История почти 20-летнего участия США в Афганистане закончилась абсолютной катастрофой. По сути трудно было бы представить себе сценарий хуже нынешнего. Но сейчас предлагаю вам десять мыслей на тему происходящего.
1. Это самый мрачный момент президента Байдена. Проще говоря, когда Байден подвергся критике со стороны CNN и MSNBC, вы знаете, он совершил ужасную ошибку. Только посмотрите на первые абзацы статьи на MSNBC.
«В понедельник президент Джо Байден выступил с обращением к нации о состоянии вывода войск из Афганистана — в основном, можно сказать, он ни о чём не сожалел... Он обвинил в быстрых успехах Талибана по всей стране афганские силы безопасности, которые “не смогли оказать никакого реального сопротивления талибам”.
Но президенту практически нечего было сказать о том, что у всех на уме, — о том, насколько плохо были подготовлены США к блицу Талибана, и о том беззащитном положении, в котором он в результате оставил многих афганцев».
Даже MSNBC не было настроено благодарить президента за его ужасное решение.
2. Никакие слова и оправдания не сотрут из нашей памяти эти душераздирающие картины. Что касается этих картин, процитирую ту же статью: «В течение выходных взлётно-посадочные полосы кишели людьми, надеющимися убежать из страны, некоторые цеплялись за улетающие американские военные самолёты во время взлёта — иногда держась настолько долго, что разбивались насмерть. Ставшие вирусными кадры душераздирающих попыток ухватиться за самолёт сравнивают с выходом США из войны во Вьетнаме».
Мы никогда не сможем забыть увиденное.
3. Наследие Байдена навсегда запомнится в свете его заявлений в июле этого года. Эти слова являются общеизвестными: «Не будет таких обстоятельств, при которых людей будут снимать с крыши посольства Соединённых Штатов в Афганистане» и «Я верю в возможности вооружённых сил Афганистана».
Что тут ещё скажешь.
4. Афганистан — полностью мусульманская страна, просто талибы намного более радикальны и жестоки. Мы обманываем сами себя, если думаем, что битва в Афганистане идёт между модернистским западным демократическим мышлением и фундаменталистским исламом. Напротив, борьба идёт между разными степенями ислама. Как заметил Роберт Спенсер: «В первые годы нашего пребывания в Афганистане, после свержения Талибана, мы приступили к построению государства первоначально с прицелом на установление в Афганистане конституционной республики западного образца. Но эксперты Госдепартамента по внешней политике серьёзно недооценили приверженность афганского народа исламскому праву (шариату) и ужасно обесценили политические аспекты шариата в поддерживаемой исламскими апологетами в США наивной вере в то, что ислам является мирной религией, полностью совместимой с западными светскими моделями управления»
Соответственно, Конституция Афганистана, которую тогдашний президент Афганистана Хамид Карзай официально ратифицировал 26 января 2004... начинается словами: «Мы, народ Афганистана, твёрдо веря во Всемогущего Бога, полагаясь на Его божественную волю и придерживаясь Священной религии ислама...».
Таким образом проблема не в том, что Талибан — мусульмане. Дело в том, что они представляют собой более экстремальную форму ислама, твёрдо придерживающуюся законов шариата в самых его суровых формах.
5. Возможно, нам следует поискать денежный след. Сегодня мне написал коллега, подняв вопрос, о котором редко думают: «У меня лично возникает вопрос о количестве компаний и отдельных лиц, которые стали сверхбогатыми благодаря расходам на оборону за счёт жизней афганцев и американцев. Я много лет дружу с пастором из Аризоны, который является главным исполнительным директором у одного из наибольших оборонных подрядчиков в мире. Он рассказывал мне разные истории о своих лоббистах...»
