Изучая историю Церкви и богословие, я удивляюсь современному возрождению и возобновлению старых еретических взглядов, которые уже исследованы и осуждены исторической, ортодоксальной, вселенской Церковью.
Под еретическими, в контексте данной статьи, я понимаю учения, которые не согласуются с ясными учениями и принятыми верованиями в христианской ортодоксии, которым учит Писание, как подтверждёнными верящей Библии, исторической, ортодоксальной Церковью. Если бы только пастыри начали изучать некоторые писания ранних отцов Церкви, имевших дело с такими вещами как арианство (см. св. Афанасия и Никейский Символ веры) или пелагианство (см. св. Августина и Карфагенский собор), — и это лишь парочка наиболее известных, — то было бы меньше невежества в нашем историческом, библейском и богословском развитии, и люди бы меньше были склонны к тому, чтобы их уводили в сторону ложными учениями.
Апостол Иуда увещевает нас “подвизаться за веру, однажды преданную святым” (Иуд. 3), следовательно, есть некоторый комплекс библейских доктрин или истин, который апостолы называли “верой”, охватывающий базовые библейские верования, которым должны следовать последователи Христа. (Апостол Павел также вспоминает этот комплекс истин как “образец здравого учения”, “добрый залог” и “здравое учение” в своих посланиях — см. 1 и 2 Тимофею, Титу.)
Также появляются новые учения, которые не согласуются с ясным библейским учением и которые тоже можно отнести к еретическим. Я предлагаю краткий обзор некоторых старых и новых ересей. Моя цель — просто мотивировать молодых христианских лидеров в потребности иметь различение и оставаться верными Писанию.
Старые ереси
Антиномизм
Впервые это слово было употреблено Мартином Лютером в его книге “Против Антиномизма” (1539), оно составлено из двух греческих слов: “анти” (против) и “Номос” (Закон). Следовательно, это относится к тем, кто проповедует, что Писания Ветхого Завета бесполезны и безжизненны и не имеют искупительной ценности для верующих в Иешуа после Его вознесения. (И это несмотря на то, что моральный закон Божий, содержащийся в Десяти Заповедях, постоянно цитируется в различных формах как в Новозаветних Посланиях, так и в Евангелиях.)
Вы видите сегодня возрождение этого учения у пастырей и учителей гипер-благодати, которые говорят, по сути, что нам не нужно следовать учениям Иисуса в Евангелиях. Более того, в желании подстроиться под современное общество были предприняты некоторые корявые попытки в проповедях “оторвать Ветхий Завет от их веры” (последние слова принадлежат Энди Стенли).
Преднамеренно или нет, такое учение может привести к полугностическим взглядам на Ветхий Завет, согласно которым Бог Ветхого Завета злой, а Бог Нового Завета (Иисус) — это Бог любви (см. учение о противоположностях Маркиона из Синопа)
Пелагианство
Я был очень разочарован, слыша и читая современных учителей, которые являются либо полностью, либо частично последователями пелагианства. Пелагий был британским монахом, жившим в 360-418 годы н.э. и учившим, что люди не рождаются с первородным грехом и полностью способны соблюдать Божий Закон без божественной помощи. Он учил, что люди склонны ко греху из-за своего греховного окружения, но на них не влияет первородный грех Адама и Евы.
Впоследствии его признали еретиком на Карфагенском Соборе в 418 году н.э., и ему противостал выдающийся отец Церкви святой Августин Иппонийский (Блаженный Августин). Конечно, самая большая проблема этого учения состоит в утверждении о том, что теоретически человек может жить безгрешной жизнью. В таком случае, Иисус не обязательно является Спасителем для всех, хотя Он и Господь всех. (Конечно, у сторонников пелагианства нет объяснения потребности рождения Иисуса от девы из-за их идеи о том, что первородный грех не передаётся, а следовательно Он мог бы гипотетически родиться безгрешным и совершенным даже через земного отца.)
Кроме того, любое учение, которое фокусируется на способности служить Богу человеческими усилиями, исключая крест и благодать Христа, учит другой форме спасения — спасения через дела, что является ещё одним отклонением от библейского учения.
Гностицизм
Гностицизм, как уже было отмечено в пункте об антиномизме, — это форма учения, разработанная еретиком Маркионом из Синопа. По сути, гностицизм развился из платоновского учения, которое утверждает, что духовный мир (или формы) намного более важен, чем естественный плотской материальный мир, что привело к дуалистическим взглядам на реальность и главные ценности.
