Иисус – это правильный ответ, а не реальная, живая личность.
В своей серии библейских занятий «Попробовать Бога» Генри Блэкаби называет это «кризисом веры». Поиск по Гуглу выдаст вам огромное количество результатов про людей, которые «теряют свою веру», как в известной песне группы REM. Но как это ни назови, очень много молодых людей переживают сегодня именно это. Они становятся взрослыми, выходят в этот тесный, полный конкуренции мир, и от них ожидают, что они могут объяснить, почему на вопросы они отвечают так, а не иначе. Способность критически мыслить отделяет тех, кто поступает в престижные ВУЗы и получает престижные должности, от остальных. И в таком мире, когда вопросы или сомнения относительно духовной жизни возникают в их умах, эти молодые люди начинают бояться, что они больше не христиане, потому что не в состоянии внятно объяснить окружающим, а главное – самим себе, зачем им это вообще нужно.
Конечно, запоминать библейские стихи – это очень хорошо. Но если не помогать молодым людям устанавливать настоящие взаимоотношения с Создателем, библейские стихи они учат зря. Если даже в государственных школах отказываются от зубрежки, чтобы помочь студентам развивать критическое мышление, то почему бы Церкви не прислушаться к складывающимся тенденциям?
Как все изменить? Самое простое решение звучит так: Иисус вместо ответа на вопросы в нашей голове должен стать истиной в нашем сердце. Умственное знание легко вытесняется. Но истина, укоренившаяся в сердце, очень редко его покидает.
Как же переместить истину об Иисусе из головы в сердце? Никак. Только Бог способен это сделать. А мы можем лишь в этом процессе посодействовать:
1. Задавайте больше вопросов, давайте меньше ответов
Один из любимых способов проповеди у Иисуса – задавать вопросы. В евангелии от Луки Иисус спрашивает учеников: «Что люди говорят обо мне, кем Меня считают?» Он ведь мог просто сказать: «Ребята, а знаете Кто Я? Я – Божий Сын! Обалдеть, правда?» Но Иисус знал, что разжуй Он для них все так, это стало бы знанием в голове. Поэтому Иисус в Своем поиске взаимоотношений с учениками решил, что лучше, если те сами к этому выводу придут. Тогда это будет истина, которая укоренилась в сердце.
Подобным образом и мы, когда учим молодых верующих, должны аккуратнее быть с тем, насколько подробно мы на все их вопросы отвечаем. Ведь поступая таким образом, мы лишаем их возможности узнать ответы напрямую от Бога. Давайте лучше дадим им инструменты для поиска и обретения Бога, как это мы делаем и во всех остальных аспектах жизни. Чем труднее что-то найти, тем больше это ценится.
2. Перестаньте навешивать на людей обязанности в ущерб молитвенной жизни
В современной скоростной жизни мы обрастаем сами и навешиваем на других непомерное количество различных обязанностей. Этот образ жизни и в Церковь пробрался. Во многих общинах есть малая группа, молитвенное собрание, конференция, выезд и вечер поклонения практически каждую неделю.
Куда делся принцип «лучше меньше, да лучше»? Опять же, все эти мероприятия важны и помогают людям встречаться с Богом, и отказываться от них не стоит. Однако, если мы действительно хотим, чтобы молодые люди росли верными последователями Иисуса, дайте им Библию, научите их молиться и отправьте домой в этом практиковаться. Те убеждения, которые они практикой приобретут, помогут им всю жизнь в вере продержаться.
3. Ободряйте тех, кто сомневается
Если вы это читаете и думаете: «Ну, для меня уже все конечно. Поздно мне. Я в своих сомнениях далеко зашел. Не знаю, могу ли я все еще считать себя христианином» – знайте, таких как вы довольно много, и это совсем не значит, что вы не христиане. Лучшая ложь, до которой на сегодняшний момент додумался Сатана, это убеждение, что «если ты сомневаешься в Боге, значит ты – не Его».
Хотите отличный пример? Иоанна Крестителя помните? Какие у него были последние слова, обращенные к Иисусу? «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам другого?» Иоанна тоже мучили сомнения. Кажется, что вся его вера в Иисуса улетучилась в момент. Но Иисус его за это не осудил. Иисус сказал Иоанну идти обратно и «рассказать, что ты слышал и видел – слепые прозревают, хромые ходят, а мертвые воскресают».
Иисус не ободряет Иоанна богословскими выкладками. Ободрение Иисуса в напоминании о том, что Иоанн видел и испытал на себе. Подобным образом и мы, если видим друга в сомнениях, худшее, что мы можем ему предложить – успокаивать его хорошим богословским увещеванием. Богословие проникает в голову, а опыт укореняется в сердце. Поэтому сомневающимся говорите, что нет спешки, чтобы научиться понимать и объяснять Бога, Бога надо познавать. Сердцем.
автор — Люси Гринберг / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!