Кто из всех пасторов, авторов и богословов в мире более всего повлиял на ваше мировоззрение?
Я задал себе этот вопрос и начал перебирать в уме имена – Джон Кальвин, Герман Бавинк, К. Льюис, Сорен Кьеркегард. Но в итоге я пришел к неожиданному ответу: моя мама, Арлиетт. Реальность такова, что сколько бы я ни цитировал Кальвина или Бавинка, глубочайшие корни моих богословских инстинктов ведут к маминым наставлениям в вере.
Моя мама официально не получала богословского образования. Она воспитывалась в католической школе и получила рождение свыше на библейском разборе в церкви «Голгофа» за несколько лет до моего рождения. Я не помню, чтобы у нас дома была хоть одна книга по систематическому богословию, пока я не купил свою во время учебы в семинарии. Богословие мама изучила посещая служения церкви, библейские разборы, самостоятельно читая и слушая бесчисленное множество кассет с проповедями. В какой-то момент она уже знала достаточно, чтобы быть замеченной руководством нашей старой церкви, и ей предложили вести женскую группу по разбору, с чем она весьма успешно справлялась.
Познав и полюбив Иисуса лично, более всего мама хотела, чтобы и мы с сестрой Его познали. Первые несколько лет моего посещения церкви мама была моим учителем воскресной школы. На своих уроках она использовала фланелевый коврик, чтобы учить нас Божьему Слову. После серьезной операции, которую мама перенесла, когда я учился в младших классах, она попросила Бога продлить ей жизнь, чтобы она могла наставлять нас в вере, пока мы не вырастем.
Спустя годы, я могу сказать, что Бог ответил на эту молитву. Мама никогда не успокаивалась. Она всегда была нашим духовным капитаном и заводилой.
Итак, чему же именно о теологии она меня научила? Очень многому, но четыре истины я хочу выделить особо.
1. Вопрос Троицы – вне обсуждения.
Во времена моего детства в той местности, где мы жили, было много «свидетелей Иеговы» и мормонов, которые ходили по домам людей. Мама велела нам задавать им один ключевой вопрос: «Вы верите в Троицу?» И если они отвечали отрицательно, мы говорили, что мы верим, и на этом беседа заканчивалась.
Хоть это и не было лучшим примером «экуменического» диалога, мама к этому и не стремилась. Гораздо больше ее заботило духовное здоровье ее детей. Она никогда не употребляла таких терминов как арианство, троебожие, модализм и не говорила о разнице между экономической и имманентной Троицей, однако она ясно передала нам истину о том, что христиане исповедуют вечного триединого Бога, Который есть Отец, Сын и Святой Дух. Все остальное не является Богом Иисуса Христа.
2. Это есть в Библии?
Мама также научила нас пониманию важности Писания. И она, и отец читали нам его перед сном. Утром, по дороге в школу мама помогала нам заучивать стихи из Библии наизусть. Таким и многими другими способами она учила нас тому, что Божья истина находится в Библии.
Мы не были фундаменталистами, отвергающими все другие книги, кроме Библии (родители часто возили меня в библиотеку). Однако когда дело касалось веры и морали, те принципы, которых не было в Библии, не рассматривались как необходимые для спасения и их, как правило, опускали. В последующие годы я осознал ценность различных вероучений, советов и тому подобного, но этот основной инстинкт – доверять Божьему Слову больше любых других слов – выработался во мне благодаря словам моей матери.
3. Евангелие имеет форму повествования.
Поскольку мама была учителем воскресной школы, я услышал много библейских историй, сидя у нее на руках. Еще в раннем детстве у меня было определенное чувство, что Библия – это не просто сборник отдельных, несвязанных истин, а ряд повествований, раскрывающих духовную историю живших ранее поколений верующих, и все эти повествования подводят нас к спасительному подвигу Иисуса Христа. Более того, я понимал, что сам являюсь частью этой истории. Задолго до того, как я узнал о том, что такое «повествовательное богословие», моя мама научила меня ему.
4. Смирение жизненно важно.
Мама учила нас смирению. Вряд ли я смогу сосчитать, сколько раз она говорила со мной о смирении Соломона, попросившего у Бога мудрости. Множеством способов она предостерегала меня, чтобы я не был гордым и не думал, что знаю много лишь потому, что знаю немного больше своих друзей. Для прирожденных грешников смирение перед Божьим Словом и самим Создателем, находящимся за пределами нашего понимания, – это урок, который невозможно преподать слишком рано или слишком много раз.
Возьмите на себя свою роль
Я не пишу все это лишь для того, чтобы рассказать душещипательную историю о моей маме. Я хочу призвать родителей начать исполнять свою главную роль в духовном формировании своих детей. Прежде чем я познакомился с Богом в семинарии, я познакомился с Ним дома.
Как человек, посвятивший много лет студенческому служению, я знаком со всеми прекрасными программами и уроками воскресной школы, с помощью которых можно формировать духовную жизнь детей. Но факт состоит в том, что мы, учителя, проводим с вашим ребенком в лучшем случае час или два в неделю. Остальное же время проводите с ним вы. Духовная жизнь вашего ребенка – это, по большей части, ответственность не церкви, а ваша. Поместная церковь призвана лишь помочь вам, как родителю, совершать этот Богом данный труд.
В конце концов, ваша главная задача, как родителя, не в том, чтобы определить своего ребенка в лучшую спортивную команду, или в подходящий колледж, или устроить ему «успешную» и «счастливую» жизнь. Ваша главная задача – как косвенно, посредством личного примера, так и путем прямого наставления — направлять ребенка к Иисусу во всем, что вы делаете.
Ободритесь
Если все вышесказанное переполняет вас, хочу сказать вам несколько слов ободрения.
Во-первых, вы молодцы. Это непростой вопрос, и, судя по моему опыту, очень немногие родители проявляют к нему интерес сверх того, чтобы удивляться, почему их церковь еще не превратила их чадо в святошу. Легкое чувство святого трепета и осознание важности дела – это не плохо.
Во-вторых, успокойтесь. Вы не должны обращать своего ребенка в веру – это работа Святого Духа. Просто направляйте его к Иисусу. Чрезмерные усилия сведут вас с ума.
И, наконец, наберитесь храбрости. Вы не одни. У вас есть обетование Иисуса, что Он будет с вами до скончания века, пока вы будете стараться выполнить Его великое поручение – даже до края вашего собственного двора (Мф. 28:19-20).
Автор — Дерек Ришмеви / thegospelcoalition.org
Перевод — Татьяна Пронина для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!