1. На самом деле, Моисей никогда не называл их “десятью заповедями”.
Стихи Исх. 20:1-2 начинают одну из самых известных частей Библии — действительно, один из самых важных экземпляров религиозной литературы во всём мире — Десять Заповедей. Как ни странно, они никогда на самом деле не назывались Десятью Заповедями.
Выражение на иврите, которое трижды встречается в Ветхом Завете (Исх. 34:28; Втор. 4:13; 10:4), буквально значит “десять слов”. Вот почему 20-ю главу книги Исход часто называют Декалогом (Десятисловием), где греческое слово дека означает “десять”, логос значит “слово”. Это Десятисловие, которое Бог дал израильтянам на горе Синай — и я бы сказал, что это Десятисловие, которому Господь хочет, чтобы все мы следовали.
2. Они показывают нам, Кто такой Бог.
Закон — это выражение сердца и характера Законодателя. Мы должны подумать об этом прежде, чем скажем “меня не волнуют законы” или ощетинимся при мысли о том, что можно, а чего нельзя делать. Заповеди показывают нам не только то, чего хочет Бог, но и то, каков Бог. Они говорят кое-что о Его чести, Его славе и Его величии. Они говорят нам о том, что важно для Бога. Мы не можем пренебречь законом, не оказав при этом непочтения к Законодателю.
3. Они отделяют нас от мира.
Как христиане, мы — царство священников и народ святой (1 Пет. 2:9). Мы должны быть готовы быть обособленными, выглядеть по-другому и иметь правила, которых мир не понимает. Конечно, мы не всегда являемся святым народом должным образом, но Он призвал нас к этому. Вот, кто мы такие. Мы — Божий народ, отделенные, чтобы жить согласно Божьим путям.
4. Они не лишают нас свободы, а обеспечивают её.
Мы очень часто думаем о Десяти Заповедях как об ограничениях для нас — так, будто Бог всегда будет держать нас в рабстве и удерживать от реализации наших мечтаний и раскрытия нашего потенциала. Мы забываем, что Бог обещает нам жизнь с избытком (Ин. 10:10) и истинную свободу (Ин. 8:32). Его законы, говорится нам в 1 Ин. 5:3, нетяжки.
Бог не пытается подавить нас красной лентой и правилами. Десять Заповедей — это не тюремная решётка, а правила дорожного движения. Возможно, есть анархисты, которые думают, что мир был бы намного лучше без каких-либо правил дорожного движения. Некоторые из нас водят машину так, будто мы — пуп земли! Но даже если вас и мучает нетерпение, когда вы стоите на красный свет и стараетесь проскочить на желтый, разве вы не рады тому, что есть хоть какое-то подобие закона и порядка? Люди останавливаются и идут. Люди притормаживают возле школ. Они останавливаются, чтобы пропустить школьный автобус. Вы бы не могли доехать до продуктового магазина без правил дорожного движения. Когда вы едете как на американских горках через горный перевал, проклинаете ли вы ограждения, которые оберегают вас от верной смерти? Нет, ведь кто-то установил их там за большие деньги, и ради нашего же блага, чтобы мы могли путешествовать свободно и безопасно.
Десять Заповедей — это не инструкция по выходу из Египта. Это правила того, как свободным людям оставаться свободными.
5. Они даны нам не для того, чтобы мы могли заработать спасение.
Некоторые люди рассматривают христианство следующим образом: у Бога есть правила, и если мы следуем этим правилам, Бог будет любить нас и спасёт нас. Но это совершенно не то, что произошло в истории Исхода. Израильтяне были угнетаемым народом, и Бог сказал: “Я услышал ваш плач. Я спасу вас, потому что Я люблю вас. И когда вы будете спасены, свободны и прощены, Я собираюсь дать вам новый образ жизни”.
Спасение — это не награда за послушание; спасение — это причина послушания. Иисус не сказал: “Если вы соблюдете Мои заповеди, Я буду любить вас”. Наоборот, Он первый омыл ноги, а затем сказал: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.” (Ин. 14:15). Все наши дела мы делаем только из-за того, что Он первый сделал для нас.
6. Они заслуживают большего доверия, нежели наша интуиция или нормы общества.
