Сегодня мы будем рассуждать о некоторых стихах недельной главы Ваигаш.
Глава Ваигаш, безусловно, очень насыщенная и очень интересная, хотя и коротка. Опять мы рассмотрим буквально несколько стихов и поразмышляем над тем, что произошло, когда братья наконец друг друга узнали и когда раскрылась тайна Иосифа. Иосиф — это образ страдающего Мессии. В иудаизме есть Машиах Бен Иосиф и Машиах Бен Давид. Машиах Бен Иосиф — почему он так назван? Потому, что это Мессия из дома страдания. Мессия, которому пришлось пострадать, совершить искупительную жертву.
И здесь мы будем читать пониманием Иосифа, почему это произошло с ним в его жизни. 45-я глава, начнем с 3-го стиха:
И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой?
(Быт.45:3)
Помним, в прошлой недельной главе мы говорили — это тот, который хотел забыть дом отца! И первый вопрос, который он задает: «Жив ли отец мой?»…
…Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет (Быт.45:3,4)
Он выстрелил им прямо в то больное место, которое мы читали. Они это помнили и сопрягали все свои неудачи и проблемы с тем, что они его когда-то продали, и он им прямо сразу об этом говорит.
Он понимал их разговоры и слышал, что они говорят. Потому и сказал: «это именно я, которого вы продали в рабство». И тут понятно, что это человек, облеченный властью, могуществом, вот теперь-то он им может вспомнить всё, но сказав это, он продолжил — «но...». И теперь все, что он сказал до этого, после «но» не важно. И он начинает говорить главную суть:
но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда… (Быт.45:5)
Невероятно. Он говорит: «послушайте, я все помню хорошо, но это не важно, не печальтесь и не жалейте, что вы продали меня сюда.» А они печалились, они жалели, и он дает им выход. Он говорит им: не нужно. И вот почему не нужно — он не только говорит, чтобы они этого не делали, но он объясняет, почему им не надо печалиться и жалеть:
… потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. (Быт.45:5-8)
Здесь мы видим объяснение для братьев и понимание Иосифом всей картины. Зачастую сегодня люди, в общем-то, хотят преуспевать, много размышляют о личном благополучии, об известности, положении в обществе. Мы знаем много примеров. И история личного преуспевания достаточно широко распространена в современном христианстве.
Изучая историю церкви, читая о том, с чем собирались бороться первые протестанты, второе поколение протестантов, можно увидеть, что идея «мой дом – моя крепость» — это идея, которая была рождена не в среде католицизма или православия, это то, что родилось в среде протестантизма. Видимо, они, отталкиваясь от того, с чем хотели покончить, в каком-то смысле с водой выплеснули ребенка. Они выбросили идею общинной жизни, которая до известной меры была извращена, и вместо этого приняли идею отделиться от всех, закрыться в себе, наладить свои личные отношения с Богом, что само по себе не плохо, но наладить в той мере, чтобы абстрагироваться от окружающего мира. И это в итоге привело к тому, что весь мир, который был засеян протестантами, в той или иной степени эту идею принял. И мы сегодня слышим много вопросов: как наладить такие отношения с Богом, чтобы исполнялось все то, что Он обещал в моей жизни. И чем интересен Иосиф, он говорит: «ребята, я здесь для того, чтобы вам было хорошо» — на все лады пробует их утешить. Дважды напоминает им: «я здесь, потому что — Бог! Видите, и теперь все будет хорошо.»
Важная часть, когда человек понимает, что всё, что происходит в его жизни, оно контролируется Богом. И Бог для чего-то это делает. И Иосифу было уже не тяжело принимать своих братьев, понимая, что цель его положения, его позиции в обществе, смысл того, чем он обладает – это не для него лично. Это для того, чтобы он спас жизнь своего дома, дома отца своего. И вот здесь очень важный фокус страданий, длинного пути, непонимания, сомнений. И, в конечном итоге, раскрытия Божьего плана, что «это всё не для меня, это всё для моих близких, близких мне по плоти.» И вот эта часть, она буквально прослеживается в идее Йешуа бен Йосеф: тот, кто должен прийти, тот, кто должен страдать за народ. Тот, кто должен принести, в конечном счете, искупительную жертву за народ. Тот, кто искупит народ, и тот, кто умрет за народ. Вот этот образ в полной мере был дан нам в жизни Йосефа и раскрыт в полной мере в жизни Йешуа. Почему он и назван Мессией бен Йосеф, Мессией страдающим, Мессией искупающим. Тот Мессия, который прошел этот путь страданий и искуплений. Который был нужен нам. Который совершил этот путь не потому, что он в этом нуждался, а потому, что в этом нуждались мы. И это то, что понимал Йосиф.
Читая Библию, мы находим идею: «ты можешь нечто принять, чтобы потом это раздать». Бог готов давать, готов много давать. Но готов давать тем, кто способен раздавать. И если проповедь половинчатая, то это звучит так: «Бог готов давать, примите верой это. Бог готов давать, у него есть всё». Но здесь нет продолжения: «примите и начните раздавать».
И здесь позиция Иосифа удивительная, когда он достигает наивысшего положения в обществе — второй после фараона. Но какой второй?
…Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. (Быт.45:8)
То есть, величина этого человека невероятная. Но он говорит: послушайте, это всё не для меня. Нам нужно напоминать себе, не для этого ли времени мы получили то или иное из того, что имеем.
Можно вспомнить здесь слова Йешуа, когда Он говорит: «блаженнее давать, нежели брать.» И как же сложно людям это принять. Что же доброго в том, чтобы раздать? Добро ведь, чтобы взять, чтобы оно у тебя было, карманы были полны. А он говорит: стоп, стоп. Ты хочешь доброй жизни, тогда пойми, надо сделать шаг дальше, шаг в эту неизвестность, которая для тебя кажется пугающей. Раздай, это будет полезнее для тебя, ты почувствуешь это! Но это не просто, правда?
Не просто. И тут Йосеф отождествляет себя с домом своего отца. Йосеф мог отделиться и сказать: послушайте, у меня жизнь устроена, у меня все хорошо. Но он отождествляет себя со своим домом, со своей семьей. И вот это важная часть, когда наше христианство не будет сосредоточено на себе, любимом, но наше христианство будет сосредоточено на общинной жизни, на нуждах братьев и сестер. Это отождествление себя со своим народом, со своей семьей. И эту важную часть мы можем видеть в жизни Йосефа, когда он отождествил себя не со своим положением, не с тем, кто он и чем он обладает. А отождествил себя с домом своего отца и сказал: послушайте, всё, что я имею, всё, чем я обладаю, на самом деле — это не для меня, а для вас. Бог позаботился не обо мне, а о вас, дав все это мне в руки.
Вспоминаются слова рабби Шауля (апостола Павла), который сказал: «веру сохранил, течение совершил.» И если сейчас вернуться к Иосифу — вот он собрал, смог, как говорится. А потом начинает это раздавать. И таким образом он совершает течение. Многие люди прерывают течение, приняв, но не раздав. И они останавливают течение, а оно могло бы совершаться. И не известно, что было бы в жизни многих, если бы они на себе не остановили движение Божье.
Поэтому, самая важная мысль, высказанная сегодня — мы живем не для себя. Все, что Бог нам дает, Он дает, прежде всего, не для нас, а Он дает для того, чтобы мы позаботились о ком-то, кто нуждается рядом.
Жизнь такова, она так построена, что становится полной, когда приняв, мы способны раздать. Нужно стремиться к этому, учиться этому, брать примеры из Писания.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Ваигаш (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!