Сегодня — недельная глава Торы Микец. Начнем с 41-й главы книги Бытие:
И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. (Быт.41:51,52)
Интересные, в общем-то, имена для сыновей, вы не находите? Мы наблюдаем, что здесь, оказывается, они что-то значат :) Хотелось бы обратить внимание на желание, которое было у Иосифа — «забыть дом отца». И вторая часть, которая пришла в его жизнь — он переселился в другую землю, и пытаясь забыть дом отца, он говорит, что “Бог сделал его плодовитым в земле несчастья”. И в одном, и во втором случае ситуация, в общем-то, не такая простая: несчастье в доме отца и несчастье в земле, где Бог его делает плодовитым.
И нас интересует, что же должно было произойти в жизни человека, чтобы он пожелал забыть дом отца? Как это — забыть дом отца?
Слово «простить», вообще идея «простить», которая должна быть близка всем верующим или, по крайней мере, знакома, — она связана с таким значением слова «простить», как «забыть». То есть, «простить» — мало просто сказать «я прощаю», как мы знаем из жизни. Нужно, чтобы в сердце произошли какие-то изменения, чтобы боль ситуации была забыта. И здесь мы видим, что давая имя Манассия, и подчеркивая, что это потому, что “Бог дал забыть все несчастья мои” — мы видим из конструкции фразы, что Иосиф-то помнит о несчастьях, потому что говорит о них, и о доме отца он тоже помнит, потому что говорит о нем. Что же имеется в виду «забыть»? Я думаю, он забыл боль ситуации, перестал так отчаянно горевать, что, как известно, связывает творческий потенциал человека, не дает ему дышать, смотреть вперед свободно, что он оглядывается назад. И поэтому он говорит “забыл дом отца”. И поэтому это приводит к тому, что описано в 52 стихе: “Бог сделал меня плодовитым...”, возможно, без первого не было бы второго, если бы не простил, не был бы плодовитым. Мы видим, что само имя напоминает о доме отца. Имя, которое он дал, будет все время напоминать о доме отца, но от той боли, от тех переживаний, которые были раньше, он действительно освободился. И, переходя в следующую главу, мы бы в параллели посмотрели на реакцию братьев. Когда приходят сложные обстоятельства в жизнь братьев:
И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. (Быт.42:21)
Удивительно! Двадцать лет прошло, но при наступлении сложной ситуации братья тут же понимают, почему это с ними произошло. Многие люди сегодня, попадая в сложную ситуацию, задают вопрос: а за что? То есть, почему меня это постигло? Что же в моей жизни было такого, что такие несчастья пришли в мою жизнь? Мы видим, что спустя 20 лет они не забыли того, что сделали по отношению к брату и когда приходят сложные обстоятельства, они точно корреспондируют их с тем, что они сделали. У них нет вопроса: “Боже, почему это пришло в мою жизнь, за что нам это?” Они точно знают — за то, что они не проявили милость.
Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. (Быт. 42:22)
Очень интересно. За эти 20 лет были разные события, и это событие вспомнилось не вдруг, очевидно, это возвращалось к ним периодически, постоянно.
И здесь отношение людей, которые согрешили по отношению к брату своему, и 20 лет они помнят об этом, переживают об этом, эти события не изгладились. С одной стороны, мы видим Иосифа, который старается забыть; с другой стороны, мы видим братьев, которые помнят и понимают, что есть ответственность за то, что они совершили, и эта ответственность приходит в их жизнь.
На одном развороте мы можем это видеть, оба места одновременно, и здесь сказано, Иосиф подчеркивает:
“Бог дал мне забыть...”
Всевышний помог ему отпустить это из сердца. Здесь мы читаем, что здесь они помнят и Бог не дает им забыть. Бог не дает нам забыть, но, иногда люди объясняют себе, прощают себя сами, забывают сами. Сегодня мы видим не такое отношение к совершенным поступкам, какое мы видим, читая Писание, у братьев Иосифа.
Многие вещи верующие делают примитивными, многие считают, что простить или покаяться — это лишь провозгласить: прощаю или прости меня, я каюсь. И после этого считается правильным, если ты больше об этом не вспоминаешь. Потом люди не могут понять, почему жизнь идет кривобоко. Во многом это от того, что по-настоящему они в грехах и не раскаялись и, при случае, они будут делать похожие вещи, что показывает, что внутренность не изменилась. Слова были произнесены, внутреннее состояние осталось прежним и можно ли называть это покаянием?
Идея покаяния в себе содержит много граней. Прежде всего, покаяние – это новое начало, когда Бог прощает и дает человеку второй шанс. Но нужно понимать, что у наших поступков есть несколько граней. Первая — это когда мы грешим, и грешим перед Богом. Но вторая часть — это то, что мы совершаем поступки и по отношению к людям. И, прося о покаянии у Творца, понимая, что Творец нас простил, зачастую, люди не считают нужным просить прощения у других людей.
Или же, бывает, просят прощения у других людей, но слова «прости меня», «прости меня, Господь», «простите меня, люди» — это является точкой в этом письме покаяния. Нужно еще пробовать разобраться, почему это произошло, захотеть больше так не делать.
И, конечно, достойные плоды покаяния — если можешь что-то исправить, нужно исправить.
Здесь, с одной стороны, чтобы мы не попали в крайность, когда люди не могут простить себя годами, а с другой стороны, не стоит и легковесно относиться к нашим поступкам и покаянию перед Богом и людьми.
Потому что покаяние — это не вопрос каких-то других слов, покаяние — это разворот, переоценка ценностей, и исправление, если это возможно, того, что мы сделали в прошлом. Когда мы читаем, мы видим две стороны Божественной милости — освобождение Иосифа, которое дает ему забыть страдания. В дальнейшем мы видим его в отношении к его братьям. Когда он, в пике своей славы, конечно, мог вспомнить, что они сделали, и наказать их, но его сердце было свободно, потому что он уже отпустил их.
Как у Иосифа получилось это забыть? Он был с Богом, и Бог дал ему забыть. Если бы он был без Бога, у него вряд ли получилось бы простить и забыть.
Подводя итог, хочется сказать, что прощать — важно. И важно забывать. Но и помнить — важно. Помнить, что иногда в нашу жизнь приходят следствия наших поступков в прошлом. И в этом смысле его братья были правы, вспоминая, что они сделали, и понимая, что есть наказание за то, что они сделали, наказание, которое и с течением такого времени приходит в их жизнь. И здесь нужно понимать, что покаяние — это не способ избежать наказания, а многие верующие, думают, что если они покаялись, то наказание не придет в их жизнь. Это не так. Покаяние — это способ примирения с Богом, способ восстановления разрушенных вследствие греха отношений с Творцом. Но это не способ избежать наказания. Когда мы были маленькие, и что-то натворили, и родители нас собирались наказывать, то тогда мы очень искренне просили прощения, желая избежать наказания. Вот эта модель — она неправильная. Есть идея нового начала, когда Бог прощает наши проступки и не вспоминает их больше, но есть и следствия наших поступков.
Думаю, мы еще не раз будем говорить о причинах и следствиях. Бог может освободить от последствий греха, и многих людей освобождает от них, но это вопрос Его милости, это не закон, это не всегда так бывает. Вопрос прощения. Иногда много молясь о прощении, чтобы сердце открылось для прощения, нужно перестать оглядываться в свое прошлое, в ситуацию, где тебя крепко прижали и обидели, и знать, что, если ты отпустишь прошлое, ты получишь будущее, как это произошло с Иосифом.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Микец (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!