В эпоху, когда все разрешается и ничего не прощается, книга Тима Келлера «Прости: почему я должен и как мне это сделать?» — это очень своевременная книга. Вот 20 цитат о свободе, которую дает настоящее прощение в горьком и разбитом мире.
Прощение — это форма добровольного страдания. Прощая, вместо того чтобы мстить, вы делаете выбор в пользу того, чтобы взять на себя все издержки.
Американская культура, которая противопоставляет самореализацию самопожертвованию, [будет] порождать месть или отчуждение в ответ на любое плохое обращение… В такой культуре прощение рассматривается как ненависть к себе, а месть и гнев считаются искренними.
Как утверждает социолог из Йельского университета Филип Горски, светское предположение, что все вещи должны иметь материальную причину, делает мораль либо продуктом нашей эволюционной биологии, либо порождением нашей культуры, которая всегда направлена на поддержку людей, находящихся у власти. В любом случае, мораль относительна — абсолютов не существует. В таком мировоззрении исповедь и прощение всегда являются чем-то вроде притворства: кто может сказать, что такое грех? Почему я должен чувствовать вину за то, что хочу сделать? Кто ты такой, чтобы утверждать, прощен я или нет?
Библия ставит осуждение рядом с самым известным стихом о любви [Иоанна 3:16]. Другими словами, Библия никогда не показывает, что Божья любовь и гнев противопоставляются друг другу. Более того, Библия говорит нам, что в Боге они не только не находятся в противоречии, но даже не имеют смысла в отрыве друг от друга и, более того, они утверждают друг друга.
Когда мы видим в Библии все упоминания о Божьем гневе, мы инстинктивно представляем, что Божий гнев должен быть подобен нашему, и поэтому отстраняемся. Однако Его гнев — это не уязвленная гордость, как у нас. Бог гневается только на зло, разрушающее то, что Он любит — Его творение и человеческий род, который Он создал для Своей славы и для нашего счастья. Бог — это не просто Бог любви или Бог гнева. Он является и тем, и другим, и если ваше представление о Боге не может включать в себя и то, и другое, то это искажает ваше представление о реальности в целом и о прощении в частности.
Если вы видите только любящего Бога, который никогда не говорит «нет», или видите только гневного Бога, который никогда не говорит «да», это деформирует вашу жизнь… Возможно, слишком упрощенно (но не намного) можно сказать, что если вы верите только в Бога любви, вы будете жить как избалованный ребенок, но если вы верите только в Бога гнева, вы будете жить как обиженный ребенок.
Только понимание того, что сделал Иисус на кресте — доктрина заместительного искупления — может предотвратить духовные искажения… Только эта доктрина удерживает нас от мысли, что Бог в основном свят и обладает некоторой любовью или в основном любит и обладает некоторой святостью, но вместо этого [Он] и свят, и любит в равной степени, взаимозависимо. Только такой взгляд на Бога превращает испорченных или пренебрегаемых в здоровых и любимых.
Библия говорит, что люди, которые спешат защищаться, — это слабейшие, а не сильнейшие.
Это не два вида прощения, а два его аспекта или этапа. Можно было бы сказать, что первое должно происходить всегда, а второе может произойти, но это не всегда возможно. Мировоззренческое прощение может произойти без примирения, но примирение не может произойти, если уже не произошло мировоззренческое прощение.
Светским рамкам… нечего дать раненой совести, чтобы исцелить ее. Им нечего сказать тому, кто считает себя недостойным любви и прощения. Любой человек, увидевший глубину своего греха и то, на что он способен, никогда не будет успокоен присказкой: «Будь добр к себе — ты этого заслуживаешь».
Истинное покаяние начинается там, где заканчивается обеление («На самом деле ничего не произошло») и перекладывание вины («Это была не моя вина»), жалость к себе («Я сожалею о том, чего мне это стоило») и самобичевание («Я буду чувствовать себя настолько ужасно, что уже никто не будет вправе критиковать меня»).
Wraith (англ., слово, созвучное с wrath, то есть гнев — прим. пер.) — старое слово для обозначения призрака, духа, который не может успокоиться. Призраки, согласно легенде, остаются в том месте, где с ними что-то сделали, и они не могут с этим смириться или перестать это переживать. Если вы не справитесь со своим гневом через прощение, гнев может превратить вас в призрака, медленно, но верно превращая вас в беспокойный дух, в того, кем управляет прошлое, в того, кого преследуют призраки.
Если вы не можете простить своих родителей за то, что они сделали, это деформирует ваши отношения с авторитетными людьми. Если у вас есть собственные дети, вы можете перестараться и делать либо больше, либо наоборот, то, что делали ваши родители по отношению к вам. В итоге вы можете воспитать своих детей не в соответствии с их потребностями, а в соответствии со своими собственными.
Если карикатурист хочет выставить кого-нибудь в смешном свете, он может создать карикатуру. Она может взять что-то необычное или немного непривлекательное в лице человека и преувеличить это, сделать это заметным, чтобы человек выглядел глупо. Именно так поступает ваше сердце, когда вас обижают. Вы думаете о человеке одномерно, с точки зрения той единственной вещи, которую он вам сделал. Если кто-то солгал вам, вы говорите себе: «Она солгала, потому что она просто лгунья!». Но если вас когда-нибудь поймают на лжи, и кто-нибудь спросит, почему вы солгали, вы скажете: «Ну да, но это сложно. Я не имел в виду…» Да, вы солгали, но в целом вы хороший человек. И хотя вы продолжаете думать о себе как о трехмерном, сложном человеке, вы продолжаете думать о человеке, который вам солгал, как об одномерном злодее.
Прощение не противоположно стремлению к истинной справедливости. Оно, помимо всего прочего, является его предпосылкой.
Прощение дается (часто за долгое время) до того, как его почувствуют — а не так, что его чувствуют до того, как его дадут. Это обещание не взыскивать цену греха с человека, который причинил вам боль… Скорее всего, вы всегда думали: «Ну, я должен почувствовать это, прежде чем даровать его. Я должен начать чувствовать себя менее злым, прежде чем я начну не считать их ответственными». Если вы ждете, чтобы почувствовать прощение, прежде чем предоставить его, вы никогда его не предоставите; вы будете находиться в тюрьме гнева.
Можно внутренне простить, не будучи в состоянии примириться с обидчиком. Однако тот, кто действительно прощает от сердца, будет открыт и готов к примирению.
Если отношения испортились, то вы всегда должны инициировать их восстановление. Матфея 5 говорит: «Если брат твой имеет что-нибудь против тебя, иди к нему», а Матфея 18 говорит: «Если ты имеешь что-нибудь против брата твоего, иди к нему», поэтому неважно, кто начал. Христианин несет ответственность за начало процесса примирения, независимо от того, как началось отчуждение.
Зло побеждает, когда через вас оно помогает преступнику в его самооправдании. Если вы сохраняете гнев, холодность и недоброжелательность по отношению к обидчикам, это может помочь им чувствовать себя более оправданными. Они говорят себе, какой вы жестокий человек и как вы это заслужили. Если мы не побеждаем зло через прощение, зло побеждает — в мире, в преступнике, в вас.
Трудно сердиться на кого-то, если вы молитесь за него. Также трудно не сердиться, если вы чувствуете превосходство, и трудно чувствовать превосходство, если вы молитесь за этого человека, поскольку в молитве вы обращаетесь к Богу как прощенный грешник.
автор — Мэтт Сметурст / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!