Хэллоуин стал вторым по прибыльности коммерческим праздником после Рождества. И этот праздничный день также имеет длинную предысторию. Ученые Ральф и Аделин Линтон пишут:
«Среди всех праздников, которые мы отмечаем сегодня, вряд ли можно найти более странную предысторию, чем у Хэллоуина. Это канун праздника Всех Святых, или Дня Всех Святых, одного из самых торжественных церковных праздников. Но в то же время Хэллоуин поминает о существах и обрядах, с которыми церковь всегда вела войну. Это ночь, когда по улицам разгуливают призраки, феи и гоблины. Мы не сможем понять эту странную смесь, если не погрузимся в историю и не распутаем нити, из которых соткан этот нынешний праздничный узор».
Краткое описание нацелено на то, чтобы оправдать Хэллоуин в его «сатанинском» и варварском происхождении. Хотя темная сторона Хэллоуина, вероятно, недооценена, христиане все же должны признать, что праздник как минимум коренится в языческой культуре и мифических обычаях. Шкала оценки, по которой подобные практики могут отнести к категории «сатанинских», является предметом обсуждения семантики. Является ли, например, римская мифология «сатанинской»? Возможно, что да, а может и нет.
В любом случае, происхождение Хэллоуина, безусловно, лежит в сфере нехристианского спиритуализма. Поэтому христиане должны быть осторожны в своем подходе к Хэллоуину.
Хэллоуин и христиане
Христиане не всегда знали, что им делать с этим праздником явно языческого происхождения. Является ли неопровержимым утверждение, что любой христианин, участвующий в этом празднике, неизбежно подорвет свою веру? Могут ли христиане на культурном уровне участвовать в этом празднике, без каких-либо религиозных повесток? Или для христиан участие в этом празднике — это возможность подчеркнуть определенные аспекты нашей собственной веры?
1. Следует ли христианам отвергнуть Хэллоуин как «дьявольский день»?
Один из наиболее известных недавних примеров христианского взаимодействия с Хэллоуином представил Пэт Робертсон, когда он назвал Хэллоуин «праздником дьявола». Таким образом, он утверждал, что участие в Хэллоуине — это неправильно для христиан.
Полностью отказываясь от этого праздника, Робертсон не задается следующим вопросом: Подразумевает ли эволюция чего-либо, имеющего языческие корни, что его нынешняя — современная — практика считается запятнанной? Как отмечает Альберт Молер, в данном случае произошел переход от языческих ритуалов к чисто коммерческому увлечению темной стороной. Робертсон упускает из виду, что для большинства людей в Америке, Хэллоуин — это конфеты. Четверть всех конфет, продаваемых ежегодно в США, приходится на ночь Хэллоуина! Конечно, вопрос переодевания в костюмы ведьм и гоблинов — тот еще вопрос, но полагать, что надевание страшной маски или нанесение соответствующего макияжа открывает вас для сил зла — немного наивно.
Кроме того, в позиции полного неприятия есть еще две проблемы. Во-первых, люди, настаивающие на отказе от определенных праздников, не вполне последовательны. Следует ли нам отказаться и от других праздников, поскольку люди склонны к невоздержанности и излишествам? Другими словами, если люди склонны к обжорству в День Благодарения или на Рождество, не следует ли нам отказаться и от этих праздников? В конце концов, чревоугодие — это грех. Во-вторых, во многих случаях позиция отвержения предполагает, что зло внешнего мира оскверняет веру христианина. Но Иисус говорит прямо противоположное (Марка 7:21-23). Плод нашей жизни (будь то святость или грех) всегда неразрывно привязан к корню наших сердец. Если наши сердца каким-то образом предрасположены к греху, то мы найдем способ грешить при любых обстоятельствах. Грех действительно развращает, но он не столько «где-то там, в миру», сколько в сердце каждого человека. Позиция отвержения ложно предполагает, что грех — это в основном то, что мы делаем, а не то, кем мы являемся.
2. Могут ли христиане с мудростью принимать участие в Хэллоуине?
Осведомленное понимание истории Хэллоуина и библейская свобода, которую христиане должны использовать в своем взаимодействии с культурой (1 Кор. 10:23-33), приводит нас к выводу, что мы можем полагаться на свою совесть, принимая решение о том, как относиться к этому празднику.
Но даже в этом случае вопрос о том, как христиане должны относиться к Хэллоуину и стоит ли им участвовать в нем, все еще остается непростым. Чтобы плыть по этим волнам, нужно всегда различать чисто культурные аспекты Хэллоуина и его религиозные аспекты. В прошлом церковь пыталась, с разным успехом, придать Хэллоуину религиозный смысл, добавив к нему церковный праздник. Если мы вступаем в бой, нужно проявлять осторожность. Есть большая разница между детьми, наряжающимися в милые костюмы ради получения конфет, и взрослыми вечеринками с непристойными костюмами и прочими крайностями. В таком случае слишком просто вынести поспешное суждение о том, стоит ли нам отвергать или принимать Хэллоуин. Разумеется, не должно быть никакого давления касательно участия в нём.
Для тех же, кого все еще беспокоит историческая ассоциация Хэллоуина со злыми духами, Мартин Лютер дает несколько советов о том, как реагировать на дьявола: «Лучший способ изгнать дьявола, если он не сдается перед текстами Священного Писания, — это насмехаться над ним и пренебрегать им, поскольку он не выносит презрения». Возможно, вместо того, чтобы убегать от тьмы в страхе, нам следует рассматривать Хэллоуин как возможность посмеяться над врагом, чья власть над нами была сломлена.
Автор — Джастин Холкомб / thegospelcoalition.org
Перевод — Юлия Окерешко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Читая Книгу 4 Царств или 2 Пар., меня вначале, ну, если не раздражала, то что-то близко к этому, фраза «Только высоты не были отменены», поскольку так часто она повторялась. Со временем я понял, что подобные чувства эта практика вызывала у Господа на протяжении многих лет. Что же это за высоты? Эта места поклонения языческим богам. Но не только. Там же евреи поклонялись и истинному Богу. И ни царей Иуды, ни свяшенников это не волновало. Пока не появился среди царей Иуды свой Лютер:
"И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»? (4 Цар.18:19-22)
Какая ирония! Язычник даже не понял (а мог ли он понять?): он обвинил царя Езекию в непочитании Бога, в том время как царь принес прекрасную жертву истинному Богу.
Наше время ждет своего Езекию. Или Лютера — кому как угодно. Но высоты должны быть разрушены.