Проповедники и церковные движения, которые сегодня фокусируются только на побеге с земли на небеса, учат, в той или иной форме, полугностицизму. Учителя, делающие акцент только на духовной жизни, индивидуальном спасении и молитве — исключая практическую жизнь под властью Христа на земле и влияние на окружающий мир, — являются практикующими дуалистами, берущими пример с антибиблейской гностической ереси, даже являясь истинными верующими в Иисуса. (См. писания апостола Иоанна, который подчёркивал тот факт, что Иисус создал материальный мир, а также само воплощение Иисуса, для борьбы с этим лжеучением; см. Ин. 1:3; Ин. 14; 1 Ин. 1:1-5; 1 Ин. 4:1-3.)
Македонианство (духоборчество)
Македонианство, также известное как пневматомахия (духоборчество), — это христианская ересь 4-го века, отрицающая отдельную личность и божественность Святого Духа. Согласно этой ереси, Святой Дух был создан Сыном и потому подчиняется Отцу и Сыну. (В ортодоксальном христианском богословии Бог един в Своей сущности, но имеет три личности: Отец, Сын и Дух Святой, которые отличны, но равны между собой.) Принимающие эту ересь называются духоборами.
Современные свидетели Иеговы и мормоны учат, что Святой Дух — это безличная сила и, что удивительно, недавний опрос, проведённый организацией Barna.org, показал, что большой процент христиан также верят в то, что Святой Дух — это только символ, а не живая сущность.
Хотя я и не слышал, чтобы кто-то из евангельских или ортодоксальных учителей проповедовал эту ересь, я заметил, что многие верующие обращаются со Святым Духом просто как с силой Бога — посланной, чтобы питать их энергией, помазывать и исцелять, вместо понимания, что как третья личность Троицы, Дух Святой — тот, с Кем мы должны общаться (см. 2 Кор. 13:14).
Арианство
(Далее цитата из электронной энциклопедии Britannica.com.)
Арианство — это основанная александрийским пресвитером Арием в начале 4-го века христологическая (касающаяся доктрины о Христе) позиция, суть которой состоит в том, что Иисус, как Сын Божий, был создан Богом. Она была очень популярна в Восточной и Западной Римский империях, даже после того, как была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году.
Никейский собор, который осудил Ария как еретика и издал символ веры для сохранения “ортодоксальных” христианских верований, был созван для урегулирования этого спора. Символ веры, принятый на Никейском Соборе, утверждает, что Сын — единосущный с Отцом, таким образом объявляя Его всем, кем является Отец: Он полностью божественен. Однако, на самом деле, это было только начало долговременного спора.
Конечно же, несмотря на Никейский собор и писания отцов ранней Церкви, направленные против этой ереси, современное возрождение этой старой ереси арианства вновь возникло в произведениях и учениях учителя 19-го века Чарльза Тейза Рассела, который, помимо других своих идей, отрицал Троицу, учил, что Святой Дух — это безличная сила, а не личность, а также учил, что Иисус был Архангелом Михаилом и сотворённым существом. Его учение провозглашают сейчас примерно 20 миллионах последователей, и это движение известно как Свидетели Иеговы или Сторожевая Башня.
Заканчивая первую часть этой статьи, я молюсь о том, чтобы верующие и молодые пастыри имели любовь не только к Писанию, но и к библейским доктринам, богословию и церковной истории, чтобы выработать различение, необходимое для водительства в этой постмодернистской культуре, идущей на компромисс с Библией.
В продолжении мы рассмотрим новые ереси и странные учения.
Старые новые ереси и странные учения: опасность открытого теизма
Старые новые ереси и странные учения: гиперблагодать, гиперсионизм, полный претеризм, синкретизм «лайт-христианства»
Автор — Джозеф Маттера / charismamag.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая познавательная статья, показывающая как в Христианском сообществе исторически развивались различные вольные толкования Слова Божьего. Согласен с тем, что недооценивается личность Святого Духа, впрочем, как мы не понимаем во всей полноте значимости и могущества Отца и Сына! А ведь словесно невозможно описать Их силу, какой Они обладают в видимом нами и невидимом мире! Просто нет таких человеческих слов чтобы это можно было сделать! Дух Святой Божий обладает всеми энергиями какие только есть в созданной Богом Отцом бесконечно изменяющейся череде планет, солнц, туманностей и вселенных; однозначно, что все Свои чудеса, Йешуа, совершал при Своей земной жизни силою Святого Божьего Духа! Но может быть, что и Сам Отец наш Небесный, творил и творит имея при Себе такого Всесильного Помощника!! Аминь и аминь.