«777 секунд Торы» в тексте. Ваешев

«777 секунд Торы» в тексте. Ваешев

Сегодня мы будем говорить о недельной главе Ваешев.

Хотелось бы затронуть в нашем рассуждении некоторые события, которые произошли в предыдущих главах. И здесь, в общем-то, рассматривается история Иосифа, начало истории Иосифа. Иосиф — это один из удивительных прообразов Машиаха, данных нам в Торе, и мы увидим, насколько точно его судьба совпала с судьбой Машиаха.

Начнем с 37-й главы, со 2-го стиха:

Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими… (Быт.37:2)

И видно, в общем-то, особое отношение Иакова к Иосифу… знаете, странно звучит фраза «Вот житие Иакова. Иосиф пас скот». То есть, все было сосредоточено в этом юноше. И нужно сказать, что юноша был действительно удивительный — любимый сын. И мы знаем, что дом Иакова был непростым домом и там были непростые взаимоотношения между мужем и его женами, наложницами… такая вот ситуация в доме была, и почему Иосиф стал любимым сыном? Написано: «Сын старости».

Трудно, конечно, назвать всех остальных детей «сынами юности», потому что, если мы будем внимательно читать Писание, размышлять над родословными и исчислять года, мы узнаем, что Иосиф родился, когда Иакову было где-то в районе 91 года. Но все остальные сыновья родились за 7 лет, он был одиннадцатым ребенком, рожденным в течение 7 лет. Поэтому между младшим и старшим на тот момент была небольшая разница. И поэтому трудно было сказать, что это был «сын старости». Второй момент, о котором хотелось бы сказать — изначально Иаков выражал особую любовь к Иосифу. И когда он должен был встретиться с Исавом, то он выстроил своих детей и жен в порядке, в котором он их любил. Тех, которых любил меньше, поставил ближе к Исаву, к тому, кого опасался. Мы знаем, что он поставил сначала детей наложниц, потом Лии, а потом Иосифа с его мамой. Что удивительно – нечасто можно услышать проповеди о том, что испытывали дети, стоя в такой шеренге. И что испытывали другие дети по отношению к тому, кого Иаков выделял и любил больше всех.

Здесь мы видим, что:

Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих… (Быт.37:3)

И дальше написано:

... и они возненавидели его еще более. (Быт.37:5)

… И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.

… Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово. (Быт.37:8, 11)

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Атмосфера, которая была в доме у Иакова, была очень непростой, непросты были взаимоотношения с детьми. Здесь мы видим непринятие и отвержение родственниками, ближайшими родственниками любимого сына отца.

Старшие, родные братья (роднее не бывает), они начинают ненавидеть того, на ком сфокусирована любовь отца. Мы говорим о том, что родные братья возненавидели и эта ненависть была настолько сильной, что они готовы были убить. И в сердце своем они уже убили его. Заступничество Иуды, отчасти из-за любви и нежелания произвести такой страшный грех, оно привело к тому, что его продали в рабство. И мы видим, что им всем от этого стало легче.

И атмосфера была уже такая, что они уже не могли дружески разговаривать с ним. И это привело к состоянию, когда они уже готовы были убить. И «явили милость», продав его в рабство.

Давайте повернем наш разговор от событий с Иосифом к событиям, которые были на тысячи лет позже, к событиям с Иешуа. Давайте вспомним о том, что в Израиле появляется рабби, которого все быстро узнали, о котором быстро начали говорить. О нем было известно, что Он не учился нигде и ни у одного из известных тогда раввинов, и не принадлежал ни к одной школе, группе толкования, известных на то время.

И было еще кое-что известно. Было известно об образе жизни Его. Вы знаете, можно наверняка сказать: если вы ведете благочестивый образ жизни, окружающие об этом будут знать. Мы видим, когда Йоханан (Иоанн) выходит погружать Израиль, то выходит вся страна принимать это служение, это учение, выходит и погружается. И здесь мы видим человека, приходящего к Йоханану, и он Ему говорит: «я не достоин этого сделать! Если кто и достоин, и кто кого должен погружать, то это ты меня.» Другими словами, он знал образ жизни Иешуа. Иными словами, слава о том, что Он ведет благочестивую жизнь шла впереди Него.

Вот, что еще интересно. Получается так, что Иешуа творит чудеса — Бог через Него творит чудеса — Он является ответом для всех на те старые вопросы, ответы на которые люди желали получить от Бога. И Он не может быть никем уловлен для того, чтобы Его в чем-то упрекнуть. И потом это приводит к ситуации, схожей с ситуацией с Иосифом. Религиозные лидеры (вожди, авторитеты) Израиля начинают Его ненавидеть, не имея на то логических оснований.

vaeshev3

Бывает так, что один человек сделал другому больно и тот начинает его ненавидеть. Но здесь мы не видим, что Иешуа сделал что-то такое, что могло бы дать основания их неприязни к нему.

Похоже, что они больше переживали за свой авторитет. Они видели, что планка уважения народа к ним ниже, чем планка уважения народа к Иешуа и приняли превентивные меры. И это очень похоже на ситуацию с Иосифом, когда его, без вины виноватого хотят убить, и потихоньку продают в рабство.

В случае с Иешуа что выходит? Вожди народа отправляют Его на суд Пилата, которому все равно и который не находит против Него ничего. Сейчас, когда говорят, что Иешуа предал свой народ, что Он нарушил Тору, что Он фактически сделал все, чтобы Израилю было плохо — если разбирать эти доводы, то они не находят подтверждения. Как современному еврею, который не верит в Машиаха, понять, что все это безосновательно? Ведь ему запрещают читать Новый Завет, ему запрещают читать те книги, где можно найти опровержение всем этим предубеждениям. Очень похоже на ситуацию с Иосифом.

Надо понять корни отвержения Израилем своего Мессии. Они кроются не в том, что кто-то где-то что-то нарушил то, что сказал Бог. Это скрыто в зависти человеческой. Точно так же как братья Иосифа не любили его не за то, что он был плох к ним, а лишь потому, что они завидовали ему.

И, в общем, то, что произошло с Иосифом, мы можем видеть в Мессии. Когда Он незаслуженно страдал, когда Он был незаслуженно отвержен. И даже когда Иосиф попал в рабство, мы видим, как Бог поднимает его, вводит в дом Потифара, в дальнейшем мы видим — опять падение, опять темница. И такая жизнь, когда родные его отвергли, когда его незаслуженно оклеветали, когда опять он попадает в темницу — могла такая жизнь, такая судьба ожесточить сердце Иосифа. Но мы немного забегаем вперед, в следующую недельную главу.

Очень хочется начать об этом говорить прямо сейчас, но давайте дождемся следующей главы. Для того, чтобы в нашей программе «777 секунд Торы» видеть, как Бог начинает раскрывать путь Мессии для своего народа, Израиля. Продолжим на следующей неделе. Шалом.

Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич

777 секунд Торы. Ваешев (видео)

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!