Мы живём в парадоксальное время, когда многие могут сказать: “Ты сам решаешь для себя, что правильно, а что нет”, и те же самые люди будут упрекать других за нарушение любого количества принятых заповедей. Как часть нашей культуры, мы можем быть достаточно свободны и либеральны, когда речь заходит о сексе, но абсолютными фундаменталистами, когда дело доходит до моральных требований сексуальной революции. Старые ругательные слова могут больше не шокировать нас, но теперь есть другие оскорбительные выражения, способные очень быстро изгнать кого-то из вежливой компании. Мы всё ещё остаёмся обществом с моральным кодексом.
Но Библия говорит, что начало мудрости — страх Господень (Притч. 9:10). Чтобы найти моральное наставление, нужно слушать не внутреннюю интуицию, а Бога. Если мы хотим отличать плохое от хорошего, если мы хотим знать, как жить хорошей жизнью, если мы хотим знать, как жить так, чтобы быть благословением для наших друзей и соседей, было бы разумно с нашей стороны жить и действовать по-Божьи, то есть уделять особое внимание Десяти Заповедям.
7. Важнейшие церковные правила основаны на них.
Церковь исторически поставила Десять Заповедей в центр своего служения ученичества, особенно для детей и новообращённых. Веками катехизическое обучение основывалось на трёх вещах: апостольский Символ Веры, Молитва Господня (Отче Наш) и Десять Заповедей.
Другими словами, на протяжении практически всей истории Церкви, когда людей спрашивали: “Как вы развиваете ученичество? Как вы учите своих детей Библии? Что должны знать новообращённые христиане о христианстве?”, их ответ всегда включал Десять Заповедей.
8. Они играют решающую роль в понимании остальной части закона Ветхого Завета.
Хотя Библия действительно не говорит напечатать Десять Заповедей жирным шрифтом, мы не должны недооценивать их особую роль в древнем Израиле. Они пришли от Бога, когда Он говорил с народом лицом к лицу (Втор. 5:1-5), и они пришли с горы Синай из среды огня, облака и мрака громогласно (Втор. 5:22–27). 20-я глава книги Исход знаменует собой буквальный и духовный пик в жизни Израиля. Неудивительно, что скрижали, наряду с манной и жезлом Аарона, были помещены в ковчег завета (Евр. 9:4).
В Ветхом Завете намного больше законов. Но эти первые десять являются основой для остальных. Десять Заповедей — это как конституция для Израиля, а то, что следует за ними, — нормативные акты.
9. Они являются центральными в этике Нового Завета.
Вспомните, например, Марка 10:17. Богатый юноша приходит к Иисусу и спрашивает: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Иисус говорит ему: “Ты знаешь заповеди”. Затем Он перечисляет заповеди со второй скрижали, говорящие об отношении к нашим ближним: “не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать”.
Этим Иисус, конечно, не указывает на путь получения вечной жизни. Мы знаем из продолжения этой истории, что Иисус обрекает этого молодого человека на провал, потому что тот очевидным образом не соблюдал заповедь, пропущенную Иисусом, — “не пожелай” (Мк. 10:20-22). Но примечательно, что, когда Иисусу было необходимо кратко изложить наши обязанности по отношению к ближнему, Он сразу же переходит к Десяти Заповедям.
10. Они всё ещё актуальны для христиан сегодня.
Можем ли мы полностью или идеально исполнять заповеди? Нет. Служат ли они для того, чтобы указать нам на наши грехи и привести нас ко кресту? Безусловно. Но эти заповеди также показывают нам, как жить, как любить ближнего и как любить Бога всем сердцем и всею душой.
Мы всё ещё нуждаемся в Десятисловии, данном на Синае. Изменились ли эти заповеди каким-то образом с приходом Христа? Наверняка изменились, но не были отброшены. Мы больше не можем правильно соблюдать Десять Заповедей, если только мы не делаем это во Христе, с помощью Христа и ради Его величия. Как для новых творений во Христе, закон является не только нашей обязанностью, но и нашей радостью. Если мы хотим любить Христа так, как Он того заслуживает и как Он того желает, мы будем соблюдать Его заповеди (Ин. 14:15).
Автор — Кевин ДеЯнг / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!