У некоторых людей Протестантская Реформация вызывает в воображении картину пыльных старых томов книг и убаюкивающих лекций ещё более пыльных стариков. Мы, христиане, очень много говорим о прошлом, и в этом году многие из нас больше обычного говорят о Мартине Лютере, Жане Кальвине и других. Откуда же столько суматохи вокруг всех этих ребят? Не рискуем ли мы оказаться отставшими от времени?
На самом деле, празднование годовщины Реформации — это не упивание прошедшей славой и не тоска по идиллии золотого века. Мы празднуем эту годовщину потому, что 500 лет назад, когда Церковь была в кромешной тьме, Бог вновь пролил свет Своего Евангелия. Лютер сделал открытие, которое изменило мир тогда и продолжает изменять жизни и общества сегодня. То, что немецкий монах открыл в Библии, всё так же прекрасно и обладает такой же взрывной силой, как и раньше.
Вот три вещи, которые каждый христианин должен знать о Реформации.
1. Она о счастье.
Лютер открыл очень важный секрет, который потрясает мир и приносит счастье в любом месте.
Секрет был в следующем: слабые и разбитые люди “привлекательны, потому что они любимы; они не любимы за то, что привлекательны.”
Можно ли придумать что-то более контркультурное сегодня? У нас просто в крови заложено, что чем более мы привлекательны, тем более любимыми и счастливыми мы можем быть. Реформация — это история о том, как один человек обнаружил, к своему большому удивлению, что с Богом всё наоборот. Бог не любит людей за то, что они во всём разобрались. Он любит неудачников, и Его любовь делает их процветающими.
Итак, Лютер был обеспокоен счастьем людей. Фактически, он поверил, что нашёл секрет счастья. И это, на самом деле, и является сутью Реформации. Не морализация. Не самосовершенствование. Это было открытие потрясающей радостной вести, новости, которая преобразила миллионы жизней и изменила мир.
2. Она о свободе.
Реформация была началом Протестантизма, потому люди иногда думают, что её суть была просто в протестах и спорах о том, во что правильно верить, а во что нет.
Но когда Лютер написал короткую книгу, чтобы пояснить своё открытие, он назвал её «О свободе христианина». В ней мы находим, что Реформация была движением за свободу, а не предлогом для введения новых правил и усложнений.
Фактически, Лютер утверждал, что Евангелие потрясающе простое. Он сказал, что благая весть, которую он открыл, подобна истории богатого царя (представляющего Иисуса), который женился на погрязшей в долгах проститутке (представляющей нас, верующих в Него). Девушка никогда бы сама не стала королевой. Но вот приходит король, исполненный любви к ней. И в день их свадьбы он даёт свой брачный обет ей. И он заключается в том, что она принадлежит ему, — и проститутка становится королевой. Он берёт на себя и оплачивает все её долги, и она теперь разделяет с ним его богатство и статус.
Это не потому, что она заслужила это. Она не стала королевой, ведя себя по-королевски. На самом деле, она не знала, как вести себя по-королевски. Но когда король дал свой брачный обет, он изменил её статус. Несмотря на её прошлое, бедная девушка теперь стала королевой.
Подобным образом, самый большой неудачник, который принимает Иисуса Христа, разделяет с Ним Его праведность и статус. Происходит счастливый обмен статусами: когда Иисус умирал на кресте, Он принял и взял на Себя все наши грехи и поражения, и исключительно из Своей любви Он разделяет теперь с теми, кто верит в Него, всю Свою праведность и жизнь.
Это значит, как радостно писал Лютер, что “её грехи теперь не могут её уничтожить, потому что они возложены на Христа и поглощены им. И она обладает той праведностью во Христе, своём муже, которой она может хвалиться как своей собственной, говоря: ‘Если я согрешила, то мой Христос, в Которого я верю, не согрешил, и всё Его моё, и всё моё Его.’”
3. Она о будущем.
Поразмыслите над этими словами, написанными группой учёных из Вестминстера (Англия) в 1640-х годах: “Главная задача человека — прославить Бога и наслаждаться Им всегда.”
В этих словах заключена сама суть Реформации. Потому что открытие Лютера сделало очевидным то, что Бог — славный: прекрасный, благий, добрый и щедрый. Поэтому мы действительно можем наслаждаться Богом. Не ненавидеть. Не избегать. Не потакать. Наслаждаться.
Это радикально отличалось от того, что было известно многим ранее. Еще будучи монахом Лютер признался, что он стал ненавидеть Бога, сомневаясь в том, стал ли он достойным небес, он сотрясался от страха и мысли о том, как Бог может наказать его в последний день.
И вооружённый своим новым открытием, Лютер осознал, что он может посмотреть на свои страхи следующим образом:
Когда дьявол указывает нам на наши грехи и провозглашает, что мы заслуживаем смерти и ада, мы должны говорить так: “Я признаю, что я заслуживаю смерть и ад. И что с того? Означает ли это, что я буду приговорён к вечному проклятию? Никоим образом. Ибо я знаю Того, Кто пострадал и заплатил за меня. Его зовут Иисус Христос, Сын Божий. Где будет Он, там и я буду с Ним.”
И, таким образом, пугающий конец света стал для него “самым прекрасным Последним Днём.” Евангелие настолько преобразило жизнь Лютера, что он смог смотреть в будущее с непоколебимой надеждой и уверенностью, что он будет наслаждаться живым Богом вечно.
И сегодня нельзя и представить лучше надежды для раненых и безнадёжных людей.
Автор — Майкл Ривз / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!