Выставка неизвестных глиняных табличек с клинописью, относящихся к периоду вавилонского изгнания древних евреев, открылась в Иерусалиме. Более сотни артефактов позволяют пролить свет на повседневную жизнь самой ранней еврейской диаспоры в истории.
По словам археолога профессора Уэйна Горовица, занимавшегося изучением экспонатов, эта коллекция представляет собой важнейший архив древних документов со времен открытия свитков Мертвого моря в 1947 году. Таблички представлены на выставке под названием «На реках вавилонских», открывшейся на минувшей неделе в Музее библейских стран в Иерусалиме, сообщает Haaretz.
Таблички содержат тексты преимущественно административного характера, написанные аккадской клинописью на глине. Благодаря тому, что в Вавилоне был распространен обычай указывать на табличках год царствования находившегося в тот момент у власти монарха, исследователям не пришлось прибегать к методу радиоуглеродного анализа, чтобы датировать артефакты. Все они создавались в период с 572 по 477 год до н. э. Самые ранние были написаны спустя 15 лет после разрушения Первого Иерусалимского храма царем Нововавилонского царства Навуходоносором II из Халдейской династии. Именно Навуходоносор завоевал в 597 году до н. э. Иудею и увел ее жителей в свое царство. Последние представленные на выставке таблички были написаны спустя примерно 60 лет после возвращения части изгнанников в Ханаан, которое разрешил в 538 году завоевавший Вавилон персидский царь Кир Великий.
Об обстоятельствах, при которых были обнаружены таблички, известно очень мало. Археологи предполагают, что их раскопали в 1970-х годах в Южном Ираке, а впоследствии они «всплыли» на международном рынке древностей. Все собрание было разделено на три части. Коллекционер Дэвид Софер приобрел 110 табличек, около половины всего собрания, раскрывающих подробности повседневной жизни вавилонской еврейской общины. Именно эта коллекция представлена в настоящее время в Музее библейских стран.
В табличках приводятся названия нескольких населенных пунктов Вавилонского царства. Примечательно, что один из них называется Аль-Яхуди — тем же словом в вавилонских источниках обозначался Иерусалим. «Для жителей Вавилона это и был Иерусалим, аналогично Нью-Йорку в Северной Америке, названному в честь города Йорк в Англии», — отмечает Уэйн Горовиц. Жителями Аль-Яхуди были евреи, что следует из их имен: Гдалиягу, Ханан, Шалтиель, Нетаниягу. Имя Йалиягу («он поднимется, он вернется») было дано его носителю в честь указа персидского царя Кира, разрешившего иудейским изгнанникам вернуться в Ханаан.
До последнего времени историкам было крайне мало известно о жизни евреев в вавилонском изгнании. Коллекция Софера частично проливает свет на эту страницу еврейской истории. Некоторые таблички соотносятся с текстом Танаха. Книга пророка Иезекииля, например, открывается словами: «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Б-жии». Река Ховар и одноименная деревня упоминаются и в тексте глиняных табличек.
Многие экспонаты представляют собой торговые договоры, сделки об аренде домов и сельскохозяйственных угодий, завещания и так далее. Так, табличка под номером 31 документирует сделку об обмене быка на ослицу, заключенную некими Ирпой Бен-Доха и Ахикамом Бен-Рефаияху. Еще одна табличка свидетельствует о договоре продажи рабыни за три серебряные монеты. Согласно другому документу, Нерияху Бен-Ахикам арендует дом за 10 сиклей серебром.
На некоторых табличках, помимо аккадского письма, присутствуют древнееврейские буквы. «Эти надписи представляют собой древнейшие образцы ивритского письма периода вавилонского пленения», — отмечает Горовиц.
Считается, что из изгнания в Эрец-Исраэль вернулись не все евреи. Около 80 тысяч человек остались в Вавилоне (территория современного Ирака) и образовали одну из древнейших общин в диаспоре, просуществовавшую около 2500 лет — до 1948 года.
Материал подготовила Татьяна Володина
Последнее: 26.07. Спасибо!