Хотелось бы, размышляя над недельной главой Ваехи, поговорить о благословениях. Некоторые принципы благословений, передачи благословений мы можем найти, читая 48-49 главы книги Брейшит.
Итак, после того, как Иосифу сказали, что отец его болен, он взял своих сыновей и пошел к Иакову. Придя к Иакову: И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. (Быт.48:8,9)
Удивительная часть. Мы видим, что благословение на внуков происходит, в данном случае, раньше даже, чем благословение на сыновей. В следующей главе Иаков позвал всех сыновей и начал благословлять их. Здесь же он благословляет своих внуков. Благословение, в общем-то, очень интересное. Даже в процедуре самого благословения мы можем найти некоторые любопытные детали:
И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой… (Быт.48:17,18)
Очень интересно, как сыновья знают лучше, как надо, чем отцы и готовы всегда прийти на помощь, поправить…
и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии. (Быт.48:18-20)
Само по себе интересно то, что состоявшийся Иосиф, который был фактически духовным отцом фараону, как мы читали в предыдущей главе, он, который спас свое семейство, и, может быть, ему было уже и неважно благословение отца для своих детей, тем не менее, приводит к своему отцу своих детей, торопится это сделать. Ревнует в процессе того, как все это происходит, не безразличен, не просто как ритуал исполнить. Когда видит, что что-то пошло не так с его точки зрения, пытается скорректировать, т.е. он видит, что это важно.
В этом благословении есть любопытная деталь. Израиль, в общем-то, пренебрегает первородством. И мы об этом и говорим – отец понимает, что тот делает это не правильно. Он поправляет его, говорит, «послушай, вот этот мой первенец, вот этому должна достаться большая часть.» Но Израиль говорит: нет. И мы видим, что на самом деле Бог, в определенной степени, пренебрегал первородством в этой семье.
У Авраама рождается первенец, Измаил, но получает все не первенец. Ицхак получает все, а остальные дети получают подарки. Дальше история двух братьев, Исава и Иакова. Исав был первенцем, получает все Иаков. Дальше мы видим историю сыновей Израиля, сыновей Иакова. И получает двойную долю в наследии Иосиф.
Когда мы смотрим на благословения:
Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но … (Быт.49:3,4)
И вот это «Но» заканчивает все могущество, первенство Рувима. Двойную долю получает Иосиф. И дальше мы смотрим – сыновья Иосифа, Ефрем и Манасия. И тут все не так. Дабы изволение Божие в избрании происходило. Мы видим план Иосифа на жизнь Ефрема и Манасии. Он определил, кто первенец, кто должен первенствовать во всем. И когда он видит, что это не так, он говорит: «Отец, не так. Не так я себе наметил. Вот этот первенец». Но Израиль знает план Божий для этих детей.
Т.е. мы приходим к такому простому выводу: избрание важнее первородства. Если мы посмотрим на нашу современную жизнь, то, как это понимание применить к тому, в чем мы, как говорится, варимся, живем, существуем, боремся? Бывает так, что какой-то человек по рождению своему приобретает какие-то способности, возможности. И затем, когда он видит, что кто-то, кто не имеет этого, занимает выше позицию, предположим, в служении, если так узко взять, у него возникает вопрос, почему? Ведь я более способный человек, чем тот или иной служитель. Почему он там, а не я? Почему он возглавляет, а я должен слушаться? И вот тут стоит задуматься над тем, о чем мы здесь говорим…
Здесь есть две грани. И нам бы посмотреть на Израиль, как народ. И мы знаем, что мы избраны. И это избрание некоторых людей тревожит. И часто можно слышать: «Неужели вы лучше, чем все остальные народы?» Да нет, мы не лучше. И зачастую евреи, как народ — можно читая Библию это понять — мы несколько хуже других. И здесь вопрос не в том, что мы лучше, а в том, что мы избраны. И вопрос избрания, это не вопрос лучше или хуже.
Бог ради отцов избрал этот народ себе. Но с одной стороны, пренебрегая своим избранием, мы можем лишиться благословений. Когда мы отталкиваемся лишь от своих ожиданий, лишь от первородства в том смысле, что Израиль — первенец. Когда мы настаиваем на этом, есть определенные проблемы. И в 8 главе Евангелия от Матфея мы можем прочитать:
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. (Матф.8:11,12)
Т.е. если мы надеемся войти в Его Царство по праву рождения, то будут некоторые сложности. С другой стороны, нехорошо другим людям уничижать избрание Божие. С одной стороны те, кто получают избрание, не должны гордиться, не должны превозноситься. С другой стороны, те, которые видят избрание, не должны задавать себе много вопросов и принижать и обижать тех людей, которые получили избрание, потому что Бог так решил. Бог решает суверенным образом, кого Он избирает. И он открывает зачастую свое избрание через благословения…
Если бы Иосиф оттолкнулся от привычного его времени понимания благословения, не пошел бы к отцу за этим благословением, поставил бы Манасию первым в своем наследстве, то что-то пошло бы в истории не так, как хотел Бог, потому что явно Бог решил иначе.
Важная здесь часть – ценность благословения родителей. Ценность благословения общины или церкви. Иногда люди пренебрегают этой ценностью, иногда они не приходят. Здесь же мы видим: Иосиф достиг огромного положения, но он ценит благословение своего отца, и своих детей он приводит к отцу, для того, чтобы получить благословение. Иосиф понимает ценность этого.
Однозначно, его решение поступить здесь правильно привело к тому, что Бог скорректировал порядок благословений, что потом отобразилось в истории. И до сегодняшнего дня мы благословляем своих детей так, как Израиль благословил Ефрема и Манасию.
Какие бывают благословения сегодня среди тех, кто верит в Бога? Нормально, когда мы собираемся в шаббат за столом и нормально, когда отец благословляет мальчиков, девочек, благословляет жену. Это семейные благословения, которые должны звучать. И хорошо, когда они звучат хотя бы раз в неделю. Благословения родителей на какие-то предприятия, которые собираются совершать их дети. Благословения родителей, когда они отделяют своих детей на самостоятельную жизнь. Благословение общины или церкви своих служителей на какое-либо служение, благословение общины или церкви на брак, совершающийся людьми.
Во время благословения Бог может сказать слово, откорректировать ожидания наши, может где-то остановить то, что делается неправильно. Поэтому важность благословений, принцип раскрытия и передачи благословений на сегодняшний день трудно переоценить. Это высшая ценность, которую мы имеем от Него – привилегию благословлять.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Ваехи (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!