Десять заповедей нельзя игнорировать. Важно изучать и понимать их. Но, конечно же, ещё важнее то, что мы соблюдаем их. Бога не впечатляет тщательный интеллектуальный анализ, ставящий Декалог в центр христианского ученичества. Он ожидает от учеников, что они на самом деле будут следовать этим заповедям.
Но по правильным причинам. Стараться изо всех сил исполнять Десять Заповедей с неправильной мотивацией и неправильными целями — это верный путь к тому, чтобы неправильно развивать свои отношения с Богом. Бог дал Свои заповеди, чтобы их можно было соблюдать — не для того, чтобы заработать спасение, а из-за того, кто мы такие, Кто такой Бог, кем Он является для нас, где мы, и что Он сделал.
Причина 1: Кто мы
Не пропустите очевидное: перед 20-й главой книги Исход следует 19-я глава. Бог уже провозгласил израильтян “царством священников и народом святым” (Исх. 19:6). Они — народ отделённый и святой. То же самое истинно и для нас. Как христиане мы тоже являемся царством священников и народом святым (1 Пет. 2:9). Мы должны быть готовы выступать в одиночку, к тому, чтобы выглядеть по-другому, чтобы иметь правила, которых мир не понимает. Конечно, мы не всегда являемся тем святым народом, которым должны быть, но Он призвал нас к этому. Это то, кто мы есть. Мы — Божий народ, отделённый для жизни по Божьим путям.
Причина 2: Кем является сам Бог
Первые стихи в Исх. 20 — это не просто заполнение паузы перед тем, как начнутся заповеди. Они устанавливают то, кто такой Бог, и то, почему мы должны подчиняться Ему. Во 2-м стихе Бог открывает себя как “Господь”, то есть как Яхвэ, их Бог, хранящий завет. Это тот Бог, который проговорил к Моисею в горящем кусте. Это тот Бог, который сказал: “Я есмь Сущий” (Исх. 3:14). Это суверенный, самосущий, самодостаточный, всемогущий создатель Бог. Это Бог десяти казней, Чермного моря и манны в пустыне. Это не тот Бог, к которому можно отнестись легкомысленно. Если вообще существует Бог, и если Он хоть немного похож на того Бога, которого открывает нам Писание, то было бы крайне самонадеянно, глупо и (в любом случае) опасно для нас своими совместными усилиями придумывать свой морально-этический кодекс.
Закон — это выражение сердца и характера Законодателя. Мы должны подумать об этом прежде, чем скажем: “Меня не волнуют законы”, или перед тем, как встать на дыбы из-за того, что можно и нельзя. Заповеди показывают нам не только то, чего хочет Бог; они показывают нам и то, каков Бог. Они говорят кое-что о Его чести, Его достоинстве и Его величии. Они говорят нам о том, что важно для Бога. Мы не можем пренебрегать законом, не проявляя при этом неуважение к Законодателю.
Причина 3: Кто Бог для нас
Бог Десяти Заповедей открывается не только как Господь, но и как “Господь, Бог твой” (Исх. 20:2). Мы его драгоценный удел (Исх. 19:5; 1 Пет. 2:9). Этот Бог абсолютной силы — не капризный тиран, не какое-то эксцентричное божество, обладающее грубой и необузданной властью безо всякой заботы о своих творениях. Он — затрагивающий личность Бог, и во Христе Он всегда за нас (Рим. 8:31). Мы бы до смерти испугались, если бы Бог прогремел с небес: “Я — Господь!” Но божественное самораскрытие на этом не останавливается. Он продолжает и добавляет “...Бог твой”. Он на нашей стороне. Он наш Отец. Он даёт нам заповеди ради нашего блага.
Причина 4: Где мы
Библейское определение свободы — это не “делай, что хочешь”. Свобода — это наслаждение преимуществом делать то, что мы должны. Мы очень часто думаем о Десяти Заповедях как об ограничениях для нас, так, будто бы Божьи пути удерживают нас от рабства и не дают нам осуществлять свои мечты и достигать своего потенциала. Мы забываем, что Бог хочет дать нам жизнь с избытком (Ин. 10:10) и истинную свободу (Ин. 8:32). Его заповеди, как говорится в 1 Ин. 5:3, нетяжки.
Вы думаете, что Десять Заповедей обременительны? А вы знаете, сколько законов в Соединённых Штатах? Это вопрос с подвохом, потому что этого не знает никто! В одних только сборниках, регулирующих право на ношение оружия, порядка 20 тысяч законов. В 2010 году по всей стране на различных уровнях было добавлено около 40 тысяч законов. В Кодексе Соединённых Штатов Америки, который включает в себя только федеральные законы, и в котором нет нормативных положений, более 50 томов. В 2008 году комитет Палаты Представителей попросил Исследовательскую Службу Конгресса подсчитать количество криминальных преступлений в федеральном законе. Они ответили, пять лет спустя, что у них не хватает людей и ресурсов, чтобы ответить на этот запрос.
Бог не пытается раздавить нас бюрократией и правилами. Десять Заповедей — это не тюремная решётка, а правила дорожного движения. Возможно, существуют анархисты, думающие “Мир был бы лучше без ПДД”. Некоторые из нас водят машину так, словно так и есть! Но даже если вас и мучает нетерпение, когда вы стоите на красный свет и стараетесь проскочить на желтый, разве вы не рады тому, что есть хоть какое-то подобие закона и порядка? Люди останавливаются и идут. Люди сбавляют скорость, когда едут мимо школ. Они останавливаются, чтобы пропустить школьные автобусы. Вы бы не доехали до супермаркета без правил. Когда вы едете, как на американских горках, по горному перевалу, проклинаете ли вы защитные ограждения, которые не дают безвременной смерти настигнуть вас? Нет, ведь кто-то поставил их там для нашего блага, чтобы мы могли путешествовать свободно и безопасно.
Десять Заповедей — это не инструкция о том, как выйти из Египта. Это правила для свободных людей о том, как оставаться свободными.
Причина 5: Что Он сделал
Ещё раз обратите внимание на то, что закон приходит после Евангелия — после благой вести об освобождении. Бог не пришёл к людям, когда они были рабами, и не сказал: “У меня есть Десять Заповедей. Я хочу, чтобы вы всё правильно поняли. Я собираюсь вернуться через пять лет, и если вы очистите свою жизнь, я освобожу вас из Египта.” Вот так некоторые люди рассматривают христианство: у Бога есть правила, и если я буду соблюдать их, Бог будет любить меня и спасёт меня. Но в истории Исхода произошло нечто другое. Израильтяне были угнетаемы, и Бог сказал: “Я слышу ваш плач. Я спасу вас, потому что люблю вас. И когда вы будете спасены, свободны и прощены, Я дам вам новый образ жизни”.
Нам нужно услышать это ещё раз: спасение — это не награда за послушание, спасение — это причина послушания. Иисус не говорит: “Если соблюдёте Мои заповеди, Я буду любить вас”. Наоборот, Он первый омыл ноги Своим ученикам и затем сказал: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15). Всё, что мы делаем, мы делаем только из-за того, что Он первый сделал для нас.
Автор — Кевин ДеЯнг / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!