Согласно изданию Forbes: «За 20 лет, прошедших с 11 сентября 2001 года, Соединённые Штаты потратили более 2 триллионов долларов на войну в Афганистане. Это 300 миллионов долларов в день, каждый день, в течение двух десятилетий... Проще говоря, Дядя Сэм потратил на содержание талибов больше, чем чистые активы Джеффа Безоса, Илона Маска, Била Гейтса и ещё 30 самых богатых миллиардеров Америки вместе взятых».
У всех ли были альтруистические мотивы в призывах к продолжению нашего присутствия в Афганистане?
6. Быстрая победа Талибана придаст смелости исламским террористам по всему миру. Для исламских радикалов это является сигналом того, что Америка, представляющая Запад, слаба и не желает противостоять воле ислама, точно так же, как триумф исламского фундаментализма в Иране при аятолле Хомейни спровоцировал всплеск исламского террора во всём мире.
Уже в июле д-р Саджан Гоэль, аналитик по вопросам безопасности и терроризма, сказал BBC: «Уход Байдена из Афганистана делает неизбежным захват власти талибами и даёт Аль-Каиде возможность восстановить свою сеть до того уровня, когда она сможет снова планировать теракты по всему миру».
7. Зверства уже происходят. Один мой друг опубликовал на Фейсбуке следующее пугающее сообщение от детей христианских миссионеров, живущих в Кабуле: «Только что общался с ними через FaceTime! Они прячутся, окружённые артиллерийским огнём и бомбами. Все прячутся по домам. Талибан забирает женщин и убивает всех, кто сопротивляется им. Они убьют всех иностранцев и всех, кто работал с иностранцами в течение последних 20 лет».
Есть причина того, почему люди буквально цеплялись за военные американские самолёты, покидающие аэропорт.
8. Мы не можем забыть женщин и девочек Афганистана. Уделите всего 45 секунд и посмотрите это видео (см. перевод видео ниже) и никогда не забывайте эти слёзы. Хотя целью Талибана станут конкретные люди (такие, как те, что упомянуты в предыдущем пункте), в целом никто не пострадает так сильно, как женщины и девочки в этой стране. На данный момент их надежды на лучшее будущее рухнули.
Перевод видео: «Мы не в счёт, потому что мы родились в Афганистане. Я не могу прекратить плакать. Мне нужно вытирать слёзы, чтобы записать это видео. Мы никого не волнуем. Мы медленно умрём в истории. Разве это не забавно?»
9. Нам необходимо серьёзно исследовать нашу внешнеполитическую философию. Понятно, что мы атаковали Талибан после 11 сентября, 20 лет назад. В конце концов, они укрывали Усаму бен Ладена, и поэтому друг нашего врага стал нашим врагом.
Но с нашей ошибочной политикой в Ираке, приведшей к национальной нестабильности, геноциду (или изгнанию) сотен тысяч христиан (а также езидов и других), расцвету ИГИЛ, а теперь и полному провалу нашей афганской политики, нам нужно задать себе несколько трудных вопросов. Действительно ли мы знаем, что мы делаем? (Ещё не известно, была бы концовка стратегии Трампа лучше, чем нынешняя ситуация.)
10. Мы не должны забывать о жертвах, принесённых американцами (и другими) в Афганистане. Вот статистика, предоставленная AP News: «Количество американских военнослужащих, убитых в Афганистане до апреля: 2448; контрактников из США: 3846; афганских военнослужащих и полицейских: 66000; прочих военнослужащих, в том числе из стран-членов НАТО: 1144; афганских мирных жителей: 47245; гуманитарных работников: 444; журналистов 72». (Также AP отмечает, что во время конфликта погиб 51191 боец Талибана и других оппозиционеров.)
А как быть со всеми теми, кто отслужил и вернулся в Америку с физическими и эмоциональными ранами? А какую цену заплатили их семьи?
Каким-то образом мы должны сказать тем, кто служил и погиб, что, несмотря на ужасный исход, они пожертвовали собой ради важного дела, желая улучшить жизнь народу Афганистана и желая дать отпор исламскому террору. Несомненно в жертве есть благородство, независимо от конечного результата